Формирование толерантностного отношения детей ЗПР в ДОУ.
статья (старшая группа)

Едомских Наталья Ивановна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tolerantnost_edomskih.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование толерантного отношения детей  с ЗПР в ДОУ. »

Толерантность, как форма сосуществования и существования. Воспитатель Едомских Наталья Ивановна МБДОУ № 243

Недоброжелательность, злоба, агрессия, к сожалению, становятся приметами нашего времени. Дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам существовал и ранее, но сегодня он принимает жесточайшие формы и угрожающие размеры, особенно среди молодежи. А ведь проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, уважение, доброжелательность, коммуникабельность…

Сегодня особенно актуальной стала проблема воспитания терпимого отношения к людям иной национальности, культуры, людям с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. Уважение прав другого человека (в том числе права быть иным), осознание важности сохранения этого разнообразия и возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба, все это связано с понятием «толерантность».

 Суть толерантности заключается в признании похожести и одновременно   непохожести людей, их многообразия. Сосуществование с людьми других

убеждений, имеющих иные традиции и нормы, -это толерантность к другому, иному, не такому, как я сам. Воспитание толерантного сознания, терпимости необходимо начинать с раннего детства, и начинается оно в семье. Игрушки, мультфильмы, книги, компьютерные игры – всё окружение ребёнка – не должны провоцировать жестокость и насилие. Об этом должны помнить родители, организуя досуг своего ребенка.

Но главное даже не это, а личный пример родителей. Ребёнок как губка, он впитывает всё, что видит и слышит (даже если это не предназначено для его ушей). И если в доме существует двойная мораль, то есть на людях родители говорят о равенстве и братстве, а дома ребёнок слышит совсем другое, то усвоит он именно последнее. Вот и получается, что воспитание толерантности надо начинать с себя. От нас с вами зависит, чему мы научим ребёнка: милосердию, любви, терпимости или жестокости и ненависти.

Помочь каждому родителю понять, осознать это – одна из основных задач педагога, поэтому темой родительских собраний становятся вопросы воспитания толерантности: «Разные дети», «Доброта и толерантность спасёт мир», «Мы разные, но мы дружим!». Следующие уроки ребёнок получит в детском саду, на улице, в школе.

Традиционные представления о детях с нарушениями в развитии в последнее время значительно изменились. Если раньше такой ребенок мог вызвать лишь сочувствие и рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь он считается равноправным, независимым, но нуждающимся в направлении и поддержке.

С учетом современного подхода изменилось отношение педагогов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Делать это надо на

основе следующих принципов:

-        в        каждом        ребенке        заложены        возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать;

-каждый ребенок является уникальной личностью;

-неудовлетворительное окружение превращает особые потребности детей в недостаток, значит, это проблема окружения;

-ребенок с особыми потребностями растет и взрослеет, его        жизненный цикл        такой        же,        как        и        у        других        людей;

-ребенок с особыми потребностями имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь.

Инклюзивное образование – важная часть процесса развития общего образования, которая не только подразумевает доступность образования для

всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми потребностями.

Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.

Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.

1. Каждый человек способен чувствовать и думать.

  1. Каждый        человек        имеет        право        на        общение        и        на        то,        чтобы        быть услышанным.
  2. Все люди нуждаются друг в друге.
  3. Подлинное        образование        может        осуществляться        только        в        контексте реальных взаимоотношений.
  4. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  5. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
  6. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

  • развитие самостоятельности через предоставление помощи;
  • обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
  • формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

психологического характера:

  • исключения        развития        чувства        превосходства        или        комплекса неполноценности;

медицинского характера:

  • подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
  • исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

педагогического характера:

  • рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
  • активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

В инклюзивных детских садах специалисты проводят много времени внутри группы и занятия построены на взаимодействии внутри группы. Основная        идея – наладить социальную жизнь детей. Однако приоритет не за занятиями, не за формированием навыков, а за личностью, которая растет и развивается.

Инклюзивный детский сад решает кроме основных и специфические задачи:

-квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;

-интеграция        детей        с        отклонениями        в        состоянии        здоровья        в        единое образовательное пространство.

Необходима просветительская работа с педагогами и родителями о представлении и понимании того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционного образования:

  1. Знание психологических закономерностей и особенностей «особых» детей.
  2. Знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса.
  3. Умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (педагогами, детьми, родителями).

Всем понятно, что нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Необходимо знание новых методик. В инклюзивном детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов – это, прежде всего, партнеры.

Организации качественного образования детей с ограниченными возможностями мешают негативное отношение к ним со стороны сверстников, наличие связанных с этим, помимо физических, психических барьеров.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.

На новом этапе развития образования в России и согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО первой и приоритетной задачей дошкольного образования является: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Для реализации этой задачи необходимо в каждом ДОУ создать развивающую здоровье сберегающую среду. Внутренний мир ребенка с ОВЗ в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье?

Толерантность может помочь каждому и всем вместе чувствовать себя более уверенно и устойчиво в этом изменчивом мире. При этом, лучше понимая другого, человек лучше понимает себя. Толерантность в обществе способствует внутренней устойчивости общества и каждого человека, создает условия для самораскрытия и саморазвития. Толерантность важна как форма сосуществования и существования.

Литература:

  1. Г. Л.   Бардиер.   Социальная   психология   толерантности.   СПб.,2005.
  2. Гриншпун И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности

// Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2002

  1. Клепцова Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения        ᴨȇдагогов        к        детям.
  2. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А.Шайгеровой.        М.,        2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

Формирование целостного отношения детей к трудовой деятельности

Формирования целостного отношения детей к трудовой деятельности. «  Глаз ребёнка хочет смотреть, ухо- слышать, ноги – ходить, рука - хватать. Но также и сердце хочет верить и...

Формирование нравственных отношений детей через экологическое воспитание.

способствовать формированию у детей социально-нравственных отношений к окружающему миру через привитие экологической культуры...

Материалы педагогического совета «Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни»

Материалыпедагогического совета«Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни»...