Проект для детей 6-7 лет «Знакомство с современными профессиями детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением элементов кейс-технологии».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

 Игонина Наталья Геннадьевна

Современные технологии познавательного развития детей в дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_igonina_korelina.docx808.87 КБ
Файл tezisy_igonina_korelina.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Игонина Наталья Геннадьевна.,

                                                                                                       Корелина  Ирина Сергеевна.,  

                                                                                воспитатели  МАДОУ «Детский сад  № 26»

                                                                                                                       ГО Верхняя Пышма

Паспорт на авторское пособие

Наименование педагогической идеи

 Игровой модуль по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Предмет

 Образовательная деятельность, осуществляемая                                         в   работе над проектом «Современные профессии».  

Цель разработки

  развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Задачи

 1. Расширять представления детей о труде взрослых родного края.

2. Воспитывать интерес к различным профессиям, уделив особое внимание профессиям родителей и месту их работы.

3. Воспитывать уважение к людям труда.

4. Воспитывать потребность трудиться.

5. Приучать детей старательно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

6. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

Содержательная форма педагогической идеи

Пособие изготовлено на основе аптечного модуля.  Пособие является моделью для закрепления знаний полученных в ходе работы над проектом  «Современные профессии» и позволяет проводить работу    в совместной деятельности со взрослым,        а также в самостоятельной деятельности каждого ребенка .

Варианты использования    пособия

Для представления любого проекта.

     IMG_20190111_161631                IMG_20190111_164703

Описание игр на модуле:

 

IMG_20190111_155015IMG_20190111_161543IMG_20190111_161722IMG_20190111_164611IMG_20190111_162318IMG_20190111_164519IMG_20190111_162212IMG_20190111_162345IMG_20190111_164826

Беседы по картинкам на тему «Профессии», Цель- определить представление детей о профессиях и предметах труда детей, о том  какие предпринимательские навыки нужно человеку в той или иной профессии.

Проблемные ситуации, которые дети решают в играх.

вариант №1   –д/ игра «Узнай профессию (по предметам, по загадкам) -   в ходе игры формируются умение отгадывать и загадывать загадки, умение классифицировать и обобщать.    

вариант №2- Д\игра «Расскажи-ка о профессии» (по мнемосхемам) -  формируется умение составлять рассказ- описание и выстраивать свои высказывания по определенной модели- схеме (алгоритм -   мнемотаблицы). Делаем акцент на то, что в каждом конкретном процессе трудовой деятельности достигается результат, продукт деятельности, который   имеет точное значение – удовлетворять ту или иную потребность человека.

Вариант №3 Д/ игра «Чего не хватает?» -  перед детьми раскладываю картинку с изображением той или иной профессии, а на одной их картинок нарисован знак вопроса.   Нужно назвать   профессию и какой результат деятельности данной профессии, а также рассказать о том, как этот результат можно выгодно применить или получить за свой труд материальную оценку.  

 Вариант №4 Д/ игра «Подходит или нет?» -принцип тот же, только на двух картинках нарисованы предметы не относящие к данной профессии.  Нужно назвать предметы, которые не относятся к данной профессии и заменить подходящими к этой профессии  

Вариант №5 Д\ игра «Четвертый лишний!»-  принцип игры тоже, только  на одной их картинок нарисован предмет, который не подходит к данной профессии, в следствии чего работник не сможет выполнить полученный заказ и получить от этого материальную прибыль.  

Вариант №6 Д\ игра «Кому что нужно? (Орудия труда)»   в данной игре  игроки самостоятельно подбирают  из картинок, расположенных в центре стола,  те - которые  можно  отнести к данной профессии, объясняя для чего они нужны и какой будет фактический результат входе применения того или иного вида орудия труда, какую выгоду можно  из этого получить        

Следующие игры направлены на усложнение  и закрепление представлений детей о профессиях

Вариант №7  Д\ игра Лото « Профессии»  Ведущий поднимает наугад карточку,  игрок у которого карточка с подходящей профессией называет  предмет и профессию, какой результат достигается  в ходе выполнения профессиональных действий, как выгодно можно реализовать этот полученный  результат, затем    забирает карточку  накладывает её на пустой  место на поле    

Вариант №8 Д/ игра «Играем сами» Игроки по очереди берут карточку из центра стола и если она им подходит, то оставляют ее себе, если нет, то кладут в стопочку около других карточек в центре стола.

Вариант №9. Д/игра – перфокарты на тему «Профессии» игра позволяет укрепить мелкую моторику; улучшить графомоторные навыки. Дети проводят линии по трафарету (или без него) от картинки изображающей профессию, до предметов, относящихся к данной профессии.  
Вариант №10. Д/игра «Узнаем профессии» в форме разрезных картинок –   в игре закрепляем умение в счете до 5 и знания геометрических  

В конце своей игры педагог проводит рефлексию и дидактическую игру «Кем я хочу стать? Как буду работать?».

12. «Рефлексия по схеме (мнемотаблице)» - обобщаются свои знания о профессиях, о результате в ходе выполнения профессиональных действий и о том как выгодно реализовать продукт   деятельности данной профессии, а также высказываются свое личное мнение по работе (игре) с данной дидактической игрой. Вопросы: Что вам понравилось? / Что не понравилось? Что нового вы услышали, увидели, узнали, узнали, чем занимались? Что бы вы еще хотели узнать нового по данной теме?

А на закрепление для формирования эмоционального фона -   дидактические игры Д/и «Кем я хочу стать? Как буду работать» и настольный театр «Профессии»,  направленные на раннюю профориентацию детей, которые формирует умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии, результатов профессиональной деятельности и знания о том как максимально с выгодой можно реализовать продукты деятельности в той или иной профессии.  

 Кейс находится в доступности для детей и они в любой момент могут организовать самостоятельную игру.  



Предварительный просмотр:

                                                                                                   Игонина Наталья Геннадьевна.,

                                                                                                       Корелина  Ирина Сергеевна.,  

                                                                                воспитатели  МАДОУ «Детский сад  № 26»

                                                                                                                       ГО Верхняя Пышма

Проект для детей 6-7 лет

« Знакомство с современными профессиями  детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию с применением элементов кейс-технологии».  

Актуальность: ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены и познавательную активность дошкольника в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность. Инновационный процесс развития общества касается и системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания.  Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие   детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей.  Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми   по данному вопросу и   поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении. В своей практике по ранней профориентации   у дошкольников мы применяем  кейс-технологию.

Ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности.   Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).      

ПРОБЛЕМА:  Мир, в котором мы сейчас живем, существенно изменился и продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Сегодня на первом месте для многих людей стоит ценность получения благ и удовольствий от жизни. Молодое поколение рассматривают профессиональный труд в большем случае как средство и источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и желаний.

Цель проекта: Расширять и закреплять знания детей о профессиях взрослых, живущих в родном городе. Стимулировать у дошкольников интерес к профессиям родных и близких людей. Использовать воспитательный потенциал семьи в формировании у детей начал трудолюбия, глубокого чувства привязанности и сопричастности с историей своей семьи, ее профессиональных традиций. Формировать понимание роли труда в жизни человека и общества. Продолжать учить детей играть в творческие игры, отражающие профессиональную деятельность взрослых: играть большими группами, уметь выбирать тему, распределять роли с учетом возможностей и желаний каждого участника, продумывать и подбирать необходимые атрибуты для осуществления замысла, выполнять правила. Развивать творческую активность детей.

Формирование системных знаний о труде взрослых начинает уже в дошкольном возрасте и предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия о том, что сущности труд в каждом конкретном процессе достигается продуктом деятельности, который имеет   ценностную значимость - удовлетворять ту или иную потребность. Другими словами, происходит связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом является важным для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам.

     Поэтому формирование представлений дошкольников о профессиях и формирование предпринимательских навыков   необходимо строить с учетом современных образовательных технологий: одной их которых является кейс- технология.  

     Кейс-технология направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни, технология развивает умственные, сенсорные и речевые способности, аналитические умения, формирует навыки социально- коммуникативного взаимодействия в общении в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка.

        Кейс помогает ребенку по своему желанию организовывать информацию по изучаемой профессии   и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Также это способ закрепления полученных знаний, так как в любое удобное время ребенок может самостоятельно или в игре со сверстниками взять кейс и поиграть. Работая с кейсом, ребенок   научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – что пригодится ему для обучения в школе Кейс –технология хорошо подходит для занятий в группах и подгруппах детей, так как позволяет выбрать задания под силу каждому, даже в разновозрастных группах.   Например, ребенок мл возраста, собирает пазлы, а старшего составляет описательный рассказ.  Работа по профориентации дошкольников и формирования предпринимательских навыков в ходе использования данной технологии    строится с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей , а также  интеграции  всех образовательных областей, систематичности и повторности наблюдений, а также последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм Интегративный подход позволяет наиболее эффективно развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка.

Цель конкретизирована в ряде задач:

         1. Расширять представления детей о труде взрослых родного края.

        2. Воспитывать интерес к различным профессиям, уделив особое внимание профессиям родителей и месту их работы.

        3. Воспитывать уважение к людям труда.

        4. Воспитывать потребность трудиться.

        5. Приучать детей старательно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

        6. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

 МЕРОПРИЯТИЯ: Выполнение проекта:

Формы и методы работы с детьми.

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые  игры: «Почта», «Водитель автобуса», «Врач», «На кухне».

Дидактические игры: «Все профессии важны», «Кто какой, какая?», «Кто какой, какая?»

Продуктивная деятельность. Рисование: «Моя будущая профессия».

Речевая деятельность: Составление описательных рассказов о профессии своих родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Мастер-класс для педагогов. Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в п...

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Презентация к семинару «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

Мастер-класс на тему: «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологий"

Цель:  Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс - технологии при формировании предпринимат...

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

Презентация по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"

Презентация по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"...

Мастер -класс по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...