Педагогический совет "Современные образовательные технологии по развитию речи в ДО"
методическая разработка

Шишова Лилия Викторовна

Проведение педагогического совета "Современные образовательные технологии по развитию речи в ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii.docx18.19 КБ
Файл dolad_borisovoy_t.i.docx16.73 КБ
Файл karty_proppa.pptx1.8 МБ
Office presentation icon keys-tehnologiya.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Современные образовательные технологии по развитию речи в ДО.

Цель: Совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Подготовка к педсовету:

1.        Изучение методической литературы по теме педсовета.

                                             Воспитатели, узкие специалисты.

2.        Подготовка выступлений, мастер – классов, презентаций.

                                             Воспитатели, узкие специалисты.

Форма проведения: Обмен опытом

План проведения педсовета:

1.        Вступительное слово «Выполнение решений педсовета № ».                                                              

                                                             Заведующий  ДОУ  Эргерт Л.Н.

2.        Из опыта воспитателей:

«Универсальный конструктор Г. Урадовских в работе по речевому и художественному развитию ».

                                                               Воспитатель: Борисова Т.И.

«Тканевый конструктор Шифоновая радуга ».

                                                               Воспитатель Салихова М.М.

«Кейс – технология как средство речевого развития дошкольников ».

                                                              Воспитатель: Шаймухаметова Л.З.

« Буккроссинг как метод активизации читательского интереса среди детей и родителей ».

                                                               Воспитатель: Гарипова Г.А.

Мастер – класс « Карты Проппа в работе по развитию речи дошкольников»

                                                              Воспитатель: Шишова Л.В.

3.        Подведение итогов педсовета

                                            Заведующий  ДОУ  Эргерт Л.Н.

4.        Обсуждение и принятие решения.

 Решение педагогического совета.

1.        Использовать в практике работы современные эффективные технологии речевого развития дошкольников.

                                                                Ответственные: воспитатели

                                                                Срок:  постоянно

2.        Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию речи детей.

                  Ответственные: воспитатели

                                                                     Срок: постоянно

3. Организовать для педагогов уголок современного движения «Буккросинг»

                                                     Ответственные: творческая группа

                                                     

Добрый день,уважаемые коллеги. С наступлением весны, мы все радуемся обновлению в природе, солнышку. Давайте порадуем друг друга еще немножко. Я предлагаю каждому из вас продумать какой бы подарок Вы хотели бы подарить соседу. Не озвучивая подарка, нужно показать его. (например: машина, мороженное, платье и т.д.)

Спасибо всем большое! Тяжело было отгадать, понять какой же подарок вы получили.

Я дарю вам цветок ромашка, этот цветок не простой                                                              

Ромашка – это  образовательная область речевое развитие в ДО. Каждый лепесток обозначает, что же предполагает речевое развитие в ДО в соответствии с ФГОС. И мы страемся развиваем все эти направления с помощью современных образовательных технологий.

-        развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Мы вчера с сестренкой Валей

Собирали из деталей

Трактор, пушку, пароход,

Мотоцикл и самолет. (конструктор) (Конструктор Урадовских)

  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, обогащение активного словаря;

Дождик с Солнцем смастерил

Мост высокий без перил.

От чудесного моста

Всему миру красота. (радуга)

Тут и там,

Везде есть я, и такая разная...

Из меня одежку шьют,

На диван обивку вьют,

Угадали кто такая? (Ткань) 

(Тканевый конструктор «Шифоновая радуга»)

  • владение речью как средством общения и культуры;

Небольшой чемодан,

Плоская прямоугольная емкость с ручкой

для переноски и хранения предметов. (Кейс) (кейс – технология)

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Кто с ней знаком – тех ждет успех!

Но чтобы с нею подружиться,

нужно грамоте учиться! (Книга) (Букроссинг)

  • развитие речевого творчества;

Их пальцами мешают,

Пока не разбросают. (Карты) (Карты Проппа)



Предварительный просмотр:

Развитие речи через использование универсального конструктора Г. Урадовских.

…Чтобы научиться говорить,
надо говорить.
.Р. Львов
Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с богатством языка: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи.
Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир языка, что это наше национальное достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Год от года растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей в детском саду, а также единые требования в дошкольном учреждении и семье, позволяют ускорить формирование речевой активности. Развитию речи в детских садах уделяется большое внимание на занятиях, что дает положительные результаты. Не отрицая необходимости специальных занятий по развитию речи, следует отметить: их эффективность находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки. Одно из основных условий нормального психофизического развития ребенка и подготовки его к обучению в школе — это своевременное овладение правильной, активной речью.
Курс предшкольной подготовки нацелен на развитие у детей интереса к обучению в школе и формирование волевой готовности к учению. Владение навыками языковой деятельности является необходимым условием решения задач интеллектуального развития и нравственного воспитания детей. Чем полноценнее будет обучение языку в дошкольном возрасте, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Современные требования государственного стандарта – это освоение старшими дошкольниками базовых норм и правил языка в пределах возрастной компетентности, формирование умения их применять в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными навыками.
Многими учеными доказано, что продуктивная деятельность напрямую связана с  речевой.
Имя кандидата педагогических наук Галины Урадовских хорошо известно многим педагогам. Она — автор «лоскутного» конструктора, или лоскутной мозаики, как иногда называют педагоги это пособие. Ею предложена система занятий по конструированию. Она расширила область применения «лоскутного» конструктора и успешно использую его на занятиях развития речи.
Через применение универсального конструктора Г. Урадовских реализуются программные задачи:
• формируется активный словарь;
• формируется монологическая и диалогическая речь;
• формируется грамматическая правильность речи;
• дети учатся размышлять, фантазировать.
Конструктор состоит из разных по форме, цвету и величине геометрических фигур, вырезанных из ткани, и «рабочих полей» — стендов, обтянутых светлоокрашенной тканью. Работа с конструктором предполагает выкладывание фигурок на фон в соответствии с замыслом маленького художника. Малыш, таким образом, с успехом осваивает основы композиции, обучается различать и называть геометрические фигуры, их цвета. Но в отличие от той же аппликации конструктор позволяет ребенку легко исправить допущенные ошибки, заменить одну деталь на другую, дополнить созданную «картину» или наоборот — убрать какие-то элементы. При этом работа доставляет ему еще и приятные тактильные ощущения: детали вырезаны из мягких, ласкающих ладонь тканевых кусочков, легко подчиняющихся прикосновениям.
Так как для работы с конструктором не требуется особых технических умений, он может быть использован в работе с детьми разных возрастов. То есть конструктор представляет собой «потенциальное поле успешности» для самых разных детей. Подобное конструирование – это синтетическая деятельность, в ходе которой могут одновременно решаться образовательные задачи речевой, изобразительной и конструктивной деятельности, предоставляя детям дополнительные возможности для развития сенсорных, познавательных, речемыслительных и творческих способностей.
Опираясь на опыт Г. Урадовских, разработали  рекомендации по применению универсального конструктора на занятиях развития речи. Основанием является представление о взаимосвязи продуктивной деятельности ребенка и его речи. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения её результатов, побуждают детей говорить. И даже трехлетки могут создавать с его помощью разнообразные варианты предметных, сюжетных, пейзажных и декоративных композиций, а участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога. Это означает, что собственно продуктивную деятельность можно органично «вживлять», имплантировать в занятия по обучению детей правильно и красиво говорить.
Работа воспитателя по развитию речи в процессе конструирования включает несколько этапов и предполагает определенную последовательность:
1) Сначала воспитатель побуждает ребенка произнести слова вместе с собой (сопряженная речь).
2) Далее ребенка побуждают к самостоятельному высказыванию. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения.
3) Составление простого предложения, наконец, разрастается до самостоятельно построенного распространенного предложения.
Работая с конструктором в системе, мною накоплен комплекс дидактических упражнений, игр с лоскутной мозаикой.
Выкладывание предметных картинок
- Выложи домик, животное и опиши.
- Составь предложение по выложенной картине.
• Заучивание.
Лоскутный конструктор так же можно использовать при заучивании. При повторном чтении стихотворения дети выкладывают из лоскутков его сюжет
• Выкладывание картинок на определенный звук на занятиях звуковой речи.
• Чтение сказки и выкладывание сюжета сказки, восстановление сюжета.
Например, на занятии по ознакомлению с окружающим по теме «Волшебница-Водица» для закрепления знаний о воде дети по подгруппам выкладывали сюжет сказки «Жила-была Речка».
• Моделирование сказок
Например, моделирование сказки «Три медведя». Дети рассказывают сказку с заместителями, выкладывая из деталей конструктора.
Еще раз хотелось бы отметить, что цель использования данного пособия не выложенная картина, а результат речевой деятельности.
После систематического использования универсального конструктора дети могут составлять мини – рассказы, рассказы-описания, сочинять сказки, придумывать загадки и т.д..
Методика работы с универсальным конструктором Г. Урадовских показывает эффективность, практическую значимость, дающую в работе с детьми высокий положительный результат.
В результате чего:
- у детей повышается интерес к языку, внимание к слову;
- повышается активность речи, каждый ребенок стремится к самостоятельному выстраиванию речевых высказываний;
- повышается  речевой уровень развития;
- совершенствуются конструкторские умения, конструирование детей носит творческий характер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные образовательные технологии по развитию речи в ДО

Слайд 2

Универсальный конструктор Г . Урадовских в работе по речевому развитию

Слайд 3

Тканевый конструктор «Шифоновая радуга»

Слайд 4

Использование кейс – технологий для развития связной речи дошкольников

Слайд 5

Буккроссинг как метод активизации читательского интереса среди детей и родителей

Слайд 6

«Карты Проппа в работе по развитию речи дошкольников » Подготовила: воспитатель Шишова Лилия Викторовна

Слайд 7

«Карты Проппа» - игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Известный русский и советский учёный , филолог, фольклорист- Владимир Яковлевич Пропп 28 апреля 1895 —22 августа 1970г.

Слайд 11

Методика обучения 1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку); - повествование; - концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

Слайд 12

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа ;

Слайд 13

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа 4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа . Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить .

Слайд 14

Сказка «Кот, лиса и петух» В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Собирается кот на охоту и говорит петушку: — Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит. Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт. А лиса уж тут как тут. Уселась под окошко и запела песенку. Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: — Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой, догнал её, отнял петушка и принёс его домой. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

Слайд 15

Пошла Маша в лес с подружками по грибы да по ягоды Дедушка с бабушкой говорили: «Не ходи далеко, от подр от подружек не отставай» Машенька деревце за деревце, кустик за кустик да и отста кустик да и отстала от подружек, ушла далеко в лес. Медведь говорит: «У меня будешь жить, щи да кашу мне варить» Машенька очень хотела домой вот и придумала, как м медведя обмануть да к дедушке с бабушкой вернуться Взял медведь короб с пирожками и понес их в дере в деревню к дедушке и бабушке Сказка «Маша и медведь» УВИДЕЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА МАШЕНЬКУ СТАЛИ ЕЕ ОБНИМАТЬ, ЦЕЛОВАТЬ, УМНИЦЕЙ НАЗЫВАТЬ

Слайд 16

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование кейс – технологий для развития связной речи дошкольников

Слайд 2

Кейс - от латинского «casus» - запутанный, необычный случай ; от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Слайд 3

Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Слайд 4

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений, для развития связной речи. Главное её предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Слайд 5

Активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника Развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность),создается ситуация успеха Сущность кейс технологии является АНАЛИЗ Кейс - технологии в ДОУ

Слайд 6

Для чего нужна кейс - технология детям? учатся получать необходимую информацию в общении; осваивают умение соотносить свои устремления с интересами других; учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; осваивают умения принимать помощь других.

Слайд 7

Виды кейс – технологии в работе с дошкольниками: Фото – кейс Кейс – иллюстрации Анализ конкретных ситуаций Проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Слайд 8

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Слайд 9

В «кейс-иллюстрацию» входит: Иллюстрация, сюжет которого отражает какую – либо проблему. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Слайд 10

Кейс-иллюстрация «Волк и семеро козлят» Цель: Закрепить навыки безопасного поведения . Текст. Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом: - Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла - молока принесла; Бежит молоко по вымечку, Из вымечка по копытечку, Из копытечка во сыру землю! Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и … Вопросы. Что делают козлята? О чём забыли козлята, когда открыли дверь? Что случится с козлятами в результате их поступка?

Слайд 11

фотография, соответствующуя реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация; текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию; правильно поставленный вопрос, мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы . Содержание «фото-кейса»:

Слайд 12

Фото-кейс «Неумейка» Цель: воспитывать опрятность, умение следить за своим внешним видом. Текст Пришло время собираться на прогулку. Все ребята старались одеваться последовательно, быстро и по возможности самостоятельно. Артем тоже одевался , но очень медленно, выбросив всю одежду из шкафчика. Штаны надел задом наперед, сапоги поссорились и обулись на разную ногу, шапку надел неправильно, кофту решил совсем не надевать. Ребята уже одетые, долго ждали Артема, им было жарко. Воспитатель, посмотрев на Артема сильно огорчилась . Вопросы Что Артем сделал неправильно? Как такое могло случиться? Как исправить ситуацию?

Слайд 13

Цель : Развивать потребность бережного отношения к книгам, умение находить способы бережного отношения с ними . Фото -кейс “ Небрежное обращение с книгой» За столом дети сидели и рассматривали иллюстрации. У Ирины книга закончилась, и она потянулась за книгой которую увлеченно рассматривала Саша. Девочки не поделили книгу, они стали её тянуть каждая в свою сторону. Во время спора книга была порвана. Воспитатель увидев эту ситуацию расстроилась и забрала книгу у девочек. Текст Вопросы Что произошло? Как такое могло случиться? Почему девочки не поделили книгу? Как исправить ситуацию ?

Слайд 14

Использование «фото-кейсов» и «кейс – иллюстраций» на практике обеспечивает не только интеллектуальное, нравственное развитие, но и активизирует чувственную сферу и переживания в процессе принятия решений. Таким образом, применение кейс - технологий, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием ЭОР (новых образовательных технологий) по развитию речи в средней группе "В гости к сороке"

Занятие для второй младшей дошкольной группы, с использованием элементов фольклора. На занятии используются различные методы и формы работы, которые позволяют всесторонне развивать дошкольников....

Современные образовательные технологии по развитию речи дошкольников в условиях ФГОС ДО

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе...

Современные образовательные технологии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Идеология ФГОС ДО направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в много...

Консультация для воспитателей «Образовательные технологии в развитии речи»

Знакомство педагогов с видами образовательных технологий используемых в развитиии речи детей....

Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников

Открытое выступление педагога первой кваликафиционной категории, для воспитателей ДОУ о современных иновационных технологий в работе с детьми....

Выступление с докладом на педагогическом совете апрель 2021 г. по теме "Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников"

 Углубить и систематизировать знания педагогов по использованию современных образовательных технологий для развития речи дошкольников...

выступление на педагогическом совете «Методы образовательных технологий в развитии речи»

образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном...