Формирование эмоционального интеллекта с помощью игровых технологий.
учебно-методический материал

Зянгильдяева Марина Юрьевна

Многие считают, что развитие эмоциональной сферы у ребёнка носит прикладной характер, то есть дети сами постепенно учатся распознавать эмоции, например, в ходе общения со сверстниками и со взрослыми, но это не совсем верно. Дело в том, что даже многие взрослые не умеют контролировать свои эмоции, принимают грусть за обиду или злость за разочарование. Отслеживать собственные чувства – это не просто «грустно» и «весело», у человека 27 основных эмоций, но полный список оттенков может доходить до трёх сотен.

Эмоции, изученные в повседневном общении, можно и нужно закреплять играми и специальными упражнениями.

Так как в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развитияличности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития», то развивать эмоциональный интеллект нужно с помощью игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта с помощью игровых технологий.

По мнению Л.Выготского: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка».

Успешность человека, согласно последним исследованиям, почти на 80% зависит от эмоционального развития. Человек, который не понимает свои эмоции и эмоции окружающих его людей, не может правильно оценивать реакции окружающих, поэтому не может быть успешным.

Многие считают, что развитие эмоциональной сферы у ребёнка носит прикладной характер, то есть дети сами постепенно учатся распознавать эмоции, например, в ходе общения со сверстниками и со взрослыми, но это не совсем верно. Дело в том, что даже многие взрослые не умеют контролировать свои эмоции, принимают грусть за обиду или злость за разочарование. Отслеживать собственные чувства – это не просто «грустно» и «весело», у человека 27 основных эмоций, но полный список оттенков может доходить до трёх сотен.

Понятие эмоциональный интеллект, т.е. способность человека управлять самим собой и другими людьми, используется с 1990г., впервые термин был употреблен Мейером и  Саловеем.

Развивать эмоциональный интеллект нужно еще в дошкольном возрасте, через осознание роли и значимости окружающих его людей. Ребенок должен овладеть такими способностями эмоционального интеллекта, как умение контролировать свои чувства, и принимать их такими, какие они есть. Использовать свои эмоции на благо себе и окружающим. Уметь эффективно общаться с людьми.

В последнее время дети очень много времени проводят за компьютером, телефоном или телевизором. Мало общаются со сверстниками и взрослыми.

Современные дети менее отзывчивы и более агрессивны.

Например: большую трудность у многих детей вызывает предложение пожалеть зайку,  так как ему больно или погладь собачку, потому что ее обидели.

Отсутствие возможности научиться основам эмоционального развития приводит к неблагоприятным последствиям. Факты свидетельствуют, что у девочек неспособность различать чувства тревоги и голода в будущем приводит к беспорядочному питанию, а те, кто в ранние годы не научился контролировать свои порывы, имеют большой шанс забеременеть в подростковом возрасте. Для мальчиков импульсивность в ранние годы может означать повышенный риск, вступления на путь преступлений и насилия, и для всех детей неспособность справиться с тревогой и депрессией увеличивает вероятность злоупотребления наркотиками или алкоголем в дальнейшей жизни.

Человек с высоким эмоциональным интеллектом: понимает свои эмоции; знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми; умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими; стремится познавать и обогащать свой внутренний мир; умеет регулировать свои эмоции; умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.

Человек с низким уровнем EQ: конфликтен; раздражителен; нерешителен; стремится держать все под контролем; подвластен сильному чувству гнева.

        Давайте рассмотрим на примере, ребёнку не купили новую игрушку, он начинает кричать. Крик – это единственное выражение негативных эмоций, которое ему доступно с рождения. А тут ему стало неприятно. Как, почему – он не знает, понимает только, что неприятно, а значит, нужно кричать. И только тогда, когда он может понять, что им движет именно разочарование, он сможет выдавать разные реакции на разные эмоции. Он получает возможность решать проблему разными способами, поэтому и выражать эмоции будет по разному.

          Очень важно развивать компетентность в общении. Понимая чувства других людей, ребёнок научится поддерживать с ними отношения, сочувствовать. В этом умении берут начало лидерские качества, а также развитие уважительных семейных отношений. Со временем развитый эмоциональный интеллект укрепит уверенность в себе, научит самовыражению, позволит быстрее принимать решения, а также хорошо разбираться в людях. Ребёнок, понимающий свои эмоции, гораздо проще справляется со стрессовыми ситуациями, растёт более мотивированным и успешным во всех сферах жизни. Привлекательное описание, не правда ли?

Для развития эмоционального интеллекта необходимо:

1.Создать безопасную среду. Это место, где ребёнка примут всегда с пониманием и любовью, выслушают, будут сопереживать его горю или радоваться вместе его успехами. Таким местом обычно является дом, но не всегда. Иногда дома не понимают, высмеивают или игнорируют проблемы, тогда ребёнок ищет другое место, где его поймут.

2.Задавать ребёнку вопросы, интересоваться тем, что он чувствует. Это поможет малышу прислушиваться к себе, своим эмоциям, а также проговаривать их. Игнорируя чувства ребёнка, можно прийти к анекдотичной ситуации:

«– Сынок, тебе пора домой.

– Мама, я замерз?

– Нет, сынок, ты проголодался».

3.Играть в ролевые игры. Во время них можно прорабатывать разные ситуации, давать эмоциональный отклик на них.

4.Читать художественную литературу, в том числе, специальные терапевтические книжки для проработки определённых эмоций.

5.Расширять словарь эмоций. Мы уже упоминали, что оттенков эмоций около 300, и у каждого есть свое название. Невозможно управлять тем, что даже не можешь назвать, а можно распечатать колесо эмоций Роберта Плутчика и каждый день сверяться по нему – что испытывал сегодня ребёнок?

6.Не использовать стереотипных фраз, вроде «мужчины не плачут» или «девочки не дерутся». Это не только воспитывает у ребёнка гендерные стереотипы (ага, вот девочки не дерутся, значит мальчикам драться можно?), но и обесценивает чувства ребёнка. Слыша такое, ребёнок может начать стыдиться своих чувств, закрываться (мне грустно и обидно, но я мальчик, не должен плакать, наверное, я какой-то неправильный).

7.Учить не подавлять негативные эмоции, а выражать их безопасным способом.

 Сдерживание сильных эмоций может привести в дальнейшем к неврозам. Не запрещайте испытывать чувства. Плакать, злиться, грустить, бояться – это нормально, все мы это испытываем время от времени. Наша задача – быть рядом во время этих эмоций и научить с ними справляться.

8.Показывать личный пример. Пожалуй, один из самых сложных пунктов. Необходимо часто говорить ребёнку, что вы сейчас испытываете. Вот только небольшое количество примеров: «Мне очень приятно, что сегодня на занятии все меня внимательно слушали и справились с заданием»; « Я очень расстроилась, так как Саша и Ваня подрались»; «Ты принесла очень красивую поделку, я так горжусь тобой»; «Я рада, что Соня снова с нами, мы соскучились по ней, пока она болела».

Эмоции, изученные в повседневном общении, можно и нужно закреплять играми и специальными упражнениями.

Так как в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития». То развивать эмоциональный интеллект нужно с помощью игры.

Игра – это вид непродуктивной деятельности,  мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра является составной частью педагогических технологий.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в

детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание

исследователей, причѐм не только педагогов и психологов, но и философов,

социологов, этнографов, искусствоведов.

Детские игры достаточно многообразны по своему содержанию, по степени самостоятельности детей, по формам организации, по игровому материалу.

Приведу в пример несколько игр по развитию эмоционального интеллекта:

 «Пантомима»

Расскажите ребёнку, что раньше фильмы показывали без слов, и актерам нужно было очень выразительно играть, чтобы зрители понимали, что он испытывает. Представим себя актёрами старого кино. Ведущий дает задание (называет ситуацию), а ребёнок изображает. Затем нужно проговорить, что ты в этот момент испытываешь. Важно не только изображать мимику на лице, но и сопровождать это действиями.

Примеры заданий:

У тебя разболелся живот.

На улице стало морозно.

Тебе наступили на ногу в очереди.

Мама ругает непослушного ребёнка.

Ты идешь по улице, но ты надел ботинки, которые тебе малы.

Тебя разбудили очень рано, но ты еще хочешь спать.

Ты проходишь мимо мусорного бака, который неприятно пахнет.

Ты ешь вкусное мороженое.

Потом можно запустить второй раунд, теперь играем в «Угадай эмоцию». Один участник изображает любую эмоцию, а второй должен её угадать, затем игроки меняются местами. Можно играть в тандеме «Родитель+ребёнок». Если ребёнок маленький, берите ограниченное количество эмоций и дополнительно проговаривайте ситуации, в которых они могут появиться. Например, вы показываете удивление, добавляете слова «Ух ты, сколько сегодня бабочек на улице, я не ожидала их увидеть». Затем можно постепенно сокращать количество сказанных слов, оставляя только живую мимику.

«Банка эмоций»

Поставьте дома 2 банки, а рядом кружочки из картона и маркер. Предложите ребёнку каждый день зарисовывать свои эмоции: рисовать смайлик и класть его в банку. Для наглядности рядом можно повесить плакат с вариантами смайлов или колесо эмоций Плутчика, о котором мы уже говорили. В одной банке будут эмоции, которые за день испытывали другие люди (это научит «считывать» чужие эмоции), в другой – которые испытывал сам ребёнок.

«Конструктор эмоций»

Эмоции выражаются на всём лице сразу, плачут не только глаза – хмурятся брови, куксится нос, опускаются уголки губ.

Попробуйте собрать эмоции по частям. Сперва простое задание: разрежьте картинки на две части по линиям, предложите эти пазлы ребёнку. Ему нужно собрать и назвать 6 эмоций.

«Говорящие руки»

Теперь развиваем технику невербального общения, а точнее, жесты. Некоторые эмоции можно угадать только по ним. Сядьте напротив друг друга. Предлагайте по очереди ситуации или эмоции, но не для себя, а для своих рук. Как они себя поведут?

Пример ситуаций или эмоций, которые можно показать через руки:

Гнев – сжатые кулаки.

Недовольство кем-то – можно погрозить пальцем.

Возбуждение или восторг – аплодисменты.

Скука, нетерпение – постукивание пальцами по столу.

Испуг – разжатые, напряженные ладони.

Лень – расслабленные, опущенные кисти.

Нежность, доверие, дружелюбность – руки в замок.

Благодарность – сложенные руки.

С ребёнком 2-3 лет можно упростить задачу и просто разыграть миниатюрную сценку,

используя только руки. Сюжет незамысловатый: приветствие, ссора, примирение, прощание.

«Когда я радуюсь»

Игра подходит как для компании ребятишек, так и для тандема «Родитель – ребёнок».

Возьмите мячик и передавайте его из рук в руки. Тот участник, у которого в руках мяч,

говорит: «Я радуюсь, когда …» и предлагает ситуацию. Повторять можно несколько раз. Затем также можно проработать другие эмоции.

«Коробочка счастья»

Соберите с ребёнком коробку, в которую он сможет положить предметы, доставляющие ему удовольствие. Коробка не обязательно должна быть фактической, можно «заполнить» её иначе, например, нарисовав в альбоме рисунки. Старайтесь, чтобы предметы ассоциировались с удовольствием, полученным от разных органов чувств.

Например, я радуюсь от вкуса сладкого леденца и от запаха ландышей (можно засушить веточку или нарисовать её). При этом можно проговаривать разные положительные эмоции, которые у ребёнка возникают. Интерес – от прочитанной книги, удовольствие – от того же леденца, ликование – от полученной за соревнования медали, умиротворение – от плетения нитками фенечек, нетерпение – от билетов в кукольный театр на следующие выходные.

        Предлагаю посмотреть фотографии занятий по развитию эмоций.  Сначала мы изучаем эмоции, что чувствует ребенок. Затем, что чувствуют окружающие, какие эмоции испытывают. И последний этап — это умение общаться.

        Общий интеллект с возрастом стабилизируется, а эмоциональный интеллект продолжает расти!

В конце моего выступления, предлагаю провести упражнение, которое называется «Уровень счастья».

Цель: помочь человеку увидеть те источники радости, которые он не замечает, показать, что счастье – это состояние души и оно не определяется немедленным исполнением всех желаний и уровнем благосостояния.

Инструкция: Составьте список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности – солнечный день, ваши сбережения (даже если они небольшие),здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир. Если работа по подведению итогов и нахождению источников радости, счастья в настоящем проведена достаточно тщательно можно переходить на поиск новых путей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие восприятия дошкольников с нарушением интеллекта с помощью игровой системы сенсорного обучения (ИССО).

План.I.                   Введение. 1.     Особенности восприятия детей с интел...

Консультация "Формирование сенсорно-логических представлений у детей раннего возраста с помощью игровой технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

     Данная консультация освещает эффективность использования в работе педагогов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В Воскобовича для развития сенс...

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Эмоция – это сильное, обычно кратковременное переживание, ответ человеческого организма на изменения, происх...

Статья "Развитие эмоционального интеллекта с помощью игровых технологий"

Эмоциональный интеллект очень важен для успешного становления личности, почему и как развивать эмоциональный интеллект, можно прочитать в статье....