ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКАЯ МАТРЕШКА»
проект (младшая группа)

Степанова Светлана Васильевна

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-tvorcheskiy_proekt.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 44 «СИБИРЯЧОК»

(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)

СОГЛАСОВАНО:

заместитель

заведующего по УВР

______ А.А. Исмаилова

«_____»_______2022

УТВЕРЖДЕНО:

заведующий

МБДОУ № 44 «Сибирячок» ___________Ю.В. Гриценко

«_____»_____________2022

приказ от  ______________

№_____________________

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКАЯ МАТРЕШКА»

ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «НЕЗАБУДКА»

(от 2 лет до 3 лет)

Педагог, реализующий проект:                                                                                                                                                                                                     Степанова С.В., воспитатель;

Сургут 2022

Проект «Русская Матрешка» для детей раннего возраста

Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.

Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя.

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители.

Цель проекта: Ознакомление детей раннего возраста с русской народной игрушкой - матрешкой.

Задачи проекта:

Для педагогов:

1. Создать условия в группе, способствующие ознакомлению детей с народной русской игрушкой - матрешкой.

Для детей:

1. Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой.

2. Поддерживать интерес к русской матрешке.

3. Расширить и активизировать словарный запас детей;

4. Развивать мелкую моторику детей, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, внимание в играх с матрешкой.

5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к народному творчеству на примере русской народной игрушки – матрёшки.

Для родителей:

1. Расширить знания родителей о русской народной игрушке– матрешке, познакомить, как правильно использовать матрешку в играх с детьми.

2. Привлечь родителей к изготовлению русской народной игрушки – матрешки.

Проект разработан в соответствии ФГОС на основе интеграции образовательных областей (Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие).

Ресурсное обеспечение:

1. Игровое обеспечение для организации элементов сюжетно-ролевых игр «Уложи матрешку спать», «Напоим матрешку чаем».

2. Папка – передвижка для родителей «Матрешка – самая известная русская игрушка»;

3. Иллюстрации с изображением народных игрушек;

4. Оборудование, необходимое для проведения занятия;

5. Картотека игр с матрешкой (Приложение 1).

Актуальность проекта

«Мы уверены в том, что народная игрушка является при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики»

Е. Флерина

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту

Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Народная игрушка «Матрешка» при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.

Знакомя детей с русской народной игрушкой-матрешкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, воспитанию патриотизма, формируем творчески развитую личность, знакомим ребёнка с русскими народными традициями.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Этапы работы над проектом:

1 этап - Организационно-подготовительный

- подбор методической и художественной литературы по теме «Русская Матрешка»;

- изучение литературы;

- планирование работы;

- сбор информации из разных источников (художественная литература, познавательная литература, интернет, музыкальные произведения);

- составление конспектов, картотеки игр с матрешкой, подбор иллюстраций для рассматривания.

2 этап - Практический (внедренческий)

- знакомство с русской народной игрушкой - матрешкой;

- рассматривание иллюстраций - матрешек;

- чтение потешек;

- проведение занятия на тему «Матрешка»;

- организация образовательных ситуаций, направленных на знакомство с матрешкой;

- ознакомление родителей с играми с матрешкой, с памяткой «Как играть с матрешкой» (Приложение 1, Приложение 2);

- изготовление папки передвижки для родителей «Матрешка – русская народная игрушка».

- пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»;

- привлечение родителей к изготовлению своими руками народной игрушки - матрешки.

3 этап – Заключительный

- обобщение результатов работы;

- выставка детских творческих работ;

- оформление мини-музея «Матрёшечка»

Планируемые результаты:

Для воспитателей:

1. Создание условий в группе, способствующих ознакомлению детей с народной игрушкой-матрешкой.

Для детей:

1. Познакомятся с народной игрушкой - матрешкой.

2. Проявление интереса к народной игрушке.

3. Расширение словарного запаса и активное развитие речи;

4. Активное развитие мелкой моторики детей, проявление внимания в играх с матрешкой.

5. Проявление бережного отношения к игрушкам.

Для родителей:

1. Расширение знаний родителей о народной игрушке - русской матрешке, приобретение опыта использования матрешки в играх с детьми.

Продукты проекта:

- выставка детских работ (рисунков, аппликаций);

- выставка игрушек-матрешек, изготовленных родителями и их детьми;

- оформление картотеки игр с матрешкой;

- папка передвижка «Матрешка-Русская народная игрушка».

Список используемой литературы

1. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

2. Васильева, Л. Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края / Л. Г. Васильева. – Чебоксары: ЗАО «ЦПС «Типография Брындиных», 2015. – 92с. : 16 ил.

3. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1.5 - 2 года). Практическое пособие. - Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 200с.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

5. Русская матрешка. М. : Мозаика, 2003г

6. Русская матрешка. Редактор Н. А., Ф дорова, 2005г.

7. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-narodnaja-igrushka-mladshaja-grupa.html 

8. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-narodnaja-igrushka-75289.html 

Приложения

Приложение 1

Картотека игр с матрешкой для детей раннего возраста

Дидактическая игра «Мозаика - сложи матрешку»

Цель: Научить собирать детей целостное изображение игрушек матрешек из частей.

Дидактические задачи:

- учить собирать матрешку из частей по способу мозаики;

- содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.

- воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.

Материал: картинки большого размера с целостным изображением игрушек матрешек; детали небольшого размера с фрагментами картинок.

Ход игры

В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок).

Везли матрешки на базар,

Да рассыпали товар.

Все матрешки сломались,

Лишь осколки нам остались.

Вы, ребятки, не зевайте,

А осколки собирайте.

Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей.

Игра «Собери матрешку»

Цель: учить детей действовать с трехместной матрешкой; формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.

Материал: (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная)

Ход игры

Педагог ставит на стол матрешку.

Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую,

Дидактическая игра «Найди домик матрешке»

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине;

- воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.

Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.

Математическая игра «Помоги матрешке найти свои игрушки»

Цель: закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Материал: рисунки матрешек разного цвета, кружочки, полоски разных цветов.

Игровые правила: правильно выбрать игрушки для матрешек, в соответствии с их цветом.

Настольно-печатная игра «Парные картинки»

Дидактическая задача: упражнять детей в сравнении матрешек, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Очень любим мы матрешки,

Разноцветные одежки,

Сами ткем и прядем,

Поиграть мы к вам идем!

Приложение 2

Советы родителям «Как играть с матрешками»

Матрешка в последние годы часто служит хорошим подарком, сувениром исконно русского происхождения. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка?

Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику.

Первое знакомство с матрешкой. После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите кроху играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная.

Знакомить с матрешкой можно ребенка еще до года. Когда кроха научится сидеть, возьмите самую большую матрешку, показывайте на ней глазки, носик, ротик. Положите что-то внутрь, погремите игрушкой, развивая слуховое восприятие малыша. Накройте платочком матрешку, затем покажите крохе, где она находится: была здесь и нет ее.

Начиная с 1 года, научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для игры вам понадобятся 2 игрушки, лучше контрастного размера. Расскажите крохе, что у матрешки спрятан сюрприз. Предложите вместе посмотреть его. Открывайте матрешку, придавая ситуации загадочность или даже сказочность: «Матрёшка – матрёшка, откройся немножко!» Удивитесь, когда увидите с середины вторую. Поставьте их рядом, сравните – какая выше, какая ниже, рассмотрите фартук или платочек одной и другой. Покажите, как одна вкладывается в другую. Проговаривайте: «большая», «маленькая». Играйте 5-7 минут. Когда внимание ребенка переключается, оставьте игру.

Когда ребенок научится простейшим манипуляциям с матрешкой, добавьте остальные. Спросите у второй матрешки, не спрятался ли еще кто-нибудь у нее? Посмотрите вместе с ребенком. Ставьте новые игрушки друг возле друга, каждый раз обращая внимание малыша, что новая меньше предыдущей.

Приложение 3

Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе «Украсим наряд Матрешке»

Цель: Продолжать учить детей правильно держать кисточку в правой руке, приемом примакивания украсить сарафан матрешки.

Задачи:

1. формирование умения рисовать кисточкой приемом примакивания.

2. развивать мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги

3. воспитание доброты у детей, желание помочь, воспитание интереса к матрешке.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Материалы: трехместные матрешки, рисунки матрешек, гуашь, кисточки, непроливайка, салфетки.

Ход:

Педагог вместе с детьми заходит в группу.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ой, дорогие ребятишки, кто же в гости к нам пришел? (достает игрушку – матрешку), (дети отвечают).

Давайте поздороваемся мы с ней.

Дети здороваются и рассматривают матрешку.

Воспитатель: Посмотрите, какая яркая, нарядная игрушка.

Прежде чем начнем рисовать, надо с пальчиками поиграть!

Пальчиковая игра.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся.

Дружненькие пальчики,

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем рисовать!

Воспитатель показывает на мольберте, как надо рисовать, наносить узор. Дети берут кисточки, рисуют.

Воспитатель: Вот какие красивые, нарядные матрешки у нас получились.

Педагог на мольберте прикрепляет матрешек.

Воспитатель: Вам понравилось играть с матрешкой? А разукрашивать матрешек вам понравилось?

Матрешке пора со своими подружками прощаться и отправляться в страну игрушек, к своим друзьям, чтобы скорей рассказать им про нашу группу, им очень здесь понравилось, и они обязательно к нам еще придут в гости поиграть.

Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевая паутинка проекта "Русская матрешка"

Сетевая паутинка проекта , для первой младшей группы...

Проект "Русская матрешка"

Презентация проекта «Русская матрешка»Представляет: Стрельникова Юля, Гришина Женяруководитель: Александрова Л.С. Нельзя считать себя культурным человеком, не зная своих корней и традиций. Поэто...

Краткосрочный познавательно-творческий проект "Русская матрешка"

Тематическое поле проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушкиЦель проекта: формирование духовно-нравственного отношения и чувства соприч...

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

Проект «Русская матрешка не стареет сотню лет, в красоте, в таланте русском – здесь находится секрет»

МАТРЕШКА - самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Главная ценность традиционной ...

Проект познавательно – творческий на тему: «Русский сувенир» с детьми 4-5 лет

Паспорт проекта Вид проекта – познавательно- творческийПродолжительность проекта – краткосрочныйОбъект исследования - матрешкаУчастники проекта- дети 4-5 лет, воспитатель, родители.Ср...

Познавательно – творческий проект «Русская матрешка»

Паспорт проекта По доминирующему методу: познавательно – творческий. По характеру содержания: ребенок – педагог – родитель. По характеру участия ребенка в проекте: уча...