Проект познавательно – творческий на тему: «Русский сувенир» с детьми 4-5 лет
проект по рисованию (средняя группа)

Белякова Алеся Петровна

Паспорт проекта

 

Вид проекта – познавательно- творческий

Продолжительность проекта – краткосрочный

Объект исследования - матрешка

Участники проекта- дети 4-5 лет, воспитатель, родители.

Срок реализации проекта – 3 недели 

Проблема: Недостаток знаний  детей о русской народной игрушке – матрёшке.

Интеграция образовательных областей:

·       «Познавательное развитие»

·       «Социально-коммуникативное развитие»

·       «Художественно-эстетическое развитие» (музыка)                

·       «Физическое развитие»

·       «Речевое развитие»

 

Формы и методы реализации проекта:

Беседы

НОД

Чтение художественной литературы

Отгадывание загадок

Разучивание стихотворений

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность детей

Домашние задания

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет!..

Гармошка? Нет!..

То – русская матрёшка!!!

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так немного и немало

Символом России стала!»

(В. Моисеев)

Актуальность

В наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем- либо удивить. Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре.

Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.

Цель проекта: Формирование знаний детей о традиционных русских промыслах и сувенирных игрушках – матрешках в области изобразительного искусства.

Задачи проекта:

  1. Дать представление о традиционных русских промыслах и сувенирных игрушках –матрешках (семеновские матрешки, матрешки из Полоховского - Майдана, загорские матрешки).
  2. Создать условия для формирования у детей познавательных умений, способствовать творческой активности детей.
  3. Обратить внимание на стилевые особенности и украшение матрешек из разных областей России, обратить внимание на их форму; учить находить сходство и различие между ними.
  4. Познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку.
  5. Учить детей создавать свой образ матрешки, используя декоративные элементы той или иной росписи по дереву (лепестки, травка, завиток и др.)
  6. Развивать стремление детей быть оригинальными в создании цветового образа матрешки.

Ожидаемый результат:

  • У детей сформируется представление  о традиционных русских промыслах и сувенирных игрушках –матрешках (семеновские матрешки, матрешки из Полоховского- Майдана, загорские матрешки).
  • Дети научаться находить сходство и различие между стилевыми особенностями и украшениями матрешки из разных областей России.
  • Познакомятся с образцами растительного орнамента.
  • У детей сформируется умение создавать свой образ матрешки, используя декоративные элементы той или иной росписи по дереву (лепестки, травка, завиток и др.)

Этапы реализации проекта

1 этап - Подготовительный:

Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

Составление плана проекта.

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Пополнение центра творческой деятельности необходимыми материалами.

Домашнее задание для детей совместно с родителями изготовление поделок «Русский сувенир» (Матрешка).

Просмотр презентаций «Разноцветные матрешки».

Прослушивание песенок о матрешках.

Рассматривание иллюстраций, альбомов; книжки-раскраски с матрешками

Оформление папки передвижки «Виды матрешек».

Консультация «Как играть с матрёшкой»; «Русская народная игрушка «Матрешка» в жизни ребенка» и «Как играть с матрешкой?»

2 этап - Основной:

Беседы:

 «Русская игрушка – матрёшка»

Цель: Знакомство с семеновской, загорской, полхов -майдановской матрешками. 

«О цветовой гамме матрёшек»

Цель: Дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме.

 «Из чего сделана матрёшка».

Цель: Учить называть свойства и качество предметов.

«История появления в России матрешек», «Почему Матрешку называют символом России?»

Цель: Знакомить детей с  историей  русской матрешки.

«Матрешка - любимая игрушка»

 Цель: Развитие интереса к народному творчеству.

Непосредственно – образовательная деятельность:

Ознакомление с предметным окружением

 «Знакомство с русской матрёшкой».

Цель: Ознакомление детей с историей матрёшки, как народного промысла.

Рисование

 «Украсим сарафаны матрёшкам».

Цель: Обогащение представлений детей о народном искусстве.

Учить составлять узор из отдельных элементов. Упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и ее концом, а так же ватной палочкой.

Рисование

«Разноцветные матрешки».

Цель: Закрепить навыки закрашивания матрёшки, учить не выходить за контур рисунка.

Аппликация

«Русская матрешка».

Цель: Учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы: круг, овал.

Лепка

«Весёлые матрёшки»

Цель: Развивать умение самостоятельно выбирать цвета для узора, умение заполнять элементы костюма матрёшки пластилином (налеплять по всей поверхности, не заходя за контуры, размазывая пальчиками).

Музыкальная деятельность

 Слушание: «Русские матрёшечки», сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов;

 «Игрушкины частушки», муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского.

 «Матрешка – подружка».

Продуктивная деятельность:

 Конструирование

«Домик для Матрешки»

Цель: Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия.

«Дорожка для Матрешки».

Цель: Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.

 Изготовление поделки из бумаги

«Красавица Матрешка».

Цель: Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

Чтение художественной литературы:

Цели: Познакомить детей с многообразием произведений русских поэтов и писателей об этом чудесной кукле.

 «Красавица Матрешка», Л. Некрасовой «Мы веселые матрешки», В. Приходько «Матрёшка на окошке»,С.Маршака «О матрёшках», В. Берестова «Матрёшкины- потешки» ,Владимира Моисеева «Кто матрешку сделал, я не знаю», Ю. Володиной «Танец матрешек»,  Е. Крысина, Р. Карапетяна, Л. Громовой, Н. Радченко, А. Кулешовой, С. Иванова- стихи о матрешках

Игровая деятельность:  

Дидактические игры

«В гости к нам пришла матрешка».

Цель: Учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате, уточнять их назначение.

«Разложи и собери матрешек вместе».

Цели: развитие познавательного интереса, образного, творческого, логического мышления, слухового восприятия, памяти, речи.

«Собери матрешку»

Цель: Учить составлять целое из нескольких частей, развивать мышление, воображение.

 «Разложи и сосчитай матрешек»

Цель: закреплять знания о русской матрешке, развивать навыки порядкового счета.

 «Матрёшкин сарафан»

Цель: Закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки.

"Спрячь Матрешку"

Цель: Развивать восприятие сенсорных навыков, внимание, мелкую моторику.

 Настольно – печатная игра

 «Народные промыслы»

Цель: Учить различать элементы узора. Расширять представления детей об окружающем мире и развивать их природные способности.

Сюжетно-ролевые игры

«Новоселье у Матрешки».

 Цель: Развивать, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

«Магазин игрушек».

Цель: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предметы по описанию.

Подвижные игры

 «Прячем Матрешку»

Цель: Развивать внимание различать правую и левую сторону.

 «Бегите к Матрешке»

Цель: Умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности. Учить детей согласовывать действия со словами.

«Шли Матрешки по дорожке»

Цель: Упражнять в умении ходить разными видами ходьбы, сохраняя равновесие.

Физическое развитие

Физкультминутки - «Матрешки»

Цель: Предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности.

Пальчиковая гимнастика - «Прежде чем рисовать, нужно пальчики размять»

Цель: Снимает тревожность, способствует развитию мелкой моторики, повышает работоспособность, развивает мышление, внимание.

 «Мы Матрешки – вот такие крошки»

Цель: Развить координацию движения рук, развитие мелкой моторики.

 Гимнастика для глаз по мотивам стихотворения Э. Медведевой - «Матрешка»

Цель: Профилактика нарушений зрения дошкольнико

3 этап - Заключительный:

1.Выставка детских рисунков «Авторская матрешка».

2. Оформление мини-музея «Матрёшка».

3.Показ кукольного театра «Матрешка и Капризка».

Результат:

  • Сформировались представления о традиционных русских промыслах и сувенирных игрушках –матрешках (семеновские матрешки, матрешки из Полоховского- Майдана, загорские матрешки).
  • Были созданы условия для формирования у детей познавательных умений и творческой активности детей.
  • Научились находить сходство и различие между стилевыми особенностями и украшениями матрешки из разных областей России.
  • Познакомились с образцами растительного орнамента, научились создавать свой образ матрешки, используя декоративные элементы той или иной росписи.
  • Сформировался интерес быть оригинальными в создании цветового образа матрешки, используя декоративные элементы той или иной росписи.

Анализ: В завершении нашей работы я подвела итоги своего труда. Открыла для себя много нового и интересного. Научилась делать то, чего не могла делать раньше.

 Познакомилась с историей возникновения матрешки. Узнала, что матрешка появилась давно, сто лет назад и прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. О процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, что формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером.

Почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью.

Обратила внимание, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему, поэтому и росписи матрешек были все разные.

Но главное я поняла, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Также в дальнейшем планирую дальше продолжать знакомство с другими

видами декоративной росписи, и народными игрушками чтобы повысить свои знания  в этом виде деятельности.

Список литературы

1.Алексахин Н.Н. Матрешка: Методика преподавания росписи матрешки.-М.:Народное образование, 2008.-96с.

2.Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М.: Просвещение, 2008.

3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М., 2008.                                                                                                                 4.Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П., 1998.                                                                                            5.Н. Алёшина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М. – ЦГЛ, 2004.                                                                     6.Т. Комарова Народное искусство в воспитании дошкольников, М. – Педагогическое общество России, 1996.                                                        7.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: учебно – методическое пособие. -  М.: «Цветной мир», 2012.                             8.Н. Веракса, Т. Комарова, М. Васильева, основная образовательная программа «От рождения до школы», М. – Мозаика-Синтез, 2010.                                         9. Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного    дошкольного образовательного учреждения детского сада № 9.                                                                                                   10.Р. Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников, М. – Мозаика-Синтез, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по теме: Русские сувениры (подготовительная группа)

Цели:Образовательные:§  Расширять представления о разнообразии и назначении русской игрушки;§  Формировать технические умения и навыки кистевой росписи (наносить узор концом кисти);§  У...

Сценарий фольклорного праздника в подготовительной к школе группе КН на тему: "Русский сувенир"

Сценарий праздника по приобщению детей к истокам русской культуры...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: «Русский сувенир»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: "Русский сувенир"...

Паспорт проекта по патриотическому воспитанию "Русский сувенир"

Цель: создание условий для формирования у детей познавательного интереса к народным промысламЗадачи:- развивать познавательные способности;- развивать творческое воображение;- развивать творческое мыш...

Конспект интегрированной ООД: развитие речи, основы науки и естествознания, рисование в старшей группе на тему: «Русский сувенир - Матрёшка.»

Конспект  интегрированной ООД: развитие речи, основы науки и естествознания, рисование в старшей группе на тему: «Русский сувенир - Матрёшка.»...

Конструктивная деятельность/НДПИ Тема: : «Русский сувенир»,

Цель: Научить детей изображать произведение декоративно-прикладного искусства – русскую матрешку...