выступление на педагогическом совете «Методы образовательных технологий в развитии речи»
материал

образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33»

(МБДОУ «Детский сад №33»)

«Методы образовательных технологий в развитии речи» 1 слайд

2 слайд

 ФГОС ДО включает в себя 5 образовательных областей. «Речевое развитие» выделено как отдельная образовательная область.  

Что согласно  Федеральному  государственному  образовательному  стандарту  дошкольного  образования  (ФГОС  ДО) включает  в себя образовательная область «речевое  развитие»?

  • владение  речью  как  средством общения  и  культуры;  
  • обогащение  активного  словаря;  
  • развитие  связной,  грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой  и  интонационной  культуры  речи,  фонематического  слуха;
  • знакомство  с  книжной культурой,  детской  литературой,  понимание  на  слух  текстов  различных  жанров  детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

   В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор образовательных технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.

   Что же такое образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

Какие бывают методы вы знаете (наглядные, словесные, практические), мы останавливаться не будем, они представлены на слайде.

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Для формирования и активизации речевого развития дошкольников используются самые популярные и простые в применении следующие технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые технологии
  • Моделирование  - как часть-составление описательного рассказа
  • Мнемотехника
  • ТРИЗ
  • Синквейн
  • Сказкотерапия
  • Технологии активизирующего обучения речи как средству общения (автор Ольга Афанасьевна Белобрыкина) – Лингвистические игры.

«Здоровьесберегающая технология» -  

 это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

  • Игровые технологии

«Игровые технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

педагогическая игра отличается существенным признаком — четко поставленной образовательной целью и соответствующим ей педагогическим результатом

Подвижные игры с текстами.

Народные и хороводные игры

Настольно-печатные и дидактические игры

Игры-драматизации, инсценировки

Игровая форма здесь создается мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности.

Моделирование

Широкое применение в обучении детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.

   Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме.  Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта.

Чаще мы используем графическое моделирование (алгоритмы описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие).

Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

   Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

      Приёмы мнемотехники осваиваются детьми  постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. 

Это работает по схеме:

  • Детям показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

   Мнемотаблицы используют для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при   заучивании стихов.

   Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

   Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая мнемотаблица.

   Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Круглая,

а не мяч.

Желтая,

а не солнце.

С хвостом,

а не мышь. Репка

Технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

Речевое развитие: Формирование и активизация словаря; Развитие связной речи; Активизация общения, развития диалогической речи; Развитие умения задавать вопросы; Словотворчество и сочинительство; Подготовка к обучению грамоте.

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути: перед детьми ставится проблема (вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного». На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо-плохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь

3. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик

Синквейн  

Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк» и означает почти дословно «стихотворение из пяти строк».

Синквейн - нерифмованное стихотворение из 5 строк,

синквейн помогает реализовать интеллектуальные возможности, пополнить словарный запас для составления краткого пересказа; помогает развить речь и мышление посредством игрового приема. Составление синквейна часто используют как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Первая строка – тема синквейна (одно слово-предмет, существительное или местоимение, отвечает на вопрос кто?что?);

вторая строка – два слова-признака. Обычно прилагательных или причастия, отвечают на вопросы какой, какая? которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы; что делает? Что делают?

четвертая строка –целая фраза, в которой ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме, свои чувства к предмету синквейна. В классическом синквейне в этой четвертой строке должно быть четыре слова в предложении, а в дидактическом синквейне пусть дошкольник придумает столько слов, сколько он хочет, важен смысл и лексический запас ребенка.

Пятая строка

содержит в себе опять всего одно слово. Это как бы резюме всего стиха, отражающее суть предмета синквейна, мнение автора о нем, синоним к теме синквейна, своего рода резюме.. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

По своей структуре нерифмованное пятистрочное стихотворение-синквейн похож на ель с острой вершиной и расходящимися вниз лапами ельника: 1-2-3-4-1.

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.

Например,

Кто? Кукла

Какая? Красивая, Любимая

Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается

Предложение. Моя кукла самая красивая

Ассоциация. Игрушка

Сказкотерапия

   Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

  • Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
  • Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  • Снижение уровня агрессивности и тревожности.
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Обучение преодолению страхов и трудностей.
  • Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:

  • «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
  • «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);
  • «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад);
  • «Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

1) Жили-были...

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

2) И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

3) Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

4) Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

5) Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

6) Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Технологии активизирующего обучения речи как средству общения (автор Ольга Афанасьевна Белобрыкина)

По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой

совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

Задание для аудитории: назовите полностью пословицу (по 2 данным словам)

Например, уважаемые коллеги, я предлагаю вам такое упражнение.

Давайте попытаемся назвать полностью пословицы по двум словам.

 – Семья, душа

 – Семья вместе – душа на месте

 – Дом, стены

 – Дома и стены помогают

– Кормит, портит

 – Труд кормит, а лень портит

 – Время, час

 – Делу – время, потехе – час.

Замечательно!

Предлагаю вам выполнить лингвистическое задание.

Каждое слово нужно заменить противоположным по значению и получить название сказки.

 – Пес без шапки,     ( - кот в сапогах)

 – Красные усы,     ( – синяя борода)

 – Красивый цыпленок,     ( – гадкий утенок)

 – Серебряная курочка,     (– золотой петушок)

– Черная туфелька,     ( – Красная шапочка)

Речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»

Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)

В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...

Педагогический совет "Современные образовательные технологии по развитию речи в ДО"

Проведение педагогического совета "Современные образовательные технологии по развитию речи в ДО"...

выступление на педсовете «Методы образовательных технологий в развитии речи»

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возрас...

Выступление на педагогическом совете " Использование дидактических игр в развитие речи детей 1,5-3 лет"

Речь - это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребёнок начал произносить с...

Педагогический совет «Влияние эффективных технологий на развитие речи детей».

Цель: Систематизация знаний педагогов по разделу «технологии по развитию речи детей дошкольного возраста»....