Выступление по вопросу «Системные решения (анализ и описание практики становления самостоятельности, мышления, речи, учения в игре и в жизни)» на педагогическом совете «Современное образование обучение и развитие»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Войнова Наталья Николаевна

Важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте учился относиться к жизни активно и творчески — был субъектом своей жизни. Быть субъектом означает не только действовать в соответствии с существующими правилами и нормами, но и предлагать новые нормы: изобретать вещи, создавать произведения и правила социальной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_21.12_kapustkina_voynova.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по вопросу «Системные решения (анализ и описание практики становления самостоятельности, мышления, речи, учения в игре и в жизни)»

на педагогическом совете «Современное образование обучение и развитие»

Войнова Н.Н., ГБОУ «Школа № 842», г. Москва, г. Зеленоград

Задача педагогов ДОУ актуализировать и сфокусировать внимание всех взрослых на образовательном результате, который становится всё более важен в настоящее время.

Важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте учился относиться к жизни активно и творчески — был субъектом своей жизни. Быть субъектом означает не только действовать в соответствии с существующими правилами и нормами, но и предлагать новые нормы: изобретать вещи, создавать произведения и правила социальной жизни. Создание нового всегда трудно — проще использовать уже готовое, идти проложенным другими путем

Субъект

• видит проблему там, где для других её нет. Он обнаруживает противоречие, нестыковку — или между тем, что ожидается, и тем, что есть, или между тем, к чему привык, и тем, что может быть — пока только в собственном замысле;

 • не только видит проблему, но и решается проявить инициативу — предложить решение проблемы или хотя бы начать к нему путь, замыслить новое;

• решается предложить свою идею другим — обратиться, убедить, найти единомышленников;

• воплощает свой замысел — соотносит его с тем, что получается (а часто не получается, и открытие этого несовпадения — это и есть «муки творчества»), доводит дело до результата и его предъявления другим.

Ребенок может быть субьектом, но он ещё мал, он во многом зависит от взрослого, ему трудно совершать выбор и принимать решения. К тому же он импульсивен, ему трудно управлять своим поведением, а субъектное действие отличается от действия импульсивного, непроизвольного: оно учитывает социальный контекст. Каприз — не инициатива. Однако желание воплотить себя, выразить своё отношение к миру, предлагать новое органично для дошкольников. Освоение норм и опыт создания новых норм могут идти вместе

Чтобы субъектность у детей развивалась, важно, чтобы:

• У детей возникали ситуации, где они могут выбирать — где от выбора зависят дальнейшие события.

• Была традиция проектов и исследований, где есть возможность самому поставить проблему, быть услышанным, самому или с другими детьми совместно спланировать её решение или исследование и пр.

• Взрослый поддерживал авторство детей — создавал ситуации, где ценно именно индивидуальное действие, помогал фиксировать авторство предложенных идей (и подписывать работы).

• В среде было много мест, где дети могут самостоятельно выставлять свои произведения.

• Свободная игра занимала достаточное место, чтобы были созданы для неё условия: место, материалы, чтобы была возможность трансформировать среду для длительной игры.

• Взрослый организовывал события, в фокусе которых — детские инициативы, где дети ставят задачу для себя — индивидуально или маленькой группой.

• Взрослый поддерживал возникающие детские инициативы, выстраивал образовательные ситуации вокруг них

Нам в ходе работы с дошкольниками необходимо создать пространство для решения задач и освоения детьми таких мыслительно-коммуникативных действий, как:

• умения определяться с выбором,

• аргументации,

• возражения,

• вопрошания.

Вести с детьми диалог- обсуждение означает развивать их мышление. Выбор одного из двух противоположных суждений — элементарное мыслительное действие.

Интеллектуальный аспект выбора ярко виден у малышей: они только осваивают законы формальной логики и не видят проблемы в том, чтобы выбрать два противоположных варианта. Поэтому в ходе обсуждения, где нужно определиться («Сначала читаем или поём?» «У кого любимый праздник Новый год, а у кого — день рожденья?») трёхлетки будут дружно голосовать за оба варианта, не видя в этом никакой проблемы.

Личностный аспект выбора проявляется в том, что нам просто трудно остановиться на чём-то одном, и вот тут взрослые часто мало отличаются от детей: хочется и то и другое. В дискуссиях со взрослыми мы часто обнаруживаем, что в ситуации выбора большинство не могут определиться, пребывают в сомнениях и колебаниях. Выбор — это принятие ответственности и готовность нести её последствия без сожаления, мужество предъявить своё решение другим.

Аргументация

Аргумент — это рассуждение, факт или пример, направленный на доказательство некоторого утверждения. Малыши чаще всего вовсе не задумываются о том, чтобы аргументировать свою мысль — она кажется им самоочевидной. Необходимость в аргументации становится естественной и понятной именно в ситуации общения — когда другому твоя мысль очевидной не кажется. Именно в ответ на вопрос другого: «Но почему ты так думаешь?» («Как ты это увидел?») — появляется аргументация. Дети 3–4 лет приводят аргументы только в тех случаях, когда ситуация для них очень знакома и понятна («Варежки наденем, чтобы не замёрзнуть!»).

Возражение

«Возражение — важнейшая часть мышления и диалога: это критика исходного суждения, аргумента или выдвижение другой идеи, однако тоже таким образом, чтобы было понятно, почему эта идея лучше исходной. В противном случае получается не возражение, а просто выдвижение рядоположенных и не связанных между собой, не откликающихся друг на друга мыслей (что в диалоге взрослых встречается довольно часто). Возражение — это важное средство оттачивания и улучшения мысли». Подчеркнём, что возражение уместно после того, как идея была выслушана и принята — зафиксирована.

Вопрошание

Вопрос — это особое речевое действие, которое позволяет выйти из известного в новое, ещё неизвестное. Искусство задавать вопросы — это искусство обнаруживать возможности ситуации, переходить от наличного к возможному. Существует представление о том, что дошкольники — «почемучки» и активно задают вопросы. В результате дети часто задают такие вопросы, как «Кто сделал облака?» и «Зачем наступает зима?». Среди детских вопросов подлинных вопросов о причинно-следственных связях не так много. Кроме того, часто детские вопросы — не любознательность, а проявление тревоги и желания как-то связать разрозненные фрагменты действительности. Отношения детей с вопросом напоминают известную фразу: «Хвост виляет собакой», потому что действительно вопрос в большей степени управляет ребёнком, чем ребёнок вопросом, вопросы у детей рождаются чаще всего спонтанно и случайно. Научиться задавать вопрос целенаправленно, осознанно, по назначению, именно тому адресату, которому хочешь — значит получить опыт управления ситуацией, почувствовать себя более независимым, взрослым и уверенным. Для развития такого умственного действия, как вопрошание, имеет смысл поместить вопрос как отдельное действие в фокус внимания группы.

Некоторые задачи ФГОС, которые стоят перед педагогами – научить дошкольников договариваться друг с другом, следовать правилам игры, делать выводы и действовать на их основании, а также выбирать, что делать, с кем и чем играть. Решить эти задачи воспитатели могут с помощью педагогических приемов.

В настоящее время педагогам важно научить детей принимать осознанные решения, это поможет детям

• стать увереннее в своих силах, почувствуют собственную значимость;

• научатся брать ответственность за свои действия;

• осознают свои права и обязанности;

• смогут находить способы решения проблемной ситуации;

• научатся уважать мнение и потребности других, станут эмоционально отзывчивыми, способными прислушиваться к чужому мнению;

• расширят круг общения, получат опыт партнерских отношений и сотрудничества с детьми и взрослыми;

• будут проявлять инициативу и самостоятельность;

• научатся регулировать свое поведение на основе социальных норм и правил.

В ходе работы с детьми дошкольного возраста можно использовать различные приемы

на этапе «Обсуждение ситуации»

На начальном этапе занятия воспитатель обсуждает с дошкольниками реальную или сказочную ситуацию.

Педагог предоставляет детям слово, но контролирует ход беседы. Чтобы направить дошкольников, необходимо задавать наводящие вопросы, обращаться к эмоциям детей, просить их привести примеры из личного опыта. Педагог должен быть готов помочь детям, посоветовать, как поступить, если они попросят об этом. Есть четыре приема, которые помогут на этом этапе.

«Обрати внимание». Педагог подсказывает детям, на что обратить внимание, когда они обсуждают ситуацию. Дети определяют и называют существенные детали предмета, который рассматривают.

«Обратись за помощью». Педагог напоминает дошкольникам правило: «Если не можешь сам с чем-то справиться – попроси помощи у взрослых». Воспитатель говорит им, что когда трудно что-то решить или выразить свои мысли, они могут попросить помочь им. Дошкольники по очереди обращаются с просьбой к сверстникам или педагогу. Так воспитатель формирует у детей умение просить и принимать помощь.

«Нельзя – можно». Педагог предлагает детям плакат. На нем – разные ситуации, как взаимодействуют между собой сверстники и герои мультфильмов. Дошкольники рассматривают плакат и определяют, можно так поступать или нет. Они убирают все иллюстрации, где персонажи нарушают правила, и оставляют те, на которых соблюдают. В результате дети сами составляют плакат «Правила дружбы».

«Вспомни». Педагог обсуждает с детьми ситуацию и на основе личного опыта приводит детям пример конфликта. Он предлагает им вспомнить ситуации из их жизни, результаты наблюдений за окружающим миром, информацию из разных источников : книг, телепередач, мультфильмов. Дети делятся мнениями, рассказывают, как они поступали в аналогичной ситуации, размышляют, как поступили бы сейчас.

Приемы на этапе «Обсуждение вариантов решения ситуации» На этом этапе дети делятся мыслями, говорят свое мнение, как решить проблемную ситуацию. После того как ребенок высказался, воспитатель обращается к нему: «Как ты думаешь, ребята согласны с тобой? Спроси их об этом: „Вы со мной согласны?“». Если кто-то из детей не принимает решение товарища, педагог обращается к нему : «Ты не согласен? Объясни, пожалуйста, почему?».

Тому, кто просто отрицательно оценивает идею товарища, педагог предлагает не говорить, хорошо это или плохо, а обсудить ее. Все вместе разбирают, подходит это решение или нет. Если ребенок недоволен, что ему подсказывают, воспитатель напоминает, что все делают общее дело и нужно принимать любую помощь, советы. Если дети начинают бунтовать или спорить, педагог тактично напоминает детям правила взаимодействия.

«Цветик-многоцветик». Педагог предлагает детям с помощью бумажного цветика- многоцветика обсудить, как решить ситуацию. Он показывает разноцветные лепестки и зачитывает, что написал на них. Каждый ребенок выбирает для себя лепесток и объясняет, почему взял именно его. Этот прием также можно использовать, чтобы напомнить дошкольникам правила. Тогда дети собирают лепестки в общий цветок и получают готовый наглядный материал.

«Паровозик». Педагог показывает детям поезд с вагончиками-кармашками или прозрачными файлами, на которые он прикрепил картинки с вариантами решения ситуации. Затем раздает каждому ребенку по два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. Педагог предлагает детям опустить «веселое личико» в вагончики с решением, которое им интересно и комфортно будет выполнять с другом, а «грустное личико» – где неинтересно и некомфортно. Таким образом, дети оценивают, нравится им решение ситуации или нет.

«Пустое кресло». Педагог записывает варианты решения ситуации на альбомных листах, раскладывает их на 4 стульях и зачитывает. Дети выбирают варианты и встают у соответствующего стула. Тот, кто имеет другое мнение, встает у стула со знаком «?». Каждая группа объясняет свой выбор.

Приемы на этапе «Рефлексия»

С помощью рефлексии педагог в процессе занятия определяет, насколько эти приемы помогли, а дети самостоятельно оценивают свое состояние и эмоции. В зависимости от задач педагог может провести один из видов рефлексии: физическую (успел – не успел, сенсорную (комфортно – дискомфортно, интеллектуальную (что понял – что не понял) или духовную (стал лучше – хуже). Рефлексию педагог проводит в середине и по окончании детской деятельности.

«Яблоня». Педагог показывает детям изображение яблони и предлагает прикрепить на него яблоки. Если в процессе совместной деятельности им было комфортно общаться со сверстниками, они выбирают зеленое яблоко, некомфортно – красное.

«Светофор». Педагог раздает детям карточки и предлагает ими «просигналить» свои впечатления. Дети поднимают карточки: зеленую – понравилось; желтую – понравилось, но не все; красную – не понравилось, было скучно.

«Елочка настроения». Педагог раздает детям вырезанные из бумаги шишки. Дети рисуют на них свое настроение и прикрепляют на елочку.

Приемы на этапе «Принятие решений»

Цель этого этапа, чтобы дети коллективно приняли решение. Для этого сначала педагог озвучивает им решение, которое бы принял он. Затем организует обсуждение, спрашивает мнение дошкольников.

Дети высказываются, как поступили бы они, и предлагают свой вариант.

Дошкольники могут принимать самостоятельные решения, когда свободно исследуют пространство: в контактном зоопарке, музее, галерее и т. д. Вместе с взрослыми они могут обустроить групповую комнату, выбрать очередность игры, маршрут движения на экскурсии. Они сами могут придумать, что подарить малышам, решить участвовать в педагогических и экологических проектах и акциях. Педагог должен поддержать их идеи и помочь реализовать предложения – акции, проекты, экскурсии, которые они инициировали.

«Цветные шнуровки». Педагог распределяет воспитанников на пары с помощью шнурочка. Для этого он кладет на стол шнурочки разного цвета по количеству, равному половине детей в группе, и закрывает их ладошкой. Дошкольники выбирают и тянут за конец шнурочка слева или справа от ладони взрослого.

«Найди пару». Педагог предлагает детям распределиться на пары по картинкам. Они объединяются с теми, кому достанутся фрагменты, из которых можно составить целую картинку.

«Случайный выбор». Чтобы распределить детей на пары, педагoг раздает им карточки. В одну группу объединяются те, кому достались карточки с одинаковым цветом, формой, картинкой.

«Жмурки». Педагог завязывает детям глаза и дает задание: распределиться на пары (тройки или микро группы). Дошкольники на ощупь ищут себе партнера. Кто нашел – снимает повязку с глаз.

«Считалки». Педагог предлагает детям распределиться на пары с помощью считалки. Дошкольники самостоятельно выбирают считалочку или тянут жребий.

«Договоритесь». Педагог просит воспитанников распределиться на пары (тройки или микро группы) по желанию. Дети договариваются между собой, кто с кем хочет взаимодействовать.

Приемы на этапе «Планирование дальнейшей деятельности»

Когда дети приняли основное решение, они вместе с воспитателем выбирают способы, чтобы реализовать это решение в группе, распределяют личную ответственность. В конце занятия педагог подводит итоги и оценивает результат от приемов, которые он использовал. Обсуждает с детьми, что они узнали нового, просит оценить занятие и свою активность на нем.

«Дерево творчества». Педагог предлагает дошкольникам подвести итоги совместной деятельности – прикрепить на дерево листья, цветы, плоды. Если дети будут соблюдать правила дружбы – они прикрепляют плоды, если будут соблюдать не всегда – цветы, а если не будут соблюдать – листики.

«Я попробую сам». Педагог просит детей по кругу высказаться одним предложением, чтобы подвести итоги и понять, как дети освоили материал. Начало фразы они выбирают с листа или экрана: я буду выполнять, теперь я могу решать, у меня получится, я смогу, я попробую сам…

Используя в работе таких приемов, дает возможность педагогам раскрыть детям возможность делать выбор, покажут, как это делать, и создадут в группе комфортные условия. Дети будут чувствовать уважение к своим интересам и идеям, будут свободными в выборе средств и партнеров, научатся просить помощи и принимать участие в деятельности по своей инициативе.

Педагоги будут наблюдать за воспитанниками и оказывать помощь и поддержку, если они попросят. В таких условиях дошкольники будут выражать свою индивидуальность, проявлять творчество и самостоятельно принимать решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цель педагогического совета:-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства....

Презентация к педагогическому совету «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

данная презентация сопровождает педсовет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»

Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Педагогический совет "Современные подходы к развитию творческого потенциала дошкольника через анализ его продуктивной деятельности"

Совершенствовать работу по художественно-эстетическому развитию воспитанников, выявить и активизировать наиболее интересные подходы в работе.  Первая часть педсовета пройдет как мини-отчет  ...

Педагогический совет "Современные образовательные технологии по развитию речи в ДО"

Проведение педагогического совета "Современные образовательные технологии по развитию речи в ДО"...