Мастер - класс для педагогов "Базовые навыки игры в шахматы"
материал

Макаренко Ильмира Рамилевна

Мастер-класс Макаренко Ильмиры Рамилевны

для педагогов.

«Базовые навыки игры в шахматы».

Цель:  заинтересовать игрой в шахматы.

Задачи: - дать первоначальные теоретические азы шахматной игры;

                - дать возможность на практике применить полученые

                   теоретические знания.

 

Добрый день коллеги.

Что же такое шахматы? (Игра, наука, искусство и т.д.)

А ещё шахматы – это единоборство.

И также как в других единоборствах, в шахматах есть свои правила поведения.

Я познакомлю вас с основными.

Итак, первое – Рукопожатие (слайд №1)

Это общепринятый знак взаимного уважения (слайд №3 – мои дети).

До партии обычно шахматисты протягивают руку для рукопожатия одновременно.
После окончания партии соперники также пожимают руки.

Шахматист, признающий своё поражение, протягивает руку первым, если НИЧЬЯ, то одновременно.

Если шахматист намеренно игнорирует рукопожатие (слайд №4) как в данном ролике, то ему засчитывают техническое поражение.

Ковидные ограничения внесли свои коррективы (слайд 5).

(Слайд 6).

Правило 2 – Играем молча.

В шахматы действительно принято играть молча.

Совершенно недопустимо во время игры донимать противника вопросами, а также комментировать происходящее на доске.

Правило 3 – Тронул – ходи.

Если вы уже взялись за фигуру, чтобы сделать ход, он должен быть сделан именно этой фигурой.

Давайте поближе познакомимся с шахматной доской.

Всего на шахматной доске 32 белые и 32 чёрные клетки – всего 64.

Вас не должно сбивать с толку, что иногда клетки обозначают разными цветами: зелёными, жёлтыми, красными, коричневыми – всё равно их называют чёрными и белыми.

Правильное расположение шахматной доски – правый нижний уголок доски должен быть белого цвета.

Слайд 7: Какая доска готова к началу шахматной партии? (правильный ответ – 5).

Слайд 8: На доске есть вертикали, которые обозначаются латинскими буквами, состоит каждая вертикаль из 8 клеток.

Есть горизонтали, которые тоже состоят из 8 клеток, они обозначаются цифрами.

И есть диагонали, с ними посложнее.

Они могут состоять из разного количества клеток от 2 до 8.

В одной диагонали клетки всегда одинакового цвета.

Всего их 26.

Также на шахматной доске мы найдём латинские буквы и цифры.

Слайд: для детей запомнить латинские буквы сложно, поэтому используются различные стихи, например:

А и В сидели на трубе, С и D плавали в воде,

Е и F песенку запев, вместе с G и Н строили шалаш.

Работа педагогов на демонстрационной доске (выложите магнитами самую длинную чёрную диагональ, самую короткую белую, вертикаль  B и четвёртую горизонталь).

Слайд 10: каждая клетка (правильно называть её полем) имеет свой адрес.

Чтобы его определить, необходимо сначала посмотреть на букву внизу, а потом на цифру сбоку и  найти пересечение.

Всегда в начале называется буква, потом цифра.

Игра с педагогами в «Живые шахматы».

На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур: чёрные и белые.

Слайд 11: Шахматных фигур всего 6 – это Ладья (допустимое название – Тура), ходит, а также бьёт фигуры противника по горизонталям и вертикалям во все стороны.

Слайд 12: Конь (неправильно говорить Лошадь), ходит буквой Г, бьёт фигуры соперника на последней клетке.

Слайд 13: Слон (по другому – Офицер), ходит по диагонали на любое количество клеток, в каждом войске есть 2 Слона – чернопольный и белопольный.

Слайд 14: Ферзь (некоторые называют Королевой), самая сильная фигура, может перемещаться на любое количество свободных полей в любом направлении по прямой, совмещая в себе возможности Ладьи и Слона.

Слайд 15: Король (ни в коем случае не Царь), самая главная фигура, без него не может быть игры, сочетает в себе свойства Пешки и Ферзя – он может перемещаться в любом направлении, но только на 1 поле.

Можно сказать, что это усечённый Ферзь.

Слайд 16: Пешка не является фигурой, она всего лишь участница партии.

Перед каждой шахматной партией, фигуры занимают одни и те же места.

Такая расстановка называется Начальной позицией.

Работа с демонстрационной доской:

«Я смотрю на первый ряд, по краям ладьи стоят;

Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены наши славные слоны.

И ещё два поля есть, а на них Король и Ферзь».

Не стоит забывать, что Ферзь любит свой цвет, то есть Белый Ферзь встаёт на белое поле, Чёрный Ферзь соответственно, на чёрное.

«А теперь без спешки, идут на место пешки».

Шахматная доска делится на Королевский фланг и Ферзевый.

Итак, мы с вами познакомились с шахматной доской, фигурами и начальным положением, давайте же немного отдохнём и поиграем в шахматную» сказку «Репка»:

Посадил Король репку.

Выросла репка большая – пребольшая.

Стал Король репку тянуть, тянет - потянет, а вытянуть не может.

Позвал Король Ферзя.

Ферзь за Короля, Король за репку, тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Позвал Ферзь Ладью, Ладья за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку, тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Позвала Ладья Слона.

Слон за Ладью, Ладья за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку, тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Позвал Слон Коня.

Конь за Слона, Слон за Ладью, Ладья за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку, тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Позвал Конь Пешку.

Пешка за Коня, Конь за Слона, Слон за Ладью, Ладья за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку, тянут – потянут и вытянули репку.

На этом мой мастер-класс заканчивается и я прошу вас адекватно и честно оценить его вот такими фишками (красный – не понравился, жёлтый – так себе, зелёный – понравился)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_bazovye_navyki_igry_v_shahmaty.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс Макаренко Ильмиры Рамилевны

для педагогов.

«Базовые навыки игры в шахматы».

Цель:  заинтересовать игрой в шахматы.

Задачи: - дать первоначальные теоретические азы шахматной игры;

                - дать возможность на практике применить полученые

                   теоретические знания.

Добрый день коллеги.

Что же такое шахматы? (Игра, наука, искусство и т.д.)

А ещё шахматы – это единоборство.

И также как в других единоборствах, в шахматах есть свои правила поведения.

Я познакомлю вас с основными.

Итак, первое – Рукопожатие (слайд №1)

Это общепринятый знак взаимного уважения (слайд №3 – мои дети).

До партии обычно шахматисты протягивают руку для рукопожатия одновременно.
После окончания партии соперники также пожимают руки.

Шахматист, признающий своё поражение, протягивает руку первым, если НИЧЬЯ, то одновременно.

Если шахматист намеренно игнорирует рукопожатие (слайд №4) как в данном ролике, то ему засчитывают техническое поражение.

Ковидные ограничения внесли свои коррективы (слайд 5).

(Слайд 6).

Правило 2 – Играем молча.

В шахматы действительно принято играть молча.

Совершенно недопустимо во время игры донимать противника вопросами, а также комментировать происходящее на доске.

Правило 3 – Тронул – ходи.

Если вы уже взялись за фигуру, чтобы сделать ход, он должен быть сделан именно этой фигурой.

Давайте поближе познакомимся с шахматной доской.

Всего на шахматной доске 32 белые и 32 чёрные клетки – всего 64.

Вас не должно сбивать с толку, что иногда клетки обозначают разными цветами: зелёными, жёлтыми, красными, коричневыми – всё равно их называют чёрными и белыми.

Правильное расположение шахматной доски – правый нижний уголок доски должен быть белого цвета.

Слайд 7: Какая доска готова к началу шахматной партии? (правильный ответ – 5).

Слайд 8: На доске есть вертикали, которые обозначаются латинскими буквами, состоит каждая вертикаль из 8 клеток.

Есть горизонтали, которые тоже состоят из 8 клеток, они обозначаются цифрами.

И есть диагонали, с ними посложнее.

Они могут состоять из разного количества клеток от 2 до 8.

В одной диагонали клетки всегда одинакового цвета.

Всего их 26.

Также на шахматной доске мы найдём латинские буквы и цифры.

Слайд: для детей запомнить латинские буквы сложно, поэтому используются различные стихи, например:

А и В сидели на трубе, С и D плавали в воде,

Е и F песенку запев, вместе с G и Н строили шалаш.

Работа педагогов на демонстрационной доске (выложите магнитами самую длинную чёрную диагональ, самую короткую белую, вертикаль  B и четвёртую горизонталь).

Слайд 10: каждая клетка (правильно называть её полем) имеет свой адрес.

Чтобы его определить, необходимо сначала посмотреть на букву внизу, а потом на цифру сбоку и  найти пересечение.

Всегда в начале называется буква, потом цифра.

Игра с педагогами в «Живые шахматы».

На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур: чёрные и белые.

Слайд 11: Шахматных фигур всего 6 – это Ладья (допустимое название – Тура), ходит, а также бьёт фигуры противника по горизонталям и вертикалям во все стороны.

Слайд 12: Конь (неправильно говорить Лошадь), ходит буквой Г, бьёт фигуры соперника на последней клетке.

Слайд 13: Слон (по другому – Офицер), ходит по диагонали на любое количество клеток, в каждом войске есть 2 Слона – чернопольный и белопольный.

Слайд 14: Ферзь (некоторые называют Королевой), самая сильная фигура, может перемещаться на любое количество свободных полей в любом направлении по прямой, совмещая в себе возможности Ладьи и Слона.

Слайд 15: Король (ни в коем случае не Царь), самая главная фигура, без него не может быть игры, сочетает в себе свойства Пешки и Ферзя – он может перемещаться в любом направлении, но только на 1 поле.

Можно сказать, что это усечённый Ферзь.

Слайд 16: Пешка не является фигурой, она всего лишь участница партии.

Перед каждой шахматной партией, фигуры занимают одни и те же места.

Такая расстановка называется Начальной позицией.

Работа с демонстрационной доской:

«Я смотрю на первый ряд, по краям ладьи стоят;

Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены наши славные слоны.

И ещё два поля есть, а на них Король и Ферзь».

Не стоит забывать, что Ферзь любит свой цвет, то есть Белый Ферзь встаёт на белое поле, Чёрный Ферзь соответственно, на чёрное.

«А теперь без спешки, идут на место пешки».

Шахматная доска делится на Королевский фланг и Ферзевый.

Итак, мы с вами познакомились с шахматной доской, фигурами и начальным положением, давайте же немного отдохнём и поиграем в шахматную» сказку «Репка»:

Посадил Король репку.

Выросла репка большая – пребольшая.

Стал Король репку тянуть, тянет - потянет, а вытянуть не может.

Позвал Король Ферзя.

Ферзь за Короля, Король за репку, тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Позвал Ферзь Ладью, Ладья за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку, тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Позвала Ладья Слона.

Слон за Ладью, Ладья за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку, тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Позвал Слон Коня.

Конь за Слона, Слон за Ладью, Ладья за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку, тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Позвал Конь Пешку.

Пешка за Коня, Конь за Слона, Слон за Ладью, Ладья за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку, тянут – потянут и вытянули репку.

На этом мой мастер-класс заканчивается и я прошу вас адекватно и честно оценить его вот такими фишками (красный – не понравился, жёлтый – так себе, зелёный – понравился)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС "Как формировать навык фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР"

Мастер-класс выполнен в стиле презентации. Данная информация будет полезна практикующим логопедам, педагогам ДОУ, родителям дошкольников....

Мастер-класс для педагогов «Учимся играть в шахматы».

Материал  участника в конкурсе мастер-классов "Испльзование современных технологий в организации образовательной деятельности"....

Мастер-класс для родителей «Обучение игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста»

Формировать умение играть в шахматы через ознакомление с правилами....

Мастер-класс для воспитателей "Обучение игре в шахматы"

Мастер-класс для воспитателей "Обучение игре в шахматы"...

МАСТЕР - КЛАСС ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ "ШКОЛА ДОВЕРИЯ"

Цель мастер - класса: построение эмоционально- доверительных взаимоотношений, способствующих приобщению к социокультурным нормам....

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

Мастер – класс для родителей. «Увлекательная игра – Шахматы» или «Мама – я научу тебя играть»

Методическая разработка представляет собой сценарий мастер -класса целью которого является мотивация родителей к совместной с детьми игре в шахматы....