Многофункциональная ширма - Автосервис
методическая разработка
Назначение
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка со сверстниками, взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
Пособие предназначено для игр детям старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didaktich._posobie_v_administratsiyu.docx | 37.07 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» Старополтавского района Волгоградской области
Программно – методический материал
дидактическое пособие «Многофункциональная ширма – Автосервис»
разработанный в рамках реализации рабочей программы подготовительной группы № 1
Разработчик материала: Масеева Халидя Хамзяевна Сатаева Нурия Зинатовна |
Старая Полтавка, 2023
Назначение
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка со сверстниками, взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
Пособие предназначено для игр детям старшего дошкольного возраста.
Описание
В соответствии с ФГОС развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
С учетом того, что большую часть дневного времени ребенок проводит в группе, окружающее пространство и интерьер в ней становятся частью игрового и образовательного процесса. Чем больше возможностей у детей для реализации собственных фантазий, тем проще педагогу направить процесс обучения в нужное русло. Ребенок относится к предметам и к пространству как к ресурсу, видя в них возможности для реализации своего замысла. Обстановка группы, окружающие предметы способствуют любознательности, творчеству, смелым пробам и открытиям.
Одной из деталей интерьера, которые могут помочь в творческом развитии и организации жизни группы, является многофункциональная ширма для сюжетно – ролевых игр. Ширма изготовлена из полипропиленовых труб и пластиковых панелей. Трубы соединены между собой с помощью пластиковых уголков, а панели прикреплены к трубам фитингами.
Ширма состоит из 3 частей. Каждая часть имеет свой смысловой элемент:
1. Автомойка
2. Шиномонтаж
3. Автозаправка
Автомобили вошли в нашу жизнь довольно давно и прочно в ней основались. Поэтому сейчас мы просто не представляем этот мир без машин. Ведь они помогают нам добраться до работы, школы, магазина, благодаря им мы можем отправиться за город и передохнуть от пыли и зноя. Вот только чтобы мы чувствовали себя комфортно и уютно, автомобилям приходится испытывать на себе все прелести нашей погоды – дождь, ветер, слякоть, грязь. От всего этого внешний вид машины ухудшается и даже портится. Поэтому автомобилям тоже необходимо принимать водные процедуры и специально для этого человечество придумало мойки машин, которые позволят облегчить их труд и сделать машины ослепительно чистыми. Мальчикам придется освоить все секреты управления специальными моющими агрегатами, установленными на автомойке.
С наступлением зимы или лета водители меняют колёса на автомобилях. А ещё у автомобилей изнашиваются и часто прокалываются шины. Куда в таком случае обращаются водители? Подобную услугу могут оказать слесари в шиномонтаже. Так происходит знакомство детей с новой рабочей специальностью – шиномонтажник. На ширме в распоряжении детей имеется набор инструментов, который они могут использовать при монтаже колёс. Играя, дети узнают название инструментов и их назначение. Расширяется словарный запас детей.
Чтобы машины вышли в рейс и своевременно доставили грузы, их не только ремонтируют, чистят, смазывают, но и заправляют топливом. А происходит это на автозаправочной станции. Шофер, подъехав в автозаправке, говорит оператору АЗС, какое количество бензина ему необходимо для бака.
В процессе игр дети получают представления о труде транспортников (шофер, оператор АЗС, диспетчер, кассир, шиномонтажник, автослесарь и др.), об общественной их значимости. Дети узнают о том, что шоферы перевозят большое количество пассажиров, доставляют различные грузы в города и села нашей большой страны. У детей воспитывается уважение к людям данных профессий и интерес к их труду, появляется желание работать также добросовестно, ответственно, как и взрослые, заботиться о сохранности техники.
Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно – ролевую игру ребёнок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребёнок получает навыки коллективного мышления.
Сюжетно – ролевая игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог формирует личность ребёнка, её духовную и общественную направленность.
А также хочется отметить, что сюжетно – ролевая игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Цель: развивать у детей интерес к сюжетно – ролевым играм.
Задачи
Обучающие:
- расширять представления детей об окружающем мире, о профессиях взрослых;
- способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей;
- учить детей устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители;
- учить детей действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.
Развивающие:
- развивать познавательные интересы и способности;
- способствовать интеллектуальному развитию детей на основе практических
действий;
- расширять словарный запас;
- развивать логику, мышление, креативность;
- развивать у детей память, сообразительность;
- развивать предпринимательские навыки;
- развивать мелкую моторику.
Воспитывающие:
- воспитывать между детьми дружеские взаимоотношения.
Рекомендации по проведению сюжетно – ролевых игр
1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста – это игра.
2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию и проведению сюжетно – ролевой игры у детей дошкольного возраста.
3. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.
4. Обогащайте впечатления детей путем целенаправленной работы на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, чтении художественной литературы, просмотрах диафильмов, телепередач, создания предметно – развивающей среды.
5. Создавайте в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно – ролевой игры.
6. Придерживайтесь позиции воспитателя в современной игре «играющий партнёр» и «умеющий интересно играть».
7. В случае необходимости помогайте ребёнку подключиться к игре сверстников, найдя для себя подходящую по смыслу роль.
8. В ходе игры не придерживайтесь жёсткого плана, а импровизируйте, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
9. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно – ролевой игры по данной тематике.
10. Развивайте у детей умение распределять роли и действовать согласно им.
11. Учите детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
12. Следите за выполнением правил детьми.
13. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности по отношению друг к другу.
14. А ещё помните, что воспитатель на всем протяжении становления сюжетно – ролевой игры выступает в роли руководителя игры.
Сюжетно – ролевые игры с использованием развивающего пособия
«Автосервис»
Цель: Продолжать обогащать содержание сюжетных игр на основе знакомства дошкольников с явлениями социальной действительности и отношениями людей в ходе совместной деятельности; формировать у детей умение играть в сюжетно – ролевую игру «Автосервис».
Задачи
Обучающие:
- обогащать и расширять знания детей о труде взрослых, а именно: работников автосервиса, о их слаженности и аккуратности в работе;
- знакомить с названиями инструментов, необходимых для работы в автосервисе;
- закреплять представления об основных частях автомобиля;
- расширять представления о правилах речевого этикета, развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
- формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях, к разным объектам быта, социальным явлениям;
- продолжать учить согласовывать тему до начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры;
- продолжать развивать самостоятельность детей в действиях;
- создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками.
Развивающие:
- развивать умение делового и игрового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;
- развивать диалогическую речь, умение развивать диалог в различных игровых ситуациях;
- развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей (автосервис, автослесарь, гаечный ключ, двигатель, мотор, шиномонтаж, автомойка и т.д.);
- развивать эстетическое восприятие и творческие способности детей;
- развивать умение согласовывать свой замысел с замыслом партнера;
- продолжать развивать двигательную активность;
- развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость, ориентировку в пространстве;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа
1. Рассматривание тематических альбомов «Автосервис», «Автозаправка», «Автомойка», «Шиномонтаж» (механик – диагност, автослесарь, кассир, автозаправщик, автомойщик, шиномонтажник и т.д.).
2. Беседа с детьми: «Для чего нужен автосервис», «Что такое гараж», «Какие профессии вы знаете?».
3. Игра – имитация «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» (на тему автомастерской).
4. Изготовление атрибутов к игре.
5. Конструктивные игры «Построй автомобиль», «Угадай, какой автомобиль я построил» и др.
6. Режиссерские игры с машинками и игрушками «Автомастерская» (отработка диалогового взаимодействия).
7. Игровые задания в уголке ИЗО «Почини (дорисуй) сломанный автомобиль», «Придумай необычную раскраску автомобиля».
8. Игра на внимание «Какой части автомобиля не хватает в рисунке?».
9. Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?», М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице», Н. Носов «Автомобиль», Л. Некрасова «Замечательный шофер» и др.
10. Школа вежливых наук «На заправочной станции», «В придорожном кафе»,
«Автомобильный слесарь и водитель», «Шофёр и мастер – шиномонтажник», «Шофёр и автозаправщик» и др.
Материалы и оборудование:
- макеты приборов диагностики неисправности автомобилей;
- бутафорские деньги;
- «водительские удостоверения»;
- наборы слесарных инструментов;
- губки и флаконы для мойки автомобилей;
- макет автозаправочной установки с гибким шлангом;
- игрушки – автомобили или другие виды транспорта;
- фартуки и нарукавники, кепки;
- атрибуты для автокафе (кассовый аппарат, меню, кофеварка, плита, кукольная посуда, бутафорские продукты и т.п.);
- тематические альбомы по теме «Транспорт», журналы об автомобилях;
- схемы с образцами постройки автомобилей из стульев, крупного строителя и др., макеты автомобилей.
Роли в игре:
- администратор – 1 ребёнок;
- клиент – 5 детей;
- шиномонтажник – 1 ребёнок;
- автомойщик – 2 ребёнка;
- заправщик на бензоколонке – 1 ребёнок;
- кассир – 1 ребёнок;
- официант – 1 ребёнок;
- повар – 1 ребёнок;
- посетители автокафе – 4 ребёнка;
- уборщица – 1 ребёнок.
Ролевые действия
Администратор
Подбирает на работу кадры, организует работу сотрудников, беседует с клиентами
Клиенты (водители и пассажиры)
Приезжают на автомобиле, делают заказ, расплачиваются за работу, благодарят
Механик – диагност
Принимает заказы, проводит техосмотр, сообщает о результатах автослесарю
Автослесарь
На основе диагностики ремонтирует автомобили
Шиномонтажник
Меняет шины на автомобилях
Автомойщик
Моет машины
Автозаправщик на бензоколонке
Заправляет машины бензином
Кассир
Принимает заказ и плату за товар (или услугу), даёт сдачу, чек
Официант
Принимает заказ, передаёт повару, принимает готовые блюда и разносит их посетителям
Повар
Принимает заказ от официантов, готовит заказанные блюда, отдаёт официантам
Посетители автокафе
Делают заказ, оплачивают услугу, употребляют заказанную пищу, благодарят официантов
Ход игры:
Водитель: (обращаясь к пассажирам) Уважаемые пассажиры! У меня сломалась машина и я не знаю, что с ней. Нам нужно съездить в автомастерскую.
(Подъезжает к автомастерской, сигналит)
К нему подходит администратор.
Администратор: Здравствуйте, что случилось?
Водитель: Мой автомобиль сломался, и я не знаю, что с ним случилось. У меня в салоне пассажиры, я отвечаю за их безопасность и поэтому важно, чтобы автомобиль был технически исправен.
Администратор: Мы обязательно его вам починим. Вы и ваши пассажиры пока можете пройти в автокафе поесть мороженого.
(Администратор даёт задание механику – диагносту провести диагностику автомобиля. Водитель отдает ключи механику – диагносту, пассажиры выходят и идут в кафе. Механик – диагност с помощью специальных приборов определяет неисправность машины, сообщает автослесарю и тот чинит её).
Водитель: Ну, что починили?
Автослесарь: Да, мы отремонтировали мотор, но вам ещё нужно заменить «летние» колеса на «зимние». А ещё вам нужно заправить машину бензином, у вас его мало.
(Водитель благодарит за работу, расплачивается деньгами, едет на шиномонтаж).
«Шиномонтаж»
Шиномонтажник: Здравствуйте! Что случилось?
Водитель: Здравствуйте! Можно в вашей мастерской заменить «летние» колеса на машине на «зимние»?
Шиномонтажник: Да, можно. (Меняет колёса)
Водитель: Спасибо, где мне оплатить работу?
Шиномонтажник: В кассе. (Водитель может расплатиться «деньгами» или картой) Водитель: Хорошо, колёса я заменил, а теперь нужно съездить на автозаправку и залить бензин в бак.
«Автозаправка»
Водитель (обращаясь к работнику заправочной станции): Добрый день! Мне нужно заправить автомобиль бензином.
Заправщик: Здравствуйте, мы очень рады, что вы приехали именно к нам, у нас самый лучший бензин!
(Заправляет автомобиль)
Водитель: Спасибо! (Расплачивается) Скажите, а масло для машины у вас можно купить?
Заправщик: Да, конечно, вот, пожалуйста.
Водитель: Большое спасибо за обслуживание.
Заправщик: Приезжайте к нам ещё. А теперь я бы посоветовал вам вымыть машину, она у вас слишком грязная, даже номера не видно.
Водитель: Спасибо, я обязательно её помою (Направляется на мойку)
«Автомойка»
Автомойщик: Здравствуйте, я вижу, вы решили вымыть свой автомобиль?
Водитель: Да.
Автомойщик: У нас есть разные шампуни для машин, какой вы хотите? (С запахом банана, мяты, апельсина или яблока)
Водитель: Я люблю с запахом апельсина.
(Мойщик моет автомобиль).
Автомойщик: А не желаете ли помыть коврики в салоне, почистить чехлы на сиденьях, произвести полировку кузова машины?
Водитель: Да, конечно.
Автомойщик: Мы сейчас всё сделаем, а вы пока сходите, выпейте кофе в нашем кафе.
Водитель: Спасибо, уже идём. (Водитель и пассажиры идут в кафе)
«Кафе»
Водитель и пассажиры проходят в кафе, садятся за стол. Официант приносит им меню.
Официант: Добрый день, проходите. Мы очень рады видеть вас в нашем кафе. Что будете заказывать?
Пассажиры: Здравствуйте, мы хотим мороженого. (Рассматривают меню, делают заказ).
(Официант приносит заказ)
Официант: Приятного аппетита. В нашем кафе есть фирменный десерт «Фруктовый микс», рекомендую попробовать.
А куда вы едете, если не секрет?
Пассажиры: Мы едем в гости в другой город.
Официант: Это далеко, может быть, пообедаете у нас? Еще в нашем кафе пекут изумительные пирожные, мы можем вам упаковать их с собой для угощения ваших знакомых в другом городе.
Пассажиры: Да, наверное, нам стоит пообедать, и мы с удовольствием попробуем пирожные.
(Мойщик заканчивает мыть автомобиль и приводит его к кафе. Водитель благодарит его, расплачивается, приглашает пассажиров продолжить поездку).
Окончание игры
Администратор обращается к посетителям, просит оставить свое мнение о работе автосервиса в «Книге отзывов».
После того как клиенты оставили свои отзывы, администратор сообщает о закрытии автосервиса, напоминает детям, чтобы привели свои рабочие места в порядок.
Пособие «Бензозаправочная колонка»
предназначено для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие может использовано как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной игры дошкольников. Направлено на расширение представлений о труде транспортников, об общественной значимости, на воспитание интереса и уважение к труду данных профессий.
Материал: коробка, самоклеющаяся бумага, распылитель, шланг.
Игра «Автозаправочная станция»
Цели. Расширить представление об автозаправочной станции, умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой замысел. Познакомить детей с отражением количественных отношений: разным машинам требуется разное количество бензина, оператор отпускает: столько литров бензина, сколько указано в талоне, стрелка на бензоколонке останавливается на цифре, соответствующей названному количеству. Воспитывать культуру общения на заправке, умение обращаться к оператору, шоферу, диспетчеру; закреплять правила поведения в общественных местах.
Игровые роли: шоферы, механик, диспетчер, бензозаправщик, оператор.
Игровой материал: машины различных марок, бензовозы, цистерны для хранения дизтопливо, бензоколонка, огнетушитель и каски пожарного инспектора, строительный материал, светофор, фуражка и палка милиционера-регулировщика, рули, аптечка, различные документы (права, технические паспорта), касса.
Примерные игровые действия:
· Диспетчер выдает путевые листы водителям, водитель отправляется в рейс, водитель проверяет готовность машины.
· Водитель едет на заправку, выстраивается в очередь, заправщик наполняет бензином, в кассу идет платить (карточкой, наличными).
· Инструкторы проверяют пожарную безопасность, наличие оборудования для тушения пожара.
· При необходимости механиком производится ремонтные работы.
· В автозаправку бензовозы привозят топливо.
· Проверка документов.
Варианты игровых ситуаций:
- автомобилю необходимо поменять аккумулятор, фары и т.д.;
- семья едет на море, по дороге необходимо проверить исправность автомобиля, заправить его и помыть;
- водитель на своем автомобиле попал под град, приехал починить машину;
- водителю нужны автозапчасти;
- в автосервис приехал мотоциклист;
- автоинспектор на дороге (или на техосмотре) при осмотре дает указание: срочно заменить «лысые» колеса, т. к это может привести к аварии (едем на шиномонтаж);
- на дороге во время игры в «Путешествие» машина пробила колесо, наехав на гвоздь или камень. Срочно нужно поменять колесо (запасное колесо есть – меняем сами, но нужно его подкачать – едем в шиномонтаж; запасного колеса нет – едем в шиномонтаж; звоним по телефону и вызываем эвакуатор, чтобы добраться до шиномонтажной мастерской);
- осень, объявили заморозки. Нужно срочно поменять «летние» колеса на «зимние» (или наоборот – весна). Нужно поехать на шиномонтаж: (если колес в мастерской нет, их нужно заказать в автомагазине);
- каждый год в день рождения города на главной площади проходит парад автотехники, и каждый автомобиль должен быть идеально чист. Всем машинам необходимо срочно пройти технический осмотр и посетить автомойку.
Варианты сюжета
У автослесаря имеется набор карточек – схем «Неисправности автомобиля». В автомастерской работают 2 автослесаря. Сначала водитель отправляется на диагностику. Механик - диагност с помощью спецприборов обследует неисправности автомобиля и выдает водителю карточки с изображением выявленных неисправностей. Водитель с этими карточками обращается к слесарю за ремонтом, а именно: масло можно поменять в автосервисе, вымыть автомобиль — в автомойке.
Руководство игрой
(активизация игровых умений, создание проблемных ситуаций):
1. Включение в игру при необходимости в качестве: полицейского инспектора ГИБДД, пешехода, новичка – шофера, директора автозаправочной станции, магазина, станции техобслуживания, кладовщика базы и т.д.
2. Включение в игру в качестве равноправного партнера для коррекции ролевого поведения и взаимоотношений детей, демонстрации образца речевых норм.
3. Подсказки:
- я могу вас взять на работу шофером самосвала, но вам надо получить допуск для работы на этой машине, пройдите обучение в ГИБДД и получите права;
- у вас нет в машине аптечки, могут оштрафовать, срочно приобретите аптечку;
- в салоне автобуса пахнет бензином, нужно заехать на станцию техобслуживания и проверить исправность автобуса.
4. Создание проблемных ситуаций:
- лопнуло колесо, а запасного нет, как быть? (Ехать в шиномонтаж, обратиться за помощью к шоферу другой машины, поставить машину на автостоянку, вызвать эвакуатор);
- сломались «дворники» у машины, погода дождливая, как продолжить путь, что делать? (Вызвать работников дорожной службы, эвакуатор);
- сломался светофор, что делать? (Вызвать работников дорожной службы или полицейского инспектора дорожного регулирования);
- машины едут быстро и пешеходы не могут перейти улицу, как быть? (Позвонить в ГИБДД, попросить установить знак для ограничения скорости или нарисовать «зебру»);
- машина грязная – срочно посетите автомойку;
- машина не заводится – что делать?
- в автомастерской много машин нужно обслужить, но не хватает рабочих;
- у вас разбита фара – здесь рядом есть магазин «Автозапчасти»;
- лопнуло колесо, а запасного нет, как быть?
- в салоне автомобиля пахнет бензином, что делать?
- пока автомобиль ремонтируется, посетите автокафе.
Результативность использования многофункциональной ширмы
В процессе игр с многофункциональной ширмой дети показали следующие результаты:
- расширили представления о профессиях взрослых, об общественной значимости труда транспортников (шофер, оператор, диспетчер, автослесарь, и др.);
- обогатили самостоятельный игровой опыт;
- дети расширили словарный запас;
- научились договариваться о распределении ролей, вести ролевой диалог;
- научились комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет;
- научились выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
- формировали умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров – сверстников;
- дети учились налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
- у детей появились навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональная ширма "Вдохновение"
Ранее театральная ширма неоднократно менялась, выступая то в качестве декорации к сюжетно-ролевым играм: «Супермаркет», «Моряки», «Салон красоты», «Ателье» и т.д., Сегодня же д...
Многофункциональная ширма по типу "Брикс"
Ширма "Брикс" - моя авторская идея обогатить и разнообразить окружающую среду ребенка....
Многофункциональная ширма "Театральная"
Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Николай ГогольПредметно-пространственная развивающая образовательная среда является одним из основных средств развития личност...
Методическая разработка "Многофункциональная ширма как элемент предметно - развивающей среды группы»."
laquo;Методическое пособие для педагогов дошкольной образовательной организации по формированию коммуникативных навыков у дошкольниковв процессе игровой деятельности»....
Методические рекомендации к развивающему пособию «Многофункциональная ширма «Автосервис» для детей старшего дошкольного возраста
С учетом того, что большую часть дневного времени ребенок проводит в группе, окружающее пространство и интерьер в ней становятся частью игрового и образовательного процесса. Чем больше возможностей у ...
Ширма "Автосервис -заправка-мойка"
В соответствии с ФГОС развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. С учетом того...
Многофункциональная ширма "Автосервис"
Многофукциональная ширма "Автосервис"...