Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии
консультация

Заннятова Резида Вакилевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predprinimatelskih_navykov.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены и познавательную активность дошкольника в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность.  Инновационный процесс развития общества касается и системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка.  Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Одной из важнейших задач образовательно - воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по данному вопросу и поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении. В своей практике по ранней профориентации и формированию предпринимательских навыков у дошкольников я решила применить кейс-технологию.

         Термин «профессия» от лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. А результат профессиональной деятельности обычно является основным источником дохода.

         Профессиональная ориентация – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема по масштабам - государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Именно ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях.                                                     

     Поэтому ранняя дошкольная профориентация – это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). 

        О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина и др. отмечают, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.                                                                                                    

         Мир, в котором мы сейчас живем, существенно изменился и продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Сегодня на первом месте для многих людей стоит ценность получения благ и удовольствий от жизни. Молодое поколение рассматривают профессиональный труд в большем случае как средство и источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и желаний. Формирование системных знаний о труде взрослых начинает уже в дошкольном возрасте и предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия о том, что сущности труд в каждом конкретном процессе достигается продуктом деятельности, который имеет ценностную значимость - удовлетворять ту или иную потребность. Другими словами, происходит связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом, является важным для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам.

        ФГОС ДОО выделяет основные направления развития ребёнка, где приоритетными названы игровая и трудовая деятельность дошкольника.

        Игра – свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности самореализации.  Игра — отражение жизни, ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, отображают труд людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.

        «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности… Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка…» (А.Г. Асмолов )

        Поэтому формирование представлений дошкольников о профессиях и формирование предпринимательских навыков необходимо строить с учетом современных образовательных технологий: одной из которых является кейс- технология, в основе которой стоит игровая деятельность.

        Название кейс-технологии произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс-технология  направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни, технология развивает умственные, сенсорные и речевые способности, аналитические умения, формирует навыки социально- коммуникативного взаимодействия в общении в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка.                                                         

           Кейс помогает ребенку по своему желанию организовывать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Также это способ закрепления полученных знаний, так как в любое удобное время ребенок может самостоятельно или в игре со сверстниками взять кейс и поиграть. Работая с кейсом, ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – что пригодится ему для обучения в школе. Кейс-технология хорошо подходит для занятий в группах и подгруппах детей, так как позволяет выбрать задания под силу каждому, даже в разновозрастных группах. Например, ребенок младшего возраста собирает пазлы, а старшего составляет описательный рассказ. Работа по профориентации дошкольников и формирования предпринимательских навыков в ходе использования данной технологии строится с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей , а также интеграции всех образовательных областей, систематичности и повторности наблюдений, а также последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм.  Интегративный подход позволяет наиболее эффективно развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка.

        Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, формирование предпринимательских навыков представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, в том числе и интересное, творческое, перспективное направление педагогики – педагогическую кейс-технологию, которая является интересным, творческим, перспективным направлением педагогики.

Игровой кейс «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Аннотация:

Дидактическое пособие Кейс «Все профессии важны, все профессии нужны!» представляет собой картонную коробку, обклеенную бумагой. Внутри коробки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме.

Пояснительная записка:

Данный кейс предназначен для детей дошкольного возраста и является развивающим средством обучения. Пособие «кейс» «Все профессии важны, все профессии нужны!» может быть использовано для организации совместной работы педагога и детей, а также для самостоятельной коллективной, деятельности детей и самостоятельной индивидуальной деятельности ребёнка. Тема «кейса» позволяет оформить его во время тематической недели «Профессии». Содержание пособия можно пополнять и усложнять. В дошкольном возрасте дети уже могут вместе с взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию, участвовать в оформлении игр. Данный «кейс» может быть использован педагогами ДО, специалистами.

Цель пособия: расширение, закрепление знаний детей о профессиях. Систематизировать имеющиеся у детей знания о профессиях, закреплять навыки речи, способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера. Развивать эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать детям возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности.

Задачи:

Образовательные: помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии; формировать осознанно-правильное отношение к труду.

Развивающие: развивать интерес к различным профессиям; развивать связную речь, мышление, внимание, воображение, память; развивать познавательные и творческие способности детей; мелкую моторику рук; развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность; воспитывать уважение к труду взрослых.

Ожидаемый результат: вызвать интерес к окружающему миру; расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей).

Содержание кейса

  1. «Одень куклу»

Цель: познакомить детей со спец. одеждой; развивать пальчиковую моторику.  

Описание: Ребенок должен выбрать одежду по профессии и назвать её.

  1. Игра- лото «Кто где работает?»

Цель: формировать умение устанавливать отношения между объектами и людьми, разных профессий, работающих на этих объектах; закреплять знания детей о разных профессиях.

Описание: Разрезные картинки из 4 -6 частей. Картинки, соответствующие изображениям на разрезных картинках.

Ход игры. Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомых профессий. Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целая картинка.  Карточки с изображением учреждений раскладывают на стол, другие – раздают детям.  Дети подбирают подходящие карточки к изображениям людей, разных профессий и называют их.

  1. «Пазлы»

Цель: расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Настольная дидактическая игра-пазл «Профессии» хорошо развивает наблюдательность, внимание, терпение, совершенствует мелкую моторику рук.

  1. Игра «Пальчиковый театр» 

Цель: расширение и обобщение представления детей о профессиях, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям. Приобщение детей к театрализованной деятельности через пальчиковый театр с использованием пальчиковых игр.

  1. Словесная игра «Доскажи словечко»

Цель: Обогащать знания детей о профессиях, через художественное слово, о значимости труда; расширять словарный запас и активизировать лексику детей; прививать чувство ответственности.

  1. Мнемотаблицы «Расскажи о профессии»

Цель: обобщать и закреплять представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Ребенку предлагается рассказать о профессии. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запоминает информацию, она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление.

  1. Игра «Кому что нужно?» профессии детского сада

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи; закрепление навыка словообразования и словоизменения; расширение и активизация словаря, развитие связной речи, расширять и закреплять знания о людях, работающих в детском саду, их значимость.

  1. «Картотека подвижных игр»

Цель: развитие ловкости, координации движений, внимательности, скоростных качеств, совершенствование умение ориентироваться на местности. Расширять и обобщать представление детей о профессиях.

  1. Игра «Специальный транспорт» 

Цели: знать специальный транспорт, его назначения, способы вызова, отличительные особенности, уметь выбирать вид транспортного средства, соответствующий предложенной ситуации, рассказать, для чего оно используется и как его вызывать.

Описание: Педагог читает детям стихи и показывает картинки, беседует по ситуации (актуализация имеющиеся у детей знания), ребёнок должен подобрать картинку с нужным транспортом.

  1. Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий, вырабатывает навык определения последовательности явлений и событий. Дети учатся составлять логические цепочки – это важный этап интеллектуального развития, подготовки к школе.

Описание: ребёнок должен собрать последовательно логическую цепочку действий, аргументировать правильность выбранных картинок.

       

Игровой кейс — это не просто метод, это исследование, а задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах. Использование представленного дидактического пособия будет одним из важных условий формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста к миру профессий взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Мастер-класс для педагогов. Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в п...

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Презентация к семинару «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

Мастер-класс на тему: «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологий"

Цель:  Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс - технологии при формировании предпринимат...

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

Презентация по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"

Презентация по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"...

Мастер -класс по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...