программа"Зеленый патруль"
проект

Сафина Елена Владимировна

Программа по экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экология102.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Непоседы»

муниципального образования город Губкинский

                                                                                                                     

ПРИНЯТО                                                                                                                     УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом                                                                                              Приказом № 137

МБДОУ «Непоседы»                                                                                                   от 22.09.2022 г.

Протокол № 1

от 19.09.2022 г.

Экологический проект

«Зеленый патруль»

Руководители:

                                                                                                                         Глушкова Е.С.

                                                                                             Сафина Е.В.                                                                                                                                                                   Нигматуллина И.В.

                                                                                                                         Ковалёва М.А.

Губкинский - 2022

Оглавление

Паспорт проекта        3

Введение        4

Актуальность        6

Новизна        8

Цель проекта        8

Задачи проекта        8

Планируемые результаты        9

Этапы реализации проекта        9

План реализации проекта        10

Формы работы по реализации проекта        10

План – карта действий по реализации проекта для детей 4-5 лет        11

План - карта действий по реализации проекта для детей 5-6 лет        13

План - карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет        15

Список использованной литературы:        16


Паспорт проекта

Наименование проекта

«Зеленый патруль»

Авторы проекта

Глушкова Е.С., Сафина Е.В.

Нигматуллина И.В., Ковалева М.А.

Адресация проекта

Проект предназначен для совместной деятельности воспитателя с воспитанниками средней группы МБДОУ «Непоседы» при взаимодействии с родителями (законными представителями) и педагогами.

Участники проекта

Сотрудники МБДОУ «Непоседы» дети от 4 до 7 лет и их родители.

Вид проекта

Познавательно-исследовательский

Цель проекта

Создать систему работы, позволяющую развить у детей заботливое отношение к природе, путем целенаправленного общения их с окружающей средой.

Сроки реализации проекта

С 01.05.2022 по 31.05.2023гг.


Введение

Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В.А. Сухомлинский.

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек-часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы-жизнь на земле.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в своем творчестве, ухаживать за животными и растениями).

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Актуальность

Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей.

Эколого-ориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.

Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Методика позволила выявить представления детей о компонентах экологической культуры человека.

Был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа".

Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

Новизна

Новизна экологического проекта «Зелёный патруль» заключается в том, что программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Цель проекта

Создать систему работы, позволяющую развить у детей заботливое отношение к природе, путем целенаправленного общения их с окружающей средой.

Задачи проекта

Образовательные:

- Познакомить с основными понятиями, терминами, названиями и

определениями в предметной области.

- Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с

экологическими проблемами.

- Научить умениям пользоваться первоначальными знаниями, поиском нужной

информации.

Развивающие:

- Развивать кругозор, познавательную активность и творческие способности

учащихся в процессе углубленного изучения экологии и естествознания.

- Формировать наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать,

анализировать, делать выводы.

- Повышать интерес к биологии и экологии.

Воспитательные:

- Воспитывать экологическую культуру и чувство ответственности за состояние окружающей среды.

- Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе ямальского края, города Губкинский.

- Воспитывать потребность в ведении здорового образа жизни.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- Воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.

- Понимание своей значимости в решении экологических проблем.

- Формирование интереса к ведению здорового образа жизни.

- Сформированность понимания необходимости бережного отношения к

природе.

Метапредметные результаты:

- Расширение кругозора, познавательной активности и творческих

способностей.

- Сформированность наблюдательности, логического мышления, умения

сравнивать, делать выводы.

- Повышение интереса к биологии и экологии.

Предметные результаты:

- Знание основных понятий, терминов, названий и определений в предметной области.

- Понимание роли экологии в жизни человека, знание экологических

проблемам.

- Умение пользоваться первоначальными знаниями, поиском нужной

информации.

Этапы реализации проекта

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

1 этап - аналитический (май – август)

2 этап – организационный (август- сентябрь)

3 этап – практическая деятельность (учебный год)

4 этап – итоговый, диагностический (апрель).

План реализации проекта

Этап

Задачи

  1. Аналитический (май – август)

Анализ ситуации; определение основных его целей:

формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

  1. Организационный: (август- сентябрь)

Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;

разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

  1. Практическая деятельность (учебный год)

Формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

  1. Итоговый, диагностический (апрель)

Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Формы работы по реализации проекта

  • наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
  • создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
  • познавательное чтение;
  • “Уроки доброты”;
  • конкурсы и викторины, КВН;
  • продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
  • лаборатория (опыты и эксперименты);
  • выпуск экологический газеты,
  • день (неделя) “Волшебная экология души”;
  • инсценировки и театрализации;
  • экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
  • эколого-познавательные праздники и развлечения.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях, которая проходит через четыре этапа:

1.Экологическая тревога (провокация).

2. Экологические знаки.

3. Экологическая тропа.

4. Экологическая газета.

Итоговое мероприятие.

План – карта действий по реализации проекта для детей 4-5 лет

АКЦИЯ «Интересно, что у нас под ногами?» (август-сентябрь)

Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.

Этапы акции:

1. Экологическая тревога: (провокация).

загрязнённый участок. Сбор в поход (беседа, наблюдение, труд).

Чтение О. Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе»

Трудовой десант «Посадка саженцев в чистом дворе».

2. Экологические знаки. Распределение знаков на участке детского сада

Изготовление знака «Не сорите».

3. Экологическая тропа. Игра-путешествие «Собери и положи».

Игра-любование на участке. Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи.

4. Экологическая газета. Раскрашивание листовок «Чистый двор» для составления газеты.

Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фото газета».

АКЦИЯ «Птичье меню» (октябрь-ноябрь)

Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

Этапы акции:

1. Экологическая тревога (провокация).

Птицам нет еды Наблюдение, беседа. Оформление коробки для корма птиц.

2. Экологические знаки Аппликация «Птички в кормушке».

Составление слайдов, что едят птички.

3. Экологическая тропа.

 Экскурсии, п/и, д/и

Раскладывание корма в кормушки.

Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе.

4. Экологическая газета.  

Разучивание стихов о птицах «Покормите птиц зимой» -плакат экологической направленности.

АКЦИЯ: «Ёлочка-краса» (декабрь)

Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.

Этапы акции:

1. Экологическая тревога (провокация).

Вырубка елей к новогоднему празднику. Инсценировка: «Встреча с ёлочкой» Выпуск плакатов и развешивание плакатов в микрорайоне.

2. Экологические знаки .

Изготовление альбома «Спасём ёлочку» Изготовление табличек знаков «Не рубите ели».

3. Экологическая тропа.

 Цикл наблюдений за елью.

 Укрыть ёлочку снегом. Установка знаков по экологической тропе.

4. Экологическая газета.

 «Кто дружит с елью?» Оформление стенгазеты о пословицах и поговорках о сохранение ели.

Фотовыставка новогодней ели на своей экологической тропе.

АКЦИЯ «Капелька воды» (февраль-март - апрель)

Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.

Этапы акции:

1.Экологическая тревога (провакация).

вода в опасности Капитошка рассказывает…

Опыты по изучению свойств воды.

Создание семейной лаборатории.

2. Экологические знаки.

Рисование «Мир в капельке воды».

Выставка «Запрещающие знаки».

3. Экологическая тропа.

Экскурсия «Кому нужна вода».

Развлечение «Вода и птички».

Изготовление атрибутов к развлечению.

4. Экологическая газета.

Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь».

Разучивание стихов о воде в семейном кругу.

Итоговый результат проекта для детей 4-5 лет и родителей – развлечение апрель посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка. (Провокация придумать конкурс).

План - карта действий по реализации проекта для детей 5-6 лет

АКЦИЯ «Чистая планета» (август-сентябрь)

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.

Этапы акции:

1. Экологическая тревога (провокация).

Люди мусорят. Чтение и обсуждение рассказа О. Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу».

Трудовой десант «Мы за чистый двор».

Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»

2. Экологические знаки.

Конкурс рисунков-знаков.

Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе.

Конкурс рисунков-знаков.

3. Экологическая тропа.

Экскурсия, д/и по решению проблемных ситуаций Субботник на экологической тропе сенокос, ограждение саженцев, ремонт ограды огорода.

4. Экологическая газета.

Рисование «Какую пользу я принёс планете?» «Чистота – залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло).

АКЦИЯ «Открытие птичьей столовой» (октябрь-ноябрь)

Цель: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.

Этапы акции:

1. Экологическая тревога (провокация).

Птицам нечего есть Решение проблемных ситуаций

Конкурс «Птичьи домики».

2. Экологические знаки. 

Рисование плаката «Покормите птиц зимой».

Презентация фильма «Птицы зимой».

3. Экологическая тропа.

КВН «Друзья птиц».

Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом).

Фотовыставка «Кормушка на экологической тропе моей семьи».

4. Экологическая газета.

 Рисование «Птичьи дома» Придумывание историй «Как я спас птичку».

АКЦИЯ «Ёлочка – живая иголочка» (декабрь)

Цель: формирование представлений о неразрывной связи человека с природой, умение сочувствовать, сопереживать.

Этапы акции:

1. Экологическая тревога (провокация).

Ёлочка просит помощи Чтение письма от ёлочки. Выпуск листовок и распространение в микрорайоне.

2. Экологические знаки.

 Рисование запрещающих знаков вырубки елей.

3. Экологическая тропа.

 Установка запрещающих знаков по экологической тропе.

4. Экологическая газета.

«Не дадим лесу остаться без ели».

 Сочинение «Как мы спасали ель».

Фотомонтаж «Праздничная ёлка» (на экологической тропе).

АКЦИЯ: «Жизнь в капле воды» (февраль-март)

Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, её надо беречь.

 Этапы акции:

1. Экологическая тревога. (провокация).

Вода в опасности Занятие в лаборатории. Изготовление атрибутов к викторине «Вода – это жизнь».

2. Экологические знаки.

Составление знаков «Берегите воду» для малышей Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».

3. Экологическая тропа.

 исследуем слой снега. Работа на метео - площадке. Викторина «Вода – это жизнь».

4. Экологическая газета .

Зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде». Дневник наблюдений за водой.

Итоговый результат проекта для детей 5-6 лет и родителей - развлечение апрель

Награждение юных защитников природы переходным галстуком юного защитника природы Ямала.


План - карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет

АКЦИЯ «Мой дом – моя планета» (август-сентябрь)

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.

Этапы акции:

1. Экологическая тревога  (провокация).

 Много мусора на улицах города Губкинский. Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города.

Чтение О. Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу» Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе».

2. Экологические знаки.

 Просмотр и обсуждение презентаций Составление презентаций знаков для детей.

3. Экологическая тропа.

 Викторина «Чистюля» Фото сессия на тропе.

4. Экологическая газета.

Рисование листовок к пословицам и поговоркам. Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.

АКЦИЯ «Столовая для пернатых» (октябрь-ноябрь)

Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.

Этапы акции:

1. Экологическая тревога (провокация).

Птицы голодают Решение проблемных ситуаций.

Конкурс кормушек.

2. Экологические знаки Создание книги «Птицы нашего края».

Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой» распространение среди соседей».

3. Экологическая тропа Зеленый патруль.

Викторины.

Экскурсии.

Составление презентаций о птицах.

4. Экологическая газета.

 Рисование плана –схемы экологической тропы моей семьи для газеты.

Разучивание стихов о птицах Конкурс «Экологическая тропа моей семьи». Остановка «птичий домик».

Подборка стихов «Покормите птиц зимой».

АКЦИЯ: «Ёлочка – хозяйка леса» (декабрь)

Цель: обучение бережному отношению зелёных друзей.

Этапы акции:

1. Экологическая тревога (провокация).

Ель просит защиты Получение из леса посылки. Выпуск листовок и распространение в микрорайоне.

2. Экологические знаки.

 Рисование запрещающих знаков для презентаций Презентация «Ёлочка – хозяйка леса».

3. Экологическая тропа. 

Украшение елей красными ленточками

Цикл наблюдений за сосной.

Установка знаков на экологической тропе.

4. Экологическая газета «Спасаем лес – сохраняем планету» Сочинение

«Как мы спасали сосны».

Презентация «Новогодняя ель на экологической тропе семьи»

АКЦИЯ «Земля – голубая планета» (февраль-март)

Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.

Этапы акции:

1. Экологическая тревога (провокация).

Кран – кап, кап, кап. Просмотр документальных фильмов о воде.

Организация медиотеки «Вокруг вода».

2. Экологические знаки.

Закладка для книг «Помни о воде» «Поделись опытом» - семейный патруль.

3. Экологическая тропа.

Исследовательская деятельность «Вода в природе».

Развивающие игры с капелькой воды. Составление картотеки игр о воде.

Презентация водоёмов на семейной экологической тропе.

4. Экологическая газета.

Защита плакатов «Вода – это жизнь». Выпуск листовок «Берегите воду».

Итоговый результат проекта для детей 6-7 лет и родителей – развлечение (апрель).

Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.

Список использованной литературы:

1. В. Щуров, А. Бондаренко, Е. Жуков кандидаты биологических наук, Леса с

участием каштана посевного в Краснодарском крае: современный ареал,

управление, состояние, охрана, защита, известные и новые угрозы; Устойчивое

лесопользование 1 (53) 2018 год стр. 21-31.

2. Красная книга Краснодарского края. Животные.III издание./Отв. Ред.

А.С.Замотайлов, Ю.В. Лохман, Б.И.Вольфов.- Краснодар: Адм.Краснодар.Края,

2017.-720с.ил.

3. Красная книга Краснодарского края. Растения и грибы.IIIиздание./Отв. Ред.

С. А.Литвинская- Краснодар: Адм.Краснодар.Края, 2017.-850с.ил.

4. Литвинская С.А., Таховская С.А., Состояние биоразнообразия лесных

экосистем северо-западного Кавказа – М., 2010.-142 с.

5. Экология. 6-11 классы: исследовательская деятельность, кружковая работа,

экологические практики/ сост. И.П. Чередниченко. – Изд. 2-е, перераб.

Волгоград: Учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зеленый патруль"

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдения объекты: деревья, травы, насекомые, птицы, реки. И не мало из них нуждаются в помощи и занесены в Красную книгу республики Хакасия и России. Есть...

Визитка команды для выступления в экологическом марафоне. Название команды "Зеленый патруль"

Марафон представляет собой единую систему интеллектуальных игр с ипользованием мультимедийного оборудования, проводимых в течение года со следующими целями и задачами:развитие воображения, внимания , ...

Проект "Зеленый патруль"

      Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....

Экологическое развлечение на тему: "В гостях у Зеленого патруля"

развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Программа "Зеленый патруль"

Программа детского экологического движения «Зеленый патруль» (далее – Программа), направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования ново...