Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования»
методическая разработка

Беленкова Светлана Николаевна

Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnoe_risovanie_mas.kl_.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Современные нетрадиционные техники рисования»

Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

Задачи:

- познакомить педагогов с нетрадиционными техниками рисования;

- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании;

- повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический, словесный, наглядный.

Оборудование: дидактические средства - рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования; столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности – гуашь, цветные карандаши, альбомные листы бумаги, стеки, заготовки для «граттажа», мокрые салфетки на каждого педагога; аудиосредства - презентация «Нетрадиционные техники рисования».

Ход мастер – класса:

В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев».

Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Как правило, творческие способности любого человека скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».
Рисовать дети начинают рано. Они умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, главное - поводить по бумаге карандашом или кистью и сделать это быстро, не имея никакого замысла, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!» Это ситуация, с которой сталкивается каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками посторонних людей.

Приобретая эти качества с детства, мы не просто сможем от них освободиться и во взрослой жизни. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в следующем:
- ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава - только зеленая, дом - только такой формы);

- отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (повторение образца);

- исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии.

И еще одна причина - боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для рисования.

Какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много. Можно порисовать и пухом тополя, зубной щеткой, полой трубкой, гоняя по листу веселую капельку; тампончиком, получая пушистых зверьков; пальцем, ладошкой!

 Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов.

Я хочу предложить вашему вниманию опыт своей практической деятельности по рисованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству». А именно, поделиться опытом практической деятельности применяемой чаще всего в свободной деятельности, т.к. нет ограничения во времени.

Все мы - практики и знаем, что изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка: творческое, эстетическое, познавательное и т. д.

Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что – то новое. Так и в области изобразительной деятельности появилось много новых нетрадиционных техник.

ЗЕНТАНГЛ

Зентангл – техника рисования, в последнее время приобретающая большую популярность. Интерес к ней связан с тем, что она является хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова.

Зентангл – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по- разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др. Как и всё в дошкольном возрасте расписываем от простого к сложному. Сначала весь рисунок, затем разбиваем на сигменты и каждый из участков со своим рисунком, а затем в каждом повторяется рисунок, что для детей более сложно.

ФРАКТАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ

     Фрактал (лат fractus – дробленый, сломанный, разбитый) – сложная геометрическая фигура, обладающая свойством «самоподобия», то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.

Метод фрактального рисования как метод арт - терапии был разработан в 1991 году Татьяной Закировной Полуяхтовой. Фрактальный рисунок является одним из методов арт-терапии, наиболее доступный и эффективный для коррекции и гармонизации психоэмоционального и личностного состояния как для ребенка, так и для взрослого. Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием.

        В дошкольном учреждении метод фрактального рисования для диагностики и коррекции мы не используем, а только как один из методов нетрадиционного рисования с соблюдением некоторых принципов и правил.

        Как и применение любой технологии метод "Фрактального рисования" в изобразительной деятельности с дошкольниками строится постепенно. Усложнение графических заданий определяется, прежде всего уровнем сложности графической деятельности, последовательным освоением навыков рисования: от простого – к более сложному.

В содержании работы можно  выделить несколько модулей, видов графических задач работы с каракулями:

  1. Рисование каракуль.
  2. Раскрашивание готовых каракуль.
  3. Создание из каракуль абстрактных картин.
  4. Выделение фигуры на фоне каракуль.
  5. Проявление (поиск) форм, образов в каракулях.
  6. Дорисовывание каракуль.
  7. Создание картин-каракулей с закрытыми глазами.
  8. Совместное создание художественных каракуль.

Задания можно усложнить с помощью правил, например: использование только 5 цветов; ячейки, касающиеся ребром нельзя раскрашивать одним цветом; раскрасьте картину, используя только 3 цвета.

        В приведенных выше графических заданиях сознательно не прописана степень следования правилам алгоритмов. Это должно решаться педагогом в каждом отдельном случае. Так, выполнение работ с закрытыми или открытыми глазами, раскрашивание ячеек или группы фрагментов, время рисования каракуль определяются возрастными или индивидуальными особенностями детей. Также данный подход определяет размер листа бумаги, время выполнения каракуль. Чем младше ребенок, чем меньше у него сформировано сосредоточение внимания, тем меньший выбирается объем листа бумаги (А3), тем меньшее время затрачивается на его рисование.

Грифонаж в переводе с французского языка означает - маранье, каракули, от (griffonner - писать каракулями, рисовать на скорую руку), поэтому второе название у этой техники рисования – «Каракули».

Многие писатели и учёные в черновиках своих великих творений делали беглые наброски импровизационного характера в технике «Грифонаж». Эта техника является одной из разновидностей фрактального рисования. Раскрашивание идёт уже красками, затем фигуры вырезаются и приклеиваются на специально созданный фон.

ГРАТТАЖ

«граттаж» произошло от французского слова – скрести, царапать, поэтому другое название техники – воскография. Граттаж – способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом. Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Его также применяла литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, она обратилась к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад». Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится гуашь, в которую добавлены несколько капель жидкого мыла или жидкости для мытья посуды. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью другого цвета или раскрасить цветными карандашами, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заострённой палочкой рисунок процарапывается до предыдущего слоя краски. Основу под граттаж для группы детей лучше выполнить взрослому, так как процесс трудоёмкий и требует затраты времени, но в индивидуальном порядке ребёнок сможет выполнить такую работу. Работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу рисования. Выполнять в такой технике лучше всего работы отображающие вечер, ночь, морское дно. Поэтому и работы будут: «Ночной город», «Салют», «На морском дне», «Инопланетяне»…

Заключение

Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Современные нетрадиционные техники рисования"

Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования»     Подготовила воспитатель: Полищук Ольга Владимировна...

Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования»

Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования»...

Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.Задачи:- познакомить педаг...

Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования »

Мастер - класс разработан для обогощения опыта молодых педагогов....

Мастер - класс для педагогов "Современные нетрадиционные техники рисования"

Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.Задачи:- познакомить педагогов с нет...

Мастер-класс по ознакомлению педагогов с нетрадиционной техникой рисования на стекле «Художественный витраж»

Цель: Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов через использование нетрадиционных техник рисования.Задачи:Образовательные:1. Донести до педагогов важнос...

Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования»

Цель: расширять знания педагогов о  нетрадиционных техниках рисования, как средства развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.Задачи:- познакомить педагогов с нетради...