Социально-адаптирующая технология формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Фалецкая Оксана Евгеньевна

Технология, перспективное планирование, диагностика, конспекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx91.62 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – адаптирующая технология формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Воспитатель: Фалецкая О.Е


Социально – адаптирующая технология формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Психологическое обоснование технологии.

На данный момент существует и практически используется ряд программ по коррекции личностной сферы детей.

Психологическая практика показала высокую эффективность коррекционно - развивающих программ, последовательно реализующих как задачи, так и развивающие задачи. В связи с этим аспект нашей программы мы определили, как коррекционно - развивающий.

При построении программы мы учитывали следующие принципы:

Первый принцип – это принцип единства сфер духовной жизнедеятельности ребенка:

  • Эмоциональный
  • Волевой
  • Коммуникативной
  • Познавательный

Второй принцип - это совместная деятельность и общения взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым.

При определении целей и задач коррекционно - развивающей работы мы исходили из понимания роли старшего дошкольного возраста в развитии личности ребенка, значения эмоциональной сферы в психическом развитии дошкольника.

Основываясь на методических принципах, и психодиагностических данных или определили цель программы.

Цель программы: развития эмоционального опыта дошкольника.

Коррекционно - развивающая программа включает проведение 20 занятий, в основе которых поставлены следующие задачи.

  • расширить представление детей с ОВЗ об основных эмоциях;
  • знакомить детей с ОВЗ с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
  • учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
  • развивать эмоциональную произвольность;
  • повысить уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, обогатить терминологическую оснащенность языка.

В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. В содержании занятий использованы игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной (М.И. Чистикова,
Н.Л. Кряжева, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина) и зарубежной литературе, а также авторские находки. В качестве основных методов и приемов используются:

  • имитационные игры;
  • социально - поведенческий тренинг;
  • психогимнастика;
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • дискуссии;
  • обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
  • примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях, под которыми мы понимаем систему методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно развивающие воздействие на детей с ОВЗ, проявляющих замкнутость и неуверенность:

При построении программы мы основывались на следующих принципах:

  1. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей.
  2. Принцип системности коррекционно-развивающих задач.
  3. Принцип единства коррекции и диагностики социального окружения к участию в коррекционно-развивающей программе.
  4. Деятельностный принцип.
  5. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

Для решения поставленных задач были сконструированы три последовательных этапа: вводный, обучающий и закрепляющий.

На 1-ом вводном этапе представляется возможность настроить группу на совместную деятельность, установить эмоциональный контакт между всем и участниками.

  1.  этап-обучающий. На данном этапе формируется у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления или (здесь имеется в виду знакомство с базовыми эмоциями). Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.

Обучение умения сопереживать другому и адекватно проявлять эмоциональное состояние в общении, приемом саморегуляции. Обогащение терминологической оснащенности языка. Обучение детей конструктивным способом разрешать конфликтные ситуации.

  1.  этап - закрепляющий. Целью этого этапа является закрепление всего того нового, что возникло в личностном мире ребенка.

Критерием эффективности коррекционно - развивающей работы с детьми может служить:

- преобладание положительных эмоций;

- способность содержать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления;

- способность сопереживать другому;

- исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности; изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

Основной акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений, интонационной выразительности в вербальной сфере, на адекватное применение выразительных средств в общении.


Структура.

Ведущий наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная.

Цель вводной части занятия - создание у ребенка положительного эмоционального настроя, настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Основные процедуры работы:

  • приветствия
  • игры с именами
  • игры на эмоциональное сближение
  • подвижные игры.

Часть 2. Рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения, игры, этюды, направления на развитие - личностной и познавательной сфер ребенка.

Основные процедуры:

  • элементы сказкотерапии и импровизацией;
  • элементы психодраммы;
  • психогимнастика;
  • игры на развитие навыков общения;
  • поведенческий тренинг;
  • дискуссия;
  • рисование.

Часть 3. Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение общей игры - забавы, или другой коллективной деятельности, например, рисунок на память другу или создание общего рисунка.

Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие само регуляции, а именно:

  • двигательные упражнения, включающие попеременно или одновременно выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию);
  • чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и гром кости речи (способствует развитию произвольности);
  • мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительности речи);
  • упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения).

Эти процедуры могут проводится в тобой части занятия, в зависимости от ситуации.

Каждое занятие заканчивается слушанием приятной музыки или исполнением веселых детских песен, что способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.

Организация

В программе используется групповая форма работы. Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу, что дает, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношения детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Рекомендуемая продолжительность занятий 25 - 30 минут, два раза в неделю в течение двух с полов иной месяцев.

Коррекционно - развивающая программа включает в себя 20 занятий.

Занятия представлены в виде подробных сценариев.


Структура программы

I этап - вводный

Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Темы занятий

  1. «Я радуюсь, когда…»
  2. «Волшебная шкатулка»
  3. «Добро и зло»
  4. «Наше настроение»

II этап - обучающий

Цель: формирование знаний об эмоциональном мире человека (базовые эмоции), развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое, обучение умению сопереживать другому и адекватно «» эмоциональное состояние в общении приемом само регуляции. Обогащение терминологической оснащенности.

Темы

  1. «Страна настроений»
  2. «Учимся справляться с гневом»
  3. «Что делать, если ты злишься»
  4. «Поговорим о доброте»
  5. «Ссора»
  6. «Чувства одинокого человека»
  7. «Учимся доброжелательности»
  8. «Учимся понимать чувства других людей»
  9. «Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации»
  10. «Животные - наши друзья»
  11. «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях»
  12. «Добрые и злые поступки

III этап - закрепляющий

Цель: закрепление нового, что возникло в личностном мире ребенка.

  1. «Страна сказок»
  2. «Какой Я»
  3. «Дружба - Неприязнь»
  4. «Наши, мечты»

Перспективное планирование.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 этап-вводный Январь

«Солнечный зайчик»

«Этюд на расслабление организма»

«Добро и зло»

«Настроение»

2 этап- обучающий Февраль

«Страна настроений»

«Учимся справляться с гневом»

«Что делать если ты злишься»

«Тренинг»

Март

«Поговорим о доброте»

«Ссора»

«Чувства одинокого человека»

«Учимся доброжелательности»

Апрель

«Учимся понимать чувства других людей»

«Учимся анализировать поведение в конфликтных ситуациях»

«Животные наши друзья»

«Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях»

3 этап- закрепляющий Май

«Добрые и злые поступки»

«Страна сказок»

«Какой Я»

«Дружба-Неприязнь»


  1. Диагностика, выявляющая особенности взаимоотношений и уровня сформированности умений общения у детей.

(Репина Т.А. «Секрет»)

  1. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

(Минаева В.М.)

  1. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.

(Минаева В.М.)


Качественный анализ результатов.

В результате исследования взаимоотношений в группе сверстников были выявлены дети с социальным благополучием и социальным неблагополучием Итак, получены следующие данные:

Взаимоотношения в группе сверстников.

Социально благополучны (звезды , приняты)

Социально неблагополучны (пренебрегаемы, изолированы)

45%

55%

Анализ результатов исследования статусного положения детей дошкольного возраста выявил -3 лидера «звезды», что составляет -15%; 6 человек «принятых», что составляет- 30%; 8 человек «непринятых», что составляет- 40%;3 человека «изолированных»; что составляет -15%.

В результате исследования были выявлены дети с социальным статусом «изгой», это дети редко посещали детский сад по причине болезни и других ряд обстоятельств; на момент исследования можно предположить; что дети не успели наладить взаимоотношения со сверстниками.

Рекомендации.

Обратить внимание на детей (Федорова Н.; Сорокина Н.; Богомазов А.). На их взаимоотношение со сверстниками. По мере возможности помочь детям влиться в сформировавшийся коллектив.


Качественный анализ результатов.

В результате исследования восприятия детей графического изображения эмоций выявил:

графическое изображение эмоции «радость» воспринимают

20 человек; что составляет 100%;

графическое изображение эмоции «грусть» воспринимают 19 человек; что составляет 95%;

графическое изображение эмоции «страх» воспринимают 6 человек; что составляет 30%;

графическое изображение эмоции «гнев» воспринимают 16 человек; что составляет 80%;

графическое изображение эмоций «удивление» воспринимают 12 человек; что составляет 60%.

В результате проведения исследования, выявили, что большинство детей старшего дошкольного возраста не дифференцируют следующие эмоции: «страх», «удивление». И отсюда можно сделать вывод; что у детей не развито мимическое восприятие и отсюда не адекватная интерпретация эмоциональных состояний окружающих.

Рекомендации.

В нашем исследовании мы столкнулись с проблемой в выражении эмоций связанных с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации, запрет на слезы, запрет на выражение страха, агрессии. Чрезмерные запреты в выражении чувств, влекут за собой ограничении жизненности, спонтанности и обаянии, т.е., потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения.

Справиться с этой проблемой помогут игры, направленные на развитие эмоциональной сферы.


Качественный анализ результатов.

При изучении понимания детьми эмоциональных состояний людей оказалось, что ответы детей, в основном, адекватно соответствуют заданным вопросам.

Некоторым детям было трудно ответить на вопрос: «Когда у человека горе?». Так, Молчанов Миша при ответе на этот вопрос, сначала помолчал, подумал, а потом спросил: «Горе? А что такое горе?» А Данил Бодров сказал: Горе - это когда все плачут». Встречались и такие ответы: «Горе -это когда хочется; чтобы тебе купили игрушку, а тебе не покупают».

Трудности возникли с ответами на вопрос: «Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?» Всего несколько человек сказали: «удивиться». Остальные дети отвечали: «Он ее сорвет».

Адекватно дети отвечали на вопрос: «Когда бывает интересно?», например,

«Когда игра интересная; когда разговаривают, о чем - то интересном; когда растут цветы».

При ответе на вопрос: «Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?», часто дети отвечают: «Потому что интсресно». Но большинство детей не используют в речи понятие «интересно».

Трудно детям дастся описание понятия, чувство «стыд».

А на вопрос: «Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?» Отвечали: «Она испугалась, заплакала...»

Вопрос: «Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?» Она чувствует, что она ее поймает». Хотя некоторые дети отвечали коротко:

«Страх, опасность»

Дети

%

1

13

65

2

13

65

3

12

60

4

13

65

5

13

65

6

15

75

7

13

65

8

11

55

9

16

80

10

17

85

11

16

80

12

15

75

13

14

70

14

14

70

15

13

65

16

13

65


Наиболее адекватно дети отвечали на вопросы: «Когда бывает интересно?» (1); «Когда бывает страшно?» (5); «Когда бывает радостно?» (7); «Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?» (9); «Что ты чувствуешь.  когда ешь любимую конфету?» (11); «Что почувствует мальчик, если ему  подарят «Денди?» (15); «Что почувствует человек, если у него пропадает любимая собака?» (16); «Когда человек злится?» (6). Результаты представлены в Таблице № 5.

В результате проведенного исследования понимания детьми эмоциональных состояний людей выявили, что большинство детей старшего дошкольного возраста адекватно воспринимают ряд предложенных состояний людей, за исключением некоторых, например: «Когда человек удивляется?», «Когда бывает стыдно?», «Когда человек получает удовольствие?», «Когда у человека горе?», «Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?» , «Как ты думаешь почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?», «Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?».

Рекомендации.

  1. Предложить детям рассмотреть ряд разнообразных иллюстраций сказочных персонажей, предварительно прочитав подобранную сказку или рассказ. Большое внимание уделять эмоциональным проявлениям персонажей изображенных на картинках.

Старшие дошкольники не различают даже такие эмоции, как горе и удивление.

Педагогу в группе при постоянном совместном рассматривании иллюстраций легко выявить таких детей При общении с ними можно подчеркивать собственную экспрессию, выразительности мимики, обращать внимание такого ребенка на детей с выразительной мимикой.

Воспитатель должен быть особенно тактичным в этом вопросе, придерживаться чувства меры. Такие моменты фиксации эмоциональных выражений должны проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны воспитателя и никоим образом не превращаться в

уроки мимики.

  1. Можно предложить несколько разнообразных сюжетов для разыгрывания сценок. Эти сценки разыгрываются в самых различных вариантах; например, описывается ситуация, а дети ее изображают; можно сначала, подготовить 2 - 3 человека, поставить перед группой сценку, а затем спросить у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки; или, описав ситуацию, дополнительно рассказать детям, что испытывает каждый из персонажей. Последний вариант особенно полезен в тех случаях, когда дети недостаточно выразительно и неправильно изображают чувства и эмоции персонажей.



«Солнечный зайчик»

ДОУ №20 «Ёлочка» Воспитатель: Фалецкая О.Е.


"Солнечный зайчик"

Задачи: Научить ребенка осознанно относится к своим чувствам переживаниям, к своему внутреннему миру.

Материал: музыкальное произведение (сказочное, фантастическое кукла Данилка, солнечный зайчик, бабушка, листы цветной бумаги, краски - гуашь, кисточки, баночки с водой.)

Ход

Воспитатель: дети тихо... Не спугните сказки, они здесь где-то спрятались по углам. Ведь сказки любят прятаться в таких комнатах, на то они и сказки.

Закройте глазки и прислушайтесь к музыке. Что вам сейчас видится? Воспитатель: рассмотрим комнату. Не кто не боится? Хорошо. Если кто-то испугается, скажите: "Не надо боятся, это очень добрая сказочная комната. Ее охраняет... А вот кто - вы узнаете. Теперь посмотрим, что это там светится?" Зажгите или поднимите вверх самый крупный Солнечный зайчик, желательно за марлевым занавесом. Может быть это звездочка?

А теперь расскажите мне о самом хорошем что было в вашей жизни. Если ребенок рассказывает о чем-то действительно добром, Солнечный зайчик увеличивается, а если о злом уменьшается.

Воспитатель: вам понравились истории? Вы обратили внимание на звездочку? Что это с ней происходит? Давайте поделимся своим горем, то есть самым плохим, что произошло с вами. И пожелаем, чтоб никогда этого не повторилось - ведь эта комната сказочная, а значит, и волшебная.

Рассказы детей сопровождаются изменениями Солнечного зайчика, а если он виноват, то зайчик уменьшается.

Воспитатель: мы заглянем в дом к мальчику. Его зовут Данилка.

Данилка, давай познакомимся пожалуйста с ребятами. (Данилка кланяется). Послушайте что произошло с ним однажды. Он открыл глаза, а в его комнату заглядывало хмурое утро. Данилка стал вспоминать свой сон, ему снилось что-то чудесное и волшебное? А тут такой серый день начинается.

"Пусть всегда будет солнце!" -не очень громко запел Данилка. И сразу засверкало в комнате. Это был солнечный зайчик.

Манипулирование Солнечным зайчиком

Доброе утро Данилка, я пришел к тебе, потому что ты веришь, что в ненастный день может быть солнце!

Данилка - Ты будешь со мной дружить?

С.з. - а ты умеешь дружить?

Д. -Конечно. Чего ж тут не уметь?

С.з. -  Это мы еще увидим! Засмеялся Солнечный зайка.

Восп.: дружить легко или трудно? Дружба -что это такое?

Данилка стал прыгать на одной ножке, приговаривая не буду убирать постель, пусть бабушка уберет, а мне сегодня неохота. (зайчик исчез) Данилка - Зайчик, Солнечный зайчик, где ты?

Восп. -а вы думаете случайно это или нет? В комнату вошла бабушка - показ картинки (бабушка с больным, печальным лицом).

Данилка -сердится подумал он, я уже умыт, причесан и одет. А если и постель не заметит? Значит злится.

Бабушка -скорее, в сад опоздаешь.

Данилка - ничего не заметила, зря старался. Перед уходом он захотел простится со своим другом, но Солнечного зайчика не было. Опять пропал. Почему? Это она во всем виновата, сердито смотрит на бабушку - вон какое злое лицо, даже ничего не говорит, Данилка расстроенный пошел в детский сад. Бабушка, тяжело дыша, с трудом догоняла его.

Данилка -что с тобой, бабушка? -ласково спросил он.

Бабушка -плохо мне что-то сегодня, миленький. Видно, погода такая, сырая да хмурая.

Данилка -он заметил, что лицо у нее вовсе не сердитое и злое, а больное и печальное.

Восп. - какое бабушки лицо -сердитое или печальное.

Данилка -вот какой я бестолковый - Солнечный зайчик сразу вернулся. Вернулся. Почему?

Восп. - почему вернулся Солнечный зайчик?

С.з. -успокоил Данилку -сейчас мы поможем бабушке. Данилка - а как?

С.з. - подумай сам.

Восп. -как бы вы помогли бабушке? (направьте на бабушку Солнечный зайчик.

Бабушка - зажмурилась и прошептала - вот и солнышко пробилось сквозь тучи. Дышать стало легче. Спасибо тебе, внучек, и сердце вроде не болит. Данилка - а солнышку тоже спасибо?

Бабушка -и солнышку спасибо, ему родному.

Восп. - она болела, ей было плохо, почему он на нее обижался?

С.з. - будь внимательней Данилка.

Восп. - когда за тобой вечером придет мама или папа, посмотри, какие у них глаза сегодня?

С.з. - мы с тобой подружились, обещаю приду завтра, спокойной ночи и исчез. Данилка уснул улыбаясь. Так началась дружба Данилки и Солнечного зайчика.

Восп. - дети вам понравился Солнечный зайчик? А Данилка? А вы замечаете, когда у мамы или бабушке болит голова? Какое у них тогда лицо? А теперь попробуем нарисовать Солнечного зайчика, когда он радуется и в тот момент, когда он расстроен. Какой он будет? Правильно, совсем маленький, как точка. Давайте сохраним рисунки, они нам еще пригодятся.


«Давайте жить дружно!»

ДОУ №20 «Ёлочка» Воспитатель:  Фалецкая О.Е.


Задачи: создание чувства принадлежности к группе! Чувства безопасности в коллективе, чувство единства! Сплоченности, умения действовать согласованно, развитие коммуникативных навыков; умение понимать свое эмоциональное состояние! распознавать чувства других.

Ход

- Дети, я очень рада видеть вас. Сегодня мы с вами поиграем. А поможет нам волшебный клубок (или колобок).

Дети садятся:

Ниточка дружбы.

  1. - Мы будем передавать ее со словами, ласково называя имя соседа, а клубочек будет с нами знакомиться.

Дети: «Я дружу с Настенькой» и т.д.

- Теперь мы с вами связаны одной ниточкой дружбы. Наша дружба крепкая (держат крепко ниточку), ее уронить нельзя.

Дети встали.

  1. - А теперь, так же дружно давайте намотаем нашу ниточку дружбы на катушку. Возьмитесь крепко за руки. Тот, кто стоит первым, пусть даст мне (воспитателю) руку. У нас получится ниточка, закрепленная на катушке.
  • Я возьму руку последнего и буду наматывать ниточку дружбы на катушку. Я буду водить вас по кругу пока вся ниточка не намотается на катушку.
  •  Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте немножко поживем в нем. Вместе подышим: дружно - вдох, дружно - выдох.

- А сейчас руки не опускаем, я снова беру последнего ребенка за руку, и мы начинаем разматываться. Так же дружно.

З. – Дети, наш клубочек волшебны он привел нас в лес. Давайте разбежимся каждый по своей дорожке. Полюбуйтесь, как красиво в лесу.

Деревце за деревце, где ж мои ребятки?

Игра «АУ!»

Даня, ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя «АУ!».

Ну - ка глазки закрывай, не робей. Кто зовет тебя - узнай поскорей.

(Воспитатель дотрагивается до ребенка, другой ребенок говорит: «АУ!», а первый отгадывает кто его позвал).

- Дружно мы искали дружно всех нашли! а теперь все вместе.

4. Мороз невелик, да стоять не велит. Пойдем дальше.

Игра «Птенец».

- Ой, птенчик выпал из гнезда, ему холодно. Давайте его согреем.

Сложите ладошки и спрячьте в них птенца. Давайте спокойным, ровным дыханием согреем его.

-Хо - Х о - Х о!

- Молодцы, вы все дружно согревали птенчика. Раскройте ладоши, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще к вам прилетит.

5. А теперь присядем, отдохнем.

Дети рассаживаются парами.

- Вспомним потешку про птичку «Сорока – ворона»:

Сорока - ворона кашу варила,

Сорока - ворона деток кормила,

Этому дала,

И этому дала,                                (дети массируют пальцы друг друга,

И этому дала,                                начиная с большого)

А самому маленькому

Из большой миски

Да большой ложкой.

Всех накормила.                (дети поглаживают ладошки друг друга)

- Молодец, сорока, всем дала, никого не обделила.

И вы, молодцы, дружно играли.

6. - Отдохнули? Пошли дальше.

По тропинке - шур - шур - шур,

По болоту - чав - чав - чав,

По полю - топ - топ - топ.

Игра «Доброе животное».

(Идем шаг вперед - вдох, шаг назад - выдох).

- Ой, кто же здесь лежит? Медведь!

Он зарычал, проснулся!

Ой, мамочка, спаси!

Побежали скорей домой.

По тропинке - шур - шур - шур,

По болоту - чав - чав - чав,

По полю - топ - топ - топ.

Чик - чирик и дверь закрыли.

Ух, устали!

  1. - Вот, какие мы дружные, все преодолели, давайте похвалим себя.

(Дети благодарят друг друга. поглаживают по головке)

- Давайте вместе мы дружить,

И этой дружбой дорожить.

  • Ребята, а этого героя как зовут?        (Кот Леопольд)
  • А как он говорит про дружбу?
  • А если вы все-таки поссорились, то, что нужно сделать?
  • Как помириться?

(Мирилочка. Мирись, мирись, мирись, и больше не дерись,

А если будешь драться, то я буду обижаться.

Дети берут друг друга за мизинцы)

- Вы молодцы, дружные ребята. Я вами горжусь.


«Разыграй настроение!»

ДОУ №20 «Ёлочка» Воспитатель: Фалецкая О.Е.

Тема: Разыграй настроение!

Цель:

Учить определять настроение в произведениях различных видов искусства.

Задачи:

1. Учить детей понимать взаимосвязь общего колорита картины и ее звучания по настроению.

  1. Подобрать музыку, соответствующую настроению картины.
  2. Разыграть изображение картины, передавая мимикой и позами созвучное эмоциональное состояние.
  3. Учить детей импровизировать в плясках, передавая движениями настроение, соответствующее музыкальному образу.
  4. Учить находить соответствующее словесное описание музыкальному ладу, изобразительному колориту.

Материалы:

Кукла Карандашкин, цветные флажки, АН. Толстой «Средь шумного бала» (фрагмент), русская народная песня «Барыня» или «Я на горку шла» в записи
Л. Руслановой, три - четыре этюда из сборника И.Ф. Бюргмюллера для определения лада.

Ход

Педагог и дети входят в «Зал настроения». Приветствуют Карандашкина. Карандашкин предлагает детям разыграть настроение - загадку, поздороваться песенкой, пропеть «Здравствуйте, здравствуйте» в мажорном и минорном настроении. Дети выполняют задания, придумывая свои варианты мелодии мажорного и минорного звучания. Карандашкин угадывает настроение. Педагог предлагает продолжить игру «Угадай настроение музыки». Играет небольшие фрагменты мажорного или минорного лада. Дети подбирают флажки холодного и теплого цветов.

Цель: Учить детей подбирать цветовые сочетания соответственно к мажорному и минорному звучанию в музыкальных произведениях.

Карандашкин:

А в картине можно тоже угадать звучание, если правильно определить колорит, который преобладает в ней.

Педагог называет автора картины «Дама в голубом» - К. Сомов.

Вопросы для общения:

- К какому жанру относится эта картина: портрет, натюрморт или пейзаж? Почему?

-Какое настроение у этого портрета: мажорное или минорное?

-Какой колорит подчеркивает настроение картины? (Холодный, минорный). Перечислите цвета колорита. (Тёмно-зелёный, голубой, ближе к синему, белый.) Педагог подчеркивает бледность лица дамы, холодную красоту голубого шелкового платья, подчёркнутого белизной и прелестью прозрачных кружев.

- Какая эта дама? Где могли видеть таких женщин: в богатых домах или в бедных крестьянских избах? Почему?

- Какое настроение написано на ее лице? (Задумчивое, сосредоточенное, грустное.) О чем она могла бы думать? (Ответы детей).

Педагог:

-Дама могла бы читать книгу, отвлечься на свои воспоминания, заслушаться пением птиц или звуками музыки?

-Какой характер может быть у этой дамы? Бурный, веселый, игривый или спокойный, легкий, уравновешенный, печальный? Почему?

Этюд «Живая картина»

Цель: Передать настроение дамы мимикой, позой, продолжить ее действия.

По желанию ребёнок изображает позу и настроение «Дамы в голубом», и затем предлагает свой вариант ее действий дальше. Замерла, застыла и ... пошла, запела.

Педагог: Можно было встретить такую даму на балу? (Можно)

Педагог предлагает детям послушать фрагмент стихов АН. Толстого «Средь шумного бала» и определить, подходят ли эти строки по настроению к картине К. Сомова «Дама в голубом»:

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты

Тебя я увидел. Но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдалённой свирели,

Как моря играющий вал.

Педагог: Какие слова, звучащие в этом стихотворении, подходят к настроению и характеру картины?

Обращает внимание на ключевые слова:

Тревога есть в колорите картины, «тайна» есть в изображении дамы (имени мы ее не знаем), «очи печально глядели» - глаза дамы на картине грустны, голос ее мы не слышим, но можно себе представить, что ее «голос так дивно звучал», как свирель.

Это стихотворение не было написано специально к этому портрету, но оно созвучно настроению изображенной дамы.

Затем педагог может исполнить фрагмент романса П.И. Чайковского «Средь шумного бала» сам или дать послушать его в грамзаписи.

Карандашкин предлагает повторить пластический этюд по картине «Дама в голубом» под звучание романса.

Знакомство с картиной А. Архипова «Девушка с кувшином». Вопросы для общения:

  • Какими красками звучит эта картина, мажорными или минорными? Почему?
  • Какие цвета одежды? Перечислите оттенки красного.
  • Придумайте и расскажите, что дальше будет делать эта девушка.Почему? (Пойдет плясать, песню запоет.)
  • Какая музыка соответствует настроению этой картины: веселая, плясовая, задорная, быстрая или торжественная, мужественная?

Педагог по своему усмотрению предлагает детям послушать плясовые русские народные песни «Барыня», «Я на горку шла» или «Коробочку». Дети определяют настроение музыки. Педагог предлагает придумать пляску - импровизацию, как могла бы плясать эта девушка. Обращает внимание на широкую свободную одежду - сарафан, в котором можно свободно двигаться, кружиться в быстром заводном танце. Затем дети встают в позу девушки и с началом первых звуков начинают пляску под предлагаемую русскую народную плясовую.

Педагог:

  • Какой характер вы передавали вашими танцевальными движениями?
  • Могла бы девушка с кувшином сплясать вместе с вами?
  • Могла бы так плясать «Дама в голубом»? (Нет). Почему? (Женщины ее круга танцевали на балу совсем другие танцы.) Какие ? (Вальс, польку, менуэт, гавот и т.д.)

Отвечают дети, а педагог дополняет или уточняет правильные названия бальных танцев.

Итог занятия:

Каждому произведению искусства соответствует определённое настроение. Надо научиться внимательно вслушиваться и всматриваться в произведения для того, чтобы через звук, цвет и слово его понять. Этому помогает в живописи колорит, в музыке лад, в литературе словоописание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Материал будет интересен для музыкальных руководителей. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, ...

Диагностика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Одним из приоритетных направлений в образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» вступивших в силу ФГОС является развитие эмоционального интеллекта.Представленная диагности...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...

Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через игровые технологии «Эмоции телом»

Дошкольный период является особо чувствительным для развития различных физических умений. Движение составляет основную потребность детей этого возраста, а игры с движениями приносят наибольшее удоволь...