Семинар-практикум
презентация по коррекционной педагогике

Формирование грамматически правильной речи у детей с ОВЗ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование грамматически правильной речи у детей с ОВЗ» Работу выполнила : учитель-логопед Таранцова Е.Н .

Слайд 2

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 М203-Ф3). Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Слайд 3

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4 . Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5 . Дети с умственной отсталостью; 6 . Дети с задержкой психического развития; 7 . Дети с нарушением поведения и общения, в том числе с РДА; 8 . Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. К основным категориям детей с ОВЗ относятся (по классификации В.А.Лапшина , Б.П.Пузанова ) :

Слайд 4

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы

Слайд 5

А.Г. Арушанова отмечает: На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений. На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Активно осваивается звукопроизношение. Пятый год жизни – это прежде всего становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве. Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.

Слайд 6

Пути формирования правильной речи : создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; в связи с этим необходимо повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок в речи детей.

Слайд 7

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать: образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Слайд 8

Формирование грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи происходит с большими трудностями. Особенно затрудняет детей словообразование. Это связано с тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил . Оптимальные условия для формирования полноценного развития грамматического строя речи у всех детей могут быть созданы только на специальных речевых занятиях, с использованием специальных методов и приемов .

Слайд 9

Необходимым условием эффективности коррекционных занятий является систематичность применения речевых упражнений и их вариативность. Речевые упражнения располагают в порядке возрастающей сложности . Игра – традиционный, признанный метод обучения дошкольников. Благодаря дидактическим играм, их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять в повторении нужных словоформ. Для конкретизации содержания игры, связи с окружающей действительностью полезно использовать игрушки, предметы, картинки, наглядный материал.

Слайд 10

Игра «Ласковая девочка» Цели: образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, - чк -. Ход игры: расскажите ребенку небольшую сказку: «Давным-давно, в одной деревне жили две девочки. Одна была очень злой — путнику воды не подаст, слова ласкового не скажет. А вторая девочка была доброй. Она всех на свете любила, словом ласковым привечала. Встретит заплутавшего путника, потерявшуюся зверюшку — всех накормит, напоит и словом ласковым одарит». Предложите ребенку подумать и сказать, как бы назвала залетевших к ней птиц добрая девочка. Лексический материал Скворец— ... (скворушка). Воробей — ... (воробушек). Соловей — ... (соловушка). Кукушка — ... ( кукушечка ). Журавль — ... ( журавушка ).

Слайд 11

Игра «Что забыл нарисовать Незнайка ?» Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память « Один - много» Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Слайд 12

«Какой? Какая? Какое? » Цель : учить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже . « Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Слайд 13

«Родственные слова» Цель: учить образовывать однокоренные слова. «Посчитаем до пяти» Цель: познакомить ребенка с числительными два и пять, научить согласовывать существительные с числительными, употреблять их в речи.

Слайд 14

«Рассели по домикам» Цель: определить существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа. «Слова - помощники» Цель: научиться понимать и употреблять предлоги

Слайд 15

«Накорми животное» Цель: Закрепление форм дательного падежа.

Слайд 16

Лексико-грамматический строй речи детей, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Дидактическая игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка,

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...