«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»
презентация по окружающему миру

Сапашкова Анастасия Юрьевна

Презентация к семинару «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»   

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Воспитатель Сапашкова Анастасия Юрьевна «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Слайд 2

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по данному вопросу и поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении. ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены и познавательную активность дошкольника в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность .

Слайд 3

Что же такое профессия? «Профессия» ( от лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом) - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Результатом профессиональной деятельности обычно является основной источником дохода Профессиональная ориентация социальная по содержанию, педагогическая по методам Профессиональная ориентация – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике . Сложная и многогранная проблема: по масштабам- государственная, экономическая по результатам,

Слайд 4

Дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов, В.И. Логиновой, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Ранняя дошкольная профессиональная ориентация – что это ? Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий направленных на: прогнозирование личностного роста ребенка; выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности; Формирование первичных навыков предпренимателя Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы

Слайд 5

Для чего нужно формировать у дошкольников предпринимательские навыки в разных профессиях ? Профессиональный труд в большем случае рассматривается как средство и источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов . Формирование системных знаний о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия о том, что сущности труд в каждом конкретном процессе достигается продуктом деятельности, который имеет ценностную значимость - удовлетворять ту или иную потребность. Происходит связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека. На основе представлений о конкретной результативности и ценности каждого процесса труда можно формировать обобщение представления о необходимости того или иного вида деятельности человека. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом является важным для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам.

Слайд 6

ФГОС ДОО выделяет основные направления развития ребёнка, где приоритетными названы игровая и трудовая деятельность дошкольника. Игра - свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую ) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности самореализации, отражение жизни, ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, отображают труд людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности. Формирование предпринимательских навыков и ранняя профориентация дошкольников через игровую деятельность «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности… Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка…» (А.Г. Асмолов )

Слайд 7

Кейс -технология – это интерактивная педагогическая технология направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Название кейс -технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс – метод развивает : 1. умственные, сенсорные и речевые способности. 2. аналитические умения: ( классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы) . 3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия в общении в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»: ( умение вести диалог со взрослыми и сверстниками ; защищать и отстаивать собственную точку зрения; убеждать; аргументировать ответ; формулировать вопрос; соотносить свои устремления с интересами других; умение выслушать другого и прийти к общему решению); 4. практические умения. 5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях ). 6. обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка (умение получать необходимую информацию в общении и в игре: умение продуктивно взаимодействовать с членами группы и решающей общую задачу) ; 7. формируются умения применять самостоятельно без затруднений и без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни Кейс-технология ( «case» )

Слайд 8

имеет многофункциональность(вариативность) применения в дидактических играх Цель: познакомить детей с некоторыми видами профессий посредством дидактических игр, с истематизировать знания о профессиях людей и о предметах их труда, формирование предпринимательских навыков у детей Задачи: О бразовательные : формировать знания детей со видах профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий; формировать умение классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде); закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы. Развивающие : обогащать и пополнять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии» , развивать навыки словообразования, способствовать развитию связной речи детей; развивать воображение, логическое мышление, память, любознательность, наблюдательность; развивать мелкую моторику рук; осознавать значимость любой профессии; формировать представление о разделении профессий на мужские и женские; Способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации. Воспитательные: создавать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в коллективе; развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт; стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей. « Изучаем профессии» Многофункциональная дидактическая игра +4

Слайд 9

Участники: воспитанники детского сада, педагог/родители Материал: 18 карточек с изображением людей разных профессий + 72 с изображением оборудования, инструментов и материалов, необходимых для работы профессий; загадки» картинки на тему «Профессии» для беседы, мнемосхемы, азбука профессий ,стихи о профессиях, настольный театр на палочке «Профессии», 6 перфокарты, 18 разрезных картинок Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы о труде людей, пословиц и поговорок о труде, дидактические игры, рассматривание альбомов с предметными картинками, экскурсии, беседы о профессиях родителей. Продолжительность дидактических игр и занятий: Вторая младшая группа (3-4 года) – не более 15 минут; Средний дошкольный возраст (4-5 лет) – не более 20 минут; Старшая группа (5-6 лет) – не более 25 минут; Подготовительная к школе группа (6-7 лет) – не более 30 минут. Данная игра может быть рекомендована для использования как в ДОУ, так и в начальной школе, а также в домашних условиях для работы над темой «Профессии» Игру можно использовать как во время ОД, подгруппового занятия, так и во время индивидуальной работы Играть можно с одним ребенком, с двумя или несколькими детьми. Также дети могут использовать кейс в свободной деятельности Словарная работа: Существительные: врач, строитель, учитель, пожарный, фотограф, повар, парикмахер, полицейский, портной, сапожник, пекарь, лет­чик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, строитель, врач и пр. Прилагательные: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисципли­нированный, нужный, полезный, необходимый, тяжелый, интересный, аккуратный, строгий, исполнительный и т. д.; Глаголы: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пи­шет, сочиняет, летает, водит, возит, выдает, принимает, продает, счи­тает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, уп­равляет, красит, копает сажают, охраняют, защищают и т.д.

Слайд 10

Варианты Д/и «Изучаем профессии» 1.Д/И «Узнай профессию!» (по предметам, по загадке») 2.Д/И «Расскажи-ка о профессии» (по мнемосхемам) 5.Д/И «Четвертый лишний?» 3.Д/И «Чего не хватает?» 4.Д/И «Подходит или нет?

Слайд 11

8. Д/и «Играем сами» 6. Д/И «Кому что нужно?» («Орудия труда») 7. Д/и – лото «Профессии» 9. Д/и -перфокарты «Профессии» 10. Д/и «Учимся считать» в форме разрезных картинок » 1 3 4 5 2

Слайд 12

Ход : Педагог предлагает детям по схеме ( мнемотаблице ) обобщить их знания о профессиях и высказать свое личное мнение по работе(игре)с данной дидактической игрой Вопросы: Что вам понравилось? / Что не понравилось? Что нового вы услышали? Что нового вы увидели? В конце игры педагог проводит рефлексию и дидактическую игру «Кем я хочу стать? Как буду работать?». 12. « Рефлексия по схеме (мнемотаблице)» Цель и задачи : Закрепить и систематизировать знания о профессиях и о предметах их труда, закрепить умение классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде); обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие памяти, мышления, навыков словообразования, умение осознавать значимость любой профессии. Что нового вы узнали? Что мы с вами делали? / чем занимались? Что бы вы еще хотели узнать нового по данной теме? 11. Дидактическая игра «Узнаем профессии» в форме разрезных картинок – Вариант №10 Цель и задачи : Закреплять умение в счете до 5, формировать логическое мышление, память, внимание, зрительную память, умение составлять рассказ- описание по картинке, закреплять знания детей о профессиях и о орудиях труда, обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать связную речь, мелкую моторику рук, формировать умение составить целую картинку из частей, закрепление знаний геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник) Ход игры : Педагог предлагает детям составить целую картинку из частей и по цифрам , назвать цифры, порядковый ряд и геометрические фигуры из которых собирается картинка Выигрывает тот, кто первый соберет картинку

Слайд 13

13 . Дидактическая игра «Кем я хочу стать? Как буду работать?» Цель и зада: формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии. Ход игры: Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я быть? Чему я для этого я должен научиться?». Обсуждение темы: «Какие профессии называют женскими? Мужскими?», «Случается ли, что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины женской?». Все профессии важны! Все профессии нужны! Главное – любить и хорошо знать свое дело! Вывод, к которому детей подводит педагог в ходе всей игры : 14 . Дидактическая игра - настольный театр на палочке «Профессии» Цель и задачи: Закрепить знания о профессиях .Развивать эмоциональный фон, активизировать словарный запас; развивать воображение, мышление, навыки словообразования, осознавать значимость любой профессии. Ход игры : Педагог предлагает обыграть тему «Профессии». используя настольный театр . Дидактические игры направленные на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Мастер-класс для педагогов. Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в п...

Мастер-класс на тему: «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологий"

Цель:  Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс - технологии при формировании предпринимат...

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

Презентация по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"

Презентация по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"...

Мастер -класс по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

«ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В РАЗНЫХ ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Выбор профессии – дело серьезное, в дошкольном возрасте – это первая ступень, первые шаги во взрослую жизнь. Это проявляется в  любой игровой деятельности, т. е. какие книги читают, ф...