Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»
методическая разработка

Новикова Наталья Васильевна

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»   

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс- технологии при формировании предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем прямого и комментированного показа.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике кейс- технологии при формировании предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре

2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа   последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс- технологии при формировании предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре.

3. Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

5. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

Форма проведения: мастер-класс

Участники: воспитатели ДОУ

Результат: Ознакомление с последовательность действий, методов, приемов и форм использования кейс- технологии при формировании предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, экран , кейс «Изучаем профессии»

 1. Часть (теоретическая)

- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии».  ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены и познавательную активность дошкольника в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность. Инновационный процесс развития общества касается и системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания.  Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие   детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей.  Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми   по данному вопросу и   поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении. В своей практике по ранней профориентации и формированию предпринимательских навыков у дошкольников я применяю кейс-технологию и поэтому я выбрала данную тему мастер-класса .

- Коллеги! Для начала нам нужно вспомним, что же такое профессия. Как вы можете дать объяснение данному слову?  (Ответы педагогов)

- Все верно.  Термин «профессия» от лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. А результат профессиональной деятельности обычно является основным источником дохода.

- Давайте теперь разберемся, что такое ранняя профессиональная ориентация. (Ответы педагогов) 

- Хорошо! Профессиональная ориентация – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема по масштабам- государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Именно ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях.  Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности.   Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).      

   О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов,  В.И. Логинова, Л.А. Мишарина и  др. отмечают, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Как вы думаете, для чего нужно формировать у дошкольников предпринимательские навыки в разных профессиях? (Ответы педагогов) 

-  Мир, в котором мы сейчас живем, существенно изменился и продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Сегодня на первом месте для многих людей стоит ценность получения благ и удовольствий от жизни. Молодое поколение рассматривают профессиональный труд в большем случае как средство и источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и желаний.  Формирование системных знаний о труде взрослых начинает уже в дошкольном возрасте и предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия о том, что сущности труд в каждом конкретном процессе достигается продуктом деятельности, который имеет   ценностную значимость - удовлетворять ту или иную потребность. Другими словами, происходит связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом является важным для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам.  

    ФГОС ДОО выделяет основные направления развития ребёнка, где приоритетными названы игровая и трудовая деятельность дошкольника.

  Игра- свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности самореализации.  Игра — отражение жизни, ведущий вид деятельности ребенка.  В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, отображают труд людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.

«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности… Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка…»  (А.Г. Асмолов )  

-     Поэтому формирование представлений дошкольников о профессиях и формирование предпринимательских навыков   необходимо строить с учетом современных образовательных технологий: одной их которых является кейс- технология, в основе которой у меня стоит игровую деятельность.  

-  И что же такое кейс- технология? В чем она заключается? Что она дает? (Ответы педагогов) 

- Правильно!  Название кейс- технологии произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс-технология направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни, технология развивает умственные, сенсорные и речевые способности, аналитические умения, формирует навыки социально- коммуникативного взаимодействия в общении в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка. - Коллеги, как вы думаете, можно использовать данную технологию, работая в направлении ранней профориентации и формирования предпринимательских навыков у дошкольников? (Ответы педагогов ) 

- Совершенно верно! Кейс помогает ребенку по своему желанию организовывать информацию по изучаемой профессии   и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Также это способ закрепления полученных знаний, так как в любое удобное время ребенок может самостоятельно или в игре со сверстниками взять кейс и поиграть. Работая с кейсом, ребенок   научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – что пригодится ему для обучения в школе Кейс –технология хорошо подходит для занятий в группах и подгруппах детей, так как позволяет выбрать задания под силу каждому, даже в разновозрастных группах.   Например, ребенок мл возраста, собирает пазлы, а старшего составляет описательный рассказ.  Работа по профориентации дошкольников и формирования предпринимательских навыков в ходе использования данной технологии    строится с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей , а также  интеграции  всех образовательных областей, систематичности и повторности наблюдений, а также последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм Интегративный подход позволяет наиболее эффективно развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка.

- В заключение теоретической части хочется отметить, что формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий., формирование предпринимательских навыков представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, в том числе и интересное, творческое, перспективное направление педагогики - интерактивную педагогическую кейс- технологию, которая является  интересным, творческим, перспективным направлением педагогики. Использование ее в моей практике позволяет мне успешно решать многие воспитательно- образовательные задачи, что я попробую показать вам сейчас на практике 

2 часть (практическая)

- Уважаемые коллеги! Сегодня я   представляю вам свою разработку в   дидактическую игру «Изучаем профессии» для детей от +4, она имеет 10 вариантов игр. Как я уже говорила, игра разработана мною по принципу интерактивной педагогической технологии «Кейс- технология», за основу я взяла дидактическую игру – пазлы «Профессии». И я предлагаю испробовать на себе  принцип использования кейс- технологии    и поработать в интерактиве. Сначала давайте поприветствуем друг друга и пожелаем что-нибудь хорошее. Например: Я начинаю «Татьяна Петровна я вам желаю хорошего настроения (Участники выполняют действия)

- В ходе подобранных в кейсе игр  выполняются все задачи, обозначенные в «кейс- технологии» и направленные на раннюю профориентацию и формирование предпринимательских навыков.  Данная игра может быть рекомендована для использования как для работы в ДОУ, так и в начальной школе, а также в домашних условиях по теме «Профессии». Игру можно использовать как во время ОД, подгруппового занятия, так и во время индивидуальной работы. Проводить игру можно с одним ребенком, с двумя или несколькими детьми. Также дети могут использовать кейс в свободной деятельности

Участники игры: воспитанники детского сада, педагог/родители

Материал: 18 карточек с изображением людей разных профессий + 72 с изображением оборудования, инструментов и материалов, необходимых для работы профессий; загадки» картинки на тему «Профессии» для беседы, мнемосхемы, азбука профессий, стихи о профессиях, настольный театр на палочке «Профессии», 6 перфокарты, 18 разрезных картинок  

- Игру мы начинаем с Беседы по картинкам на тему «Профессии», Цель- определить представление детей о профессиях и предметах труда детей, о том к какие предпринимательские навыки нужно человеку в той или иной профессии. Например…. : ( Выступающий показывает картинку, педагог (по желанию) составляет описательный рассказ) 

-  А затем я создаю проблемную ситуацию, которую дети решают в играх.

вариант №1   –д/ игра «Узнай профессию (по предметам, по загадкам) -   в ходе игры формируются умение отгадывать и загадывать загадки, умение классифицировать и обобщать.    

вариант №2- Д\игра «Расскажи-ка о профессии» (по мнемосхемам) -  формируется умение составлять рассказ- описание и выстраивать свои высказывания по определенной модели- схеме (алгоритм -   мнемотаблицы). Делаем акцент на то, что в каждом конкретном процессе трудовой деятельности достигается результат, продукт деятельности, который   имеет точное значение – удовлетворять ту или иную потребность человека.

Вариант №3 Д/ игра «Чего не хватает?» -  перед детьми раскладываю картинку с изображением той или иной профессии, а на одной их картинок нарисован знак вопроса.   Нужно назвать   профессию и какой результат деятельности данной профессии, а также рассказать о том, как этот результат можно выгодно применить или получить за свой труд материальную оценку.  

 Вариант №4 Д/ игра «Подходит или нет?» -принцип тот же, только на двух картинках нарисованы предметы не относящие к данной профессии.  Нужно назвать предметы, которые не относятся к данной профессии и заменить подходящими к этой профессии  

Вариант №5 Д\ игра «Четвертый лишний!»-  принцип игры тоже, только  на одной их картинок нарисован предмет, который не подходит к данной профессии, в следствии чего работник не сможет выполнить полученный заказ и получить от этого материальную прибыль.  

Вариант №6 Д\ игра «Кому что нужно? (Орудия труда)»   в данной игре  игроки самостоятельно подбирают  из картинок, расположенных в центре стола,  те - которые  можно  отнести к данной профессии, объясняя для чего они нужны и какой будет фактический результат входе применения того или иного вида орудия труда, какую выгоду можно  из этого получить        

Следующие игры направлены на усложнение  и закрепление представлений детей о профессиях 

Вариант №7  Д\ игра Лото « Профессии»  Ведущий поднимает наугад карточку,  игрок у которого карточка с подходящей профессией называет  предмет и профессию, какой результат достигается  в ходе выполнения профессиональных действий, как выгодно можно реализовать этот полученный  результат, затем    забирает карточку  накладывает её на пустой  место на поле    

Вариант №8 Д/ игра «Играем сами» Игроки по очереди берут карточку из центра стола и если она им подходит, то оставляют ее себе, если нет, то кладут в стопочку около других карточек в центре стола.

Вариант №9. Д/игра – перфокарты на тему «Профессии» игра позволяет укрепить мелкую моторику; улучшить графомоторные навыки. Дети проводят линии по трафарету (или без него) от картинки изображающей профессию, до предметов, относящихся к данной профессии.  

 Вариант №10. Д/игра «Узнаем профессии» в форме разрезных картинок –   в игре закрепляем умение в счете до 5 и знания геометрических  

В конце своей игры педагог проводит рефлексию и дидактическую игру «Кем я хочу стать? Как буду работать?».

12. «Рефлексия по схеме (мнемотаблице)» - обобщаются свои знания о профессиях, о результате в ходе выполнения профессиональных действий и о том как выгодно реализовать продукт   деятельности данной профессии, а также высказываются свое личное мнение по работе (игре) с данной дидактической игрой. Вопросы: Что вам понравилось? / Что не понравилось? Что нового вы услышали, увидели, узнали, узнали, чем занимались? Что бы вы еще хотели узнать нового по данной теме?

А на закрепление для формирования эмоционального фона -   дидактические игры Д/и «Кем я хочу стать? Как буду работать» и настольный театр на палочке «Профессии»,  направленные на раннюю профориентацию детей, которые формирует умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии, результатов профессиональной деятельности и знания о том как максимально с выгодой можно реализовать продукты деятельности в той или иной профессии.  

В заключении игры и делаем вывод, к которому детей подводит применение данной педагогической технологии в ходе всей игры: Главное – любить и хорошо знать свое дело! Все профессии нужны! Все профессии важны! И еще хочу уточнить что в процессе работы, вы можете пополнять кейс новыми видами профессий, которые заинтересуют детей, а также новыми дидактическими играми. Кейс находится в доступности для детей и они в любой момент могут организовать самостоятельную игру.  

   А сейчас я предлагаю вам принять участие   в игре на развитие самосознания и самооценки «Я могу».  Каждый из вас может высказать свое предложение в рамках данной темы, начиная со слов «Я могу…». (Педагоги высказываются)  

-Уважаемые коллеги!   Я благодарю вас за   высказывания и предложения и обязательно возьму их все  на заметку.

-  И так,  небольшой опыт нашей с вами деятельности показал, что умелое использование интерактивной педагогической  кейс -технологии придает большую эффективность, действенность и результативность в ранней профориентации и формировании предпринимательских навыков у детей , дает возможность обогатить знания и представления детей о некоторых видах профессий и о результатах профессиональной деятельности  посредством дидактических игр,    формировать умение классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде), обогащать и пополнять  словарный запас детей по теме «Профессии»,   формировать представление о разделении профессий на мужские и женские;  способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации, способствовать воспитанию умения работать в коллективе; развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфор.  

- Уважаемые Коллеги Современный педагог- это  педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. Желаю вам успехов в работе, креативности, творчества    творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом.   Спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество.

 

Литература: 

  1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.
  2. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: «Просвещение», 1987 г.
  3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.
  4. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб.пособие для преподавателей / Е. Игумнова.  -  Новосибирск, 1994
  5.  Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
  6. Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005г 
  7. Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2013.    
  8. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.  Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М.: «Омега», 1998
  9. Энциклопедия «Мир профессий».   – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир».  – М.: Изд. Дрофа, 2007.
  10.  Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М.: Издательство Эксмо, 2005 г.
  11. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.