Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Моё Отечество — Россия» в подготовительной группе (по О.В Дыбиной)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Воробьева Елизавета Павловна

конспект занятия для студентов и воспитателей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ  «Детский сад №57»

Нижегородская обл. г. Дзержинск.

Адрес: бульвар Космонавтов,14;    тел: 33 – 33 – 03

http://www.dou57ru; e-mail: ds57@uddudzr.ru

ОО «Познавательное развитие»

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением

 «Моё Отечество — Россия»
в подготовительной группе (по О.В Дыбиной)

        

Подготовила: воспитатель

                          Воробьева Е.П.

 

 

2023 г.

Дзержинск

Конспект ООД «Моё Отечество — Россия»

Цель:

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

  • Формировать у детей интерес к получению знаний о России;
  • Умение рассказывать об истории своей Родины;
  • Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем городе.
  • Систематизировать знания детей о символике государства.
  • Закрепить название народных промыслов
  • Развивать память, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.
  • Воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов;

Методы и приёмы: Показ, рассказ, объяснение, вопросы, игры, практические действия детей, педагогическая оценка.

Предварительная   работа:

• Беседы о российской символике.

• Чтение стихотворений, пословиц, поговорок о Родине.

• Рассматривание иллюстраций о Москве.

• Рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно – прикладного искусства.                                                      Закрепить название народных промыслов

Словарная работа: герб, флаг, держава, российский, патриотизм, гордость, национальности, многонациональная.

Оборудование: Флаги и гербы разных стран, герб и флаг России, карта России, портрет В. В. Путина, картинки с изображением: Москвы, ромашки, медведя

Ход ООД:

Звучит музыка «Родина моя» (автор О. Дубова). Дети присаживаются на стульчики

Воспитатель: о чем говорилось в песне? (о Родине).

Воспитатель: а что такое Родина? (Место, где мы родились)

Воспитатель: верно, это место, где мы родились, живем, где живут наши родители, где находится наш детский сад, это наш город Дзержинск

Воспитатель: место, где рождается человек, всю жизнь будет для него родным и единственным. При рождении каждому человеку дается имя, меня зовут Елизавета, а как твое имя? (спрашивает имена детей)                                                    

Воспитатель: а какое имя у нашей Родины? (Россия)

Воспитатель: наша Родина имеет звучное имя — Россия, за свое могущество и величавость.

Воспитатель: слово «Родина» звучит так тепло, есть слова близкие по звучанию, например: родной, а вы знаете такие слова? (родненький, родимый, род, родовой, родня, народ, народный, родинка, родитель, рождение, родиться, родственный). Все слова, которые мы сейчас назвали — это слова — родственники, родственные. Воспитатель: мы называем Россию Родиной потому, что в ней родились. И каждый из нас имеет свой день рождения, я родилась 6 августа, а ты? (каждый ребенок называет свой день рождения)                                                                                                             Воспитатель: а вы знаете, когда день рождения нашей родины — России? (12 июня) Воспитатель: верно, 12 июня — день России, вся страна в этот день празднует. Воспитатель: какая же замечательная традиция существует в день рождения? (Дарить подарки) Вот и мы давайте в качестве подарка скажем много красивых слов, давайте вместе, передавая в руки друг друга вот это сердечко, расскажем, какая наша Родина — Россия? (милая, красивая, единственная, сильная, дорогая, хорошая, чудесная…)

Воспитатель: А как можно сразу увидеть всю страну? (На глобусе, на карте)

А теперь посмотрим на  карту.

- Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия..

Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки.

-В каких двух частях света расположена Россия? (Европа и Азия)

- Как называется главный город страны?

- Назовите столицу России.

Послушайте  стихотворение о Москве?

Стихотворение:

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башня Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя! (рассматривание картинок о Москве)

Воспитатель - А кто знает, кто является президентом нашей страны… (Путин В. В)

- У каждой страны на земле, у каждого государства есть свои символы. Назовите их? --- Зачем они нам нужны? (гимн, герб и флаг)

- Сегодня мы ещё раз поговорим с вами о нашем гимне, гербе и флаге.

- Гимн, это самая главная музыка в нашей стране.

- Как мы должны слушать гимн России? (стоя)

- Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков.

(Звучит гимн России).

-Когда включают гимн? (на торжественных мероприятиях, на соревнованиях)

- А сейчас найдите герб нашей страны? (показываю на смарт доске изображения гербов, (дети находят герб России)

-Где можно увидеть герб? (а флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.)

- Посмотрите на герб нашего государства. Что вы видите?

- Орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл.
- Каждый элемент герба имеет свое значение:

  • двуглавый орел – символ единства России;
  • короны – союз республик, входящих в состав России;
  • жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.
  • всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.

-  Найдите флаг нашей страны. (показываю на смарт доске изображения флаги разных стран)

- Я вам расскажу сказку о том, как природа выбирала цвет для флага.

Встретились снег, вода и солнце.
– «Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет», – сказал Снег. И на флаге появилась белая полоска.
Вода собрала своих друзей – моря, большие и малые реки, океаны, озера.
Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появился синий цвет.
Утром встало солнце. «Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет», – сказало Солнышко. И третья полоска стала красной.
Так российский флаг стал трехцветным.

-Какие цвета на флаге России?

  • Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство. Это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
  • Синий цвет – цвет веры и верности, постоянства. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
  • Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество, Державу.

- У меня к вам вопрос:  Где вы видели Государственный флаг в нашем городе? (Флаг развивается над Администрацией нашего города. В торжественные дни, государственные праздники вывешивается российский флаг на общественных зданиях, детских садах, школах.)

- А еще где можно увидеть Государственный флаг? (если дети затрудняются, то воспитатель им помогает): Государственный флаг можно увидеть на Кремле в Москве, автомобиле Президента, боевых кораблях и  самолётах российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами.

Физкультминутка

Вот страна моя большая (Дети стоят и разводят руки в стороны)

Тут от края и до края (дети делают наклоны влево и вправо)

Реки, горы и леса (показывают руками «волны», подтягиваются вверх, качаются как деревья)

Здесь увидишь чудеса (разводят руки в стороны)

Воспитатель: На ряду с государственными символами в каждой стране, и конечно у нас в России, есть ещё национальные символы, т.е. символы, выбранные народом. По ним тоже отличают и узнают страну.

Примеры показать на смарт доске: «Символы разных стран», закончить «медведь - Россия»)

- Итак, давайте познакомимся с первым национальным символом России – это «медведь».                                                                                                                                             - Ребята, как вы думаете, почему выбрали именно медведя символом нашей страны, ведь в лесах России очень много разных животных? (ответы детей: сильный, большой)

  • Медведь – хозяин нашего леса.

Он действительно большой и сильный. Это один из самых крупных хищников нашей планеты. Он не просто силён, а могуч, коварен и лют. При кажущейся нескладности и неповоротливости может быть исключительно быстрым и ловким.

При необходимости медведь способен быстро и долго бежать, он прекрасно плавает и ныряет, преодолевая клокочущие, ревущие, покрытые белой пеной стремительные горные реки. Изумительно ловко и бесшумно лазает по труднодоступным местам в горах и в тайге в поисках добычи.

Неуклюжим он лишь кажется, особенно тогда, когда одет в зимнюю длинную шерсть, а под шкурой при движении перекатываются обильные жировые запасы. Именно таким иностранцы по характеру и представляют русского человека.

Медведь — это символ добродушия и ярости, богатырской силы.

Но он может быть послушным и даже смешным. Где можно встретить послушного и весёлого медведя? (ответы детей: в цирке)

- Люди давно научились приручать медведей, несмотря на то, что это большой и сильный зверь. Медведи легко поддаются дрессировки, и в цирке мы их видим и танцующих, и как они ездят на велосипеде, на самокате. Но несмотря на это медведь всё же самый сильный зверь наших лесов, поэтому он национальный символ России. (прикрепить). Запомните.

- О следующем символе, с которым я хочу вас сегодня познакомит, послушайте загадку:

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся … (Ромашки)

  • Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.

А еще ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки целых семь месяцев - с апреля до сентября - смотрят в небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Смотрят-смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые сокровенные тайны. А тайн у ромашки великое множество.

Воспитатель Наша Россия славится ещё и мастерами декоративно – прикладного искусства.

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

- Я предлагаю вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.

Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрёшки)

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке… (Хохлома)

Это роспись просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком… (Гжель)

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски… (Дымковская игрушка)

Воспитатель: А какие еще вам известны неофициальные символы России?

Воспитатель: Много разных народов живёт в России: русские, татары, чуваши, башкиры, буряты, мордва и многие другие.

Проводится игра «Угадай национальный костюм»

Воспитатель при затруднении детей помогает определить национальный костюм и его место расположения на карте РФ. Воспитатель подводит детей к выводу: важно жить в мире и согласии со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Воспитатель: проводит опыт (Берет лист бумаги и предлагает порвать его пополам ребенку, лист рвется легко, берет стопку бумаги и предлагает порвать ребенку, листы не рвутся).

Воспитатель: делает вывод (что было бы если в России каждый из народов был бы сам за себя и что будет если все народы в России объединятся и будут едины).

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Я говорю начало пословицы, а вы продолжаете …

• Жить – Родине служить.

• Родина поучает – Родина выручает.

• Кто за Родину горой, тот истинный герой.

• На чужой сторонушке рад родной воронушке.

• Нет краше земли, чем Родина наша.

• Родина – мать, умей за неё постоять.

• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

• Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

• На чужой стороне и летом холодно.

- Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умение защищать её от врагов.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие «Моё Отечество — Россия»,

мы познакомились с главными сведениями о нашей Родине- России, которые

необходимы будущим первоклассникам.

- Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались?

 Чем оно вам понравилось?

Молодцы ребята, вы все были сегодня активны, все старались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Радио» для детей второй младшей группы

создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с предметным и социальным окружением....

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «В гостях у художника». Старшая группа.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «В гостях у художника».Старшая группа.                      ...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое пылесоса». Старшая группа.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое пылесоса». Старшая группа.Провела Седова О. А. 05.04.2021. Литература. О. В. Дыбина. Ознак...

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением с детьми подготовительной группы «Моё Отечество — Россия»

Конспект занятия по ознакомлению детей с предметным и социальным окружением с детьми подготовительной группы "Моё Отечество - моя Россия!"...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Россия - огромная страна»

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Россия - огромная страна»Программное содержание:- Формировать у детей представления о том, что наша огр...

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Моё Отечество — Россия» в подготовительной группе (по О.В Дыбиной)

конспект для воспитателей и студентов по ознакомлению с окружающем в подготовительной к школе группе...