Интересное из истории балета
статья (старшая, подготовительная группа)

Искандарян Кристина Аркадьевна
Интересное из истории балета» Начнем с того факта, что искусство театрального танца берет свое начало в Италии эпохи Ренессанса 15 – 16 веков. Тогда его придумали как придворное развлечение. Слово « балет» восходит к итальянскому слову « баллар», буквально означающему « танцевать». Дальнейшее развитие искусства происходит во Франции после того, как королевой стала Екатерина Медичи. Первая балетная комедия была представлена в Париже в 1581 году. Ее поставил Бальтазар де Божуайе – скрипач и мастер танцев при дворе Медичи. Основа классического балета была сформирована при дворе французского короля Людовика XIV в 17 веке. Людовик был с детства увлечен этим искусством, даже свой титул « Король – Солнце» он получил благодаря роли, которую играл. Поначалу в представлении участвовали только мужчины! Даже женские роли играли молодые танцоры в париках и костюмах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interesnoe_iz_istorii_baleta.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                     «Интересное из истории балета»

  1. Начнем с того факта, что искусство  театрального танца берет свое начало в Италии эпохи Ренессанса 15 – 16 веков. Тогда его придумали как придворное развлечение. Слово « балет» восходит к итальянскому слову « баллар»,  буквально означающему « танцевать».
  2. Дальнейшее развитие искусства происходит во Франции после того, как королевой стала Екатерина Медичи. Первая балетная комедия была представлена в Париже в 1581 году. Ее поставил  Бальтазар  де  Божуайе – скрипач и мастер танцев при дворе Медичи.
  3. Основа классического балета была сформирована при дворе французского короля Людовика XIV в 17 веке. Людовик  был  с детства увлечен этим искусством, даже свой титул « Король – Солнце» он получил  благодаря роли, которую играл.
  4. Поначалу в представлении участвовали только мужчины! Даже женские роли играли молодые танцоры в париках и костюмах.
  5. Учителем Людовика XIV был Пьер Бошан – знаменитый хореограф, композитор и балетмейстер. Именно Пьер кодифицировал 5 положений ног. Это единственные 5 позиций, в которых удобно двигаться в любом направлении. Есть, конечно, перевернутые и промежуточные позиции, но новую 6 – ю невозможно изобрести. Специальные позиции помогают удерживать равновесие за счет равномерного распределения веса тела между ногами, в то же время добавляя артисту изящества.
  6. Поначалу партии выполнялись простыми придворными, лишь иногда выступали несколько профессиональных танцоров, и то в гротескных или комических ролях. Танец был лишь частью представления, которое также включало исполнение песен и художественное чтение. Тематика спектаклей широко варьировалось: некоторые были комическими, а другие имели более серьезные, даже политические черты.
  7. В то время  артисты носили маски и массивные роскошные костюмы. Движения были намного проще и сдержаннее.
  8. События во французском дворе отодвинули искусство в сторону, и придворный балет исчез. Но Людовик XIV основал две академии, благодаря которым театральный танец смог развиваться дальше по иному пути. Наконец, в 18 веке он превратился в серьезную форму драматического искусства и встал наравне с оперой.
  9. В начале 19 – века балетная техника была кодифицирована ( отсортирована и записана) Карло Блазисом – хореографом из Неаполя. Это дало новый толчок в развитии жанра.
  10. Еще в конце 18 – века пошла мода, что танцовщицы должны выглядеть подобно эфирным сильфам, как если бы они могли летать. Тогда Шарль Дидло придумал механизм на основе ремней и шкивов, который позволял танцорам становиться на пальцы ног, а потом подниматься в воздух и летать по сцене. Но вот подходящей обуви, которая помогла бы подняться балеринам « на вершину», не было. Но в 1831 году прима – балерина Мария Тальони произвела фурор, станцевав весь спектакль на пуантах. Она снабдила свои атласные тапочки кожаными подошвами, укрепила носки, создав коробку у основания пальцев, и набила кончики этой коробки небольшой подушкой. И так началось: Мария Тальони, Анна Павлова и другие артистки тоже стали носить подобную обувь. Руанты остаются неизменным атрибутом балерин по сей день.
  11. В это время была придумана так называемая романтическая пачка. Впервые ее увидели на той же Марии Тальони в 1832 на спектакле « Сильфида». Ее одеяние, сшитое по эскизам художника Эжена  Лами, состояло из облегающего лифа, который оставлял шею и плечи открытыми, и прозрачной юбки в форме колокольчика до лодыжек. Пачка  была сделана из слоев   тарлатана или очень накрахмаленного, чистого хлопкового муслина, который давал иллюзию наполненности, не будучи весомым. Такой наряд позволял демонстрировать акробатическую работу ног танцовщицы, но в то же время выглядел благопристойно. До этого сценические костюмы были все еще очень похожи на придворную одежду; юбки балерины были более тяжелыми и многослойными, что мешало двигаться.
  12. Со временем пачки немного трансформировались и становились все короче, что связано с внедрением новых танцевальных техник, которые требовали большей подвижности. Классический вариант, который можно увидеть на многих перфомансах, - это юбка, « стоящая» практически  в вертикальном положении. В ней обычно делают до 9 – ти  поддерживающих слоев, а 10 – й – декоративный украшают блестками, бисером или искусственными драгоценными камнями.
  13. Помимо Франции, балет полюбили и в других государствах. Особенную роль он сыграл в России в конце 19 – начале 20 – го века. Три знаменитых произведения Чайковского – « Лебединое озеро», « Спящая красавица» и « Щелкунчик» датируются этим временем. В России большое внимание уделялось технике, виртуозности и стилю, поэтому наши артисты часто превосходили западных коллег.
  14. Во времена правления Екатерины II балет стал чрезвычайно популярным, даже русские аристократы учились танцевать. Прежде чем стать императором, Павел I танцевал на императорских придворных мероприятиях.
  15. Следующим этапом стал балет великого импресарио Сергея Павловича Дягилева. В 1909 году он основал « Русский балет Дягилева», который многие считали величайшей балетной труппой всех времен. Его постановки были настолько революционны, а артисты настолько наэлектризованы, что появление труппы в Париже перед Первой мировой войной вызывало международный балетный бум. Танцорами у Дягилева были легендарный Вацлав Нижинский, прима балерина Тамара Карсавина, Анна Павлова, Данилова. Его хореографами были Фокин, Массин и Баланчин; среди его композиторов были Стравинский, Прокофьев, Равель и Дебюсси; среди дизайнеров – Пикассо, Сезанн, Матисс, Утрилло.
  16. Интересный факт: « Щелкунчик» был впервые исполнен в России в 1892 году, но критики не были впечатлены, и казалось, что у балета нет перспектив. Только после постановки Джорджем Баланчиным в 1954 году   « шоу « стало набирать популярность. К  концу 1960 - х Щелкунчик стал неотъемлемой частью новогоднего сезона, и остается таковым по сей день. Хореография Баланчина используется до сих пор.
  17. Оригинальная история о Щелкунчике была более мрачная, наполненная кровавыми битвами. Конечно, такое не подходило для маленьких зрителей, поэтому балетмейстер Мариус Петипа выбрал легкую адаптацию истории, и попросил Чайковского сочинить для нее музыку.
  18. После окончания Второй мировой войны российские компании несколько раз гастролировали по всему миру, оживляя балет на Западе. Позже, в 20  веке, постоянные труппы были созданы и в англоязычных странах.
  19. Михаил Фокин – это новаторский русский хореограф и танцор, который начал свою карьеру в Санкт – Петербурге, но переехал в Париж. Одной из самых известных  его работ стал « Умирающий лебедь», которого исполнила Анна  Павлова. Вдохновленная лебедями, которых она видела в общественных парках, и стихотворением лорда Теннисона « Умирающий лебедь», Павлова попросила Фокина создать для нее сольный танец для концерта 1905 года. Получившийся танец понравился критикам, его исполняли чуть ли не все танцоры. В итоге за свою жизнь Павлова исполнила пьесу примерно 4000 тысячи раз! Поговаривают, что на смертном одре она кричала: « Приготовьте мой костюм лебедя».            

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Автоматизация звука "Р". Интересные истории со Смешариками»

laquo;Автоматизация звука "Р". Интересные истории со Смешариками»...

Непосредственная совместная образовательная деятельность по слушанию и просмотру (балета) фрагментов балета «Лебединое озеро»

ЦЕЛЬ.  Воспитывать эмоциональное отношение к живописи, классической музыке, танцу,    искусству слова. Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать св...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Интересные истории сундучка о том, как появилась посуда».

развитие представлений о человеке в истории и культуре  для детей средней группы...

Интересная история об иголке

Интересная история об иголке...

Интересные факты "История образования города Лабытнанги"

Занимательные факты "История образования города Лабытнанги"....

Статья "Знакомство детей с балетом в рамках балета Щелкунчик"

В данной статье я рассказываю об идее знакомства детей с театром, о том каким образом можно использовать эту тему в ообразовательных областях, и какие результаты можно получить....

Балет, балет....

Презентация к беседе о балете...