Проект "Квестовые игры в адаптационный период"
проект (младшая группа)

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx90.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КАПИТОШКА» ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА, КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

База выполнения: дети раннего и младшего дошкольного возраста в адаптационный период, родители, педагоги.

Разработали: педагог-психолог Евдокимова Екатерина Александровна

Педагог-психолог Плющева Варвара Владимировна

Ст.воспитатель Новикова Татьяна Николаевна

Железногорск 2020

Пояснительная записка

Проблема: Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду.

Актуальность: Чтобы облегчить процесс адаптации в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Обращение воспитателей и специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать адаптационный процесс к ДОО.

Интерес к игровым технологиям связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе его адаптации к ДОО. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.

Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест-технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами. Использование квестов для облегчения адаптационного стресса позволяет уйти от традиционных форм воспитания. В ходе квеста у детей происходит всесторонне развитие и реализуются разные виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

На данный момент отмечается недостаточная разработка механизмов и подходов к формированию игровой деятельности детей дошкольного возраста в период адаптации. По-прежнему преобладают традиционные формы и средства смягчения адаптационного стресса. Поэтому необходимо искать новые подходы, идеи, способы облегчения адаптации, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к воспитанию дошкольников, которые помогут каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности. Одним из таких новых идей является квест-технология, которая помогает нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Квест - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. С помощью квеста можно сделать процесс адаптации легким и занимательным.

Цель проекта: облегчение процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством квеста как игровой технологии.

Задачи проекта:

1. Создать эмоционально комфортную среду для детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством квест-технологии;

2. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско- родительскому творчеству.

3. Повышать уровень адаптивных возможностей детского организма;

4. Формировать в детях навыки взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, взаимопомощи.

Новизна проекта заключается в том, что квест-технология позволяет облегчить процесс адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста, сделать родителей активными участниками воспитательного процесса. Квест-технология стимулирует всесторонне развитие дошкольников, формирует положительный эмоциональный фон, вызывает интерес к посещению дошкольного учреждения, делает процесс адаптации приятным и интересным.

Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для облегчения процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста; создаст у них положительный эмоциональный фон; позволит на начальном этапе создать доверительные отношения с родителями как активными участниками образовательного процесса.

Практическая значимость результатов состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические и практические материалы по облегчению процесса адаптации будут использованы в системе педагогического просвещения родителей и педагогов.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Кадровые: администрация ДОО, педагоги и специалисты ДОО, воспитанники и их родители;
  • Информационные: подготовка наглядных консультаций, памяток, буклетов, доступ к сети Интернет;
  • Электронные: аудио-, видеоматериалы, мультимедийные презентации;

  • Материально-технические: ноутбук, принтер, проектор, экран, колонки, фотоаппарат;
  • Финансовые: закупка материала для сюрпризных моментов.

Вид проекта: среднесрочный, практически-ориентированный.

Форма работы: подгрупповая, групповая.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный этап

Цель: создание необходимых условий для реализации проекта.

Задачи:

  • Изучение отечественной и зарубежной литературы по теме: «Использование игровых квест-технологий для облегчения процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»;
  • Составить план проведения мероприятий.

2.Основной этап (реализация проекта)

Цель: использование игровых квест-технологий в адаптационный период.

Задачи:

  • Определение актуальности проблемы о использовании квест-игр для снятия нервно-психического напряжения у детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации;
  • Актуализация знаний родителей и педагогов о необходимости внедрения игровых квест-технологий для облегчения процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста;
  • Создание условий для снятия нервно-психического напряжения детей раннего и младшего дошкольного возраста, повышение их эмоционального комфорта, обогащение предметно-развивающей среды для облегчения процесса адаптации;
  • Оптимизация взаимоотношений с родителями, как активными участниками образовательного процесса, на начальном этапе взаимодействия.

3.Заключительный этап

Цель: систематизирование и обобщение полученных результатов.

Задачи:

  • Систематизировать и обобщить знания педагогов и родителей о необходимости внедрения игровых квест-технологий для облегчения процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста;
  • Оценить результаты реализации проекта.

Примерный поэтапный план реализации проекта:

2020 учебный год

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный

  • Изучение отечественной и зарубежной литературы по теме: «Использование игровых квест-технологий для облегчения процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»;
  • Составить план проведения мероприятий.

  • Анкетирование родителей и педагогов по теме актуальности внедрения игровых квест-технологий для облегчения процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста;
  • Проведение цикла родительских собраний по теме предстоящих мероприятий, направленных на облегчение процесса адаптации дошкольников;
  • Просмотр видеороликов «В детский сад без стресса и слез»;
  • Разработка буклета «Как подготовить ребенка к посещению детского сада?»;
  • Игровой квест для родителей вновь прибывших детей «Период адаптации есть и у родителей».

Май 2020 года - июнь 2020 года

  • Родители становятся активными участниками процесса адаптации их детей к ДОО;
  • Создание доверительных отношений между семьей и ДОО

Педагог-психолог Евдокимова Е.А.; Плющева В.В.;
Ст. воспитатель Новикова Т.Н.

  • Определение актуальности проблемы о использовании квест-игр для снятия нервно-психического напряжения у детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации;
  • Актуализация знаний родителей и педагогов о необходимости внедрения игровых квест-технологий для облегчения процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста;
  • Создание условий для снятия нервно-психического напряжения детей раннего и младшего дошкольного возраста, повышение их эмоционального комфорта, обогащение предметно-развивающей среды для облегчения процесса адаптации;
  • Оптимизация взаимоотношений с родителями, как активными участниками образовательного процесса, на начальном этапе взаимодействия.

  • Консультация: «Квест-технология – эффективная форма игровой деятельности с дошкольников»;
  • Изготовление папки-передвижки: «Как родителям помочь ребенку в период адаптации к детскому саду?»;
  • Квест-игра для вновь прибывших детей и их родителей «Детский сад для ребят»;
  • Круглый стол для педагогов «Квест-игра в адаптационный период: плюсы и минусы»;
  • Квест-игра для вновь прибывших детей и их родителей «В поисках посылки!»;
  • Кукольный спектакль для вновь прибывших детей «Курочка Ряба»;
  • Квест-игра для вновь прибывших детей и их родителей «В поисках пропавшей сказки»;
  • Выставка совместных рисунков «Детский сад глазами детей и их родителей».

Июнь-август 2020

  • Развитие более доверительных отношений при работе с семьей, повышение родительской компетентности;
  • Созданы благоприятные условия для облегчения процесса адаптации вновь прибывших детей;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования квест-технологий в работе с детьми и родителями в адаптационный период.

Педагог-психолог Евдокимова Е.А.; Плющева В.В.;
Ст. воспитатель Новикова Т.Н.

  • Систематизировать и обобщить знания педагогов и родителей о необходимости внедрения игровых квест-технологий для облегчения процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста;
  • Оценить результаты реализации проекта.

  • Анкетирование родителей о пользе полученной информации и проведенных мероприятиях;
  • Ярмарка идей и предложений по облегчению процесса адаптации посредством квест-игр.

Август – октябрь 2020

  • Снятие нервно-психического напряжения у детей в следствие адаптации, повышение эмоционального комфорта для дальнейшего посещения ДОО.

Педагог-психолог Евдокимова Е.А.; Плющева В.В.;
Ст. воспитатель Новикова Т.Н.

Ожидаемые результаты

  • Созданы благоприятные условия для облегчения процесса адаптации вновь прибывших детей;
  • Снято нервно-психическое напряжение у детей в следствие адаптации, повышен эмоциональный комфорт для дальнейшего посещения ДОО;
  • Родители становятся активными участниками процесса адаптации их детей к ДОО;
  • Созданы доверительные отношения между семьей и ДОО;
  • Повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах использования квест-технологий в работе с детьми и родителями в адаптационный период.

Диагностический инструментарий:

  • Адаптационные листы;
  • Анкетирование;
  • Наблюдение;
  • Беседы.

Список литературы:

  1. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. – 2008 - № 5.
  2. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176  с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  3. Гавришова Е.В., МиленкоВ.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10
  4. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях – КАРО, 2006 – 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мам...

«ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Рекомендации педагогам работающим с детьми младшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации "Игры в адаптационный период с детьми 2 - 3 лет"

Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых...

Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как...

Методическая разработка: «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»

        Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоцио...

игры в адаптационный период

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА  СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ....

Игры в адаптационный период

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.  инициатором игр всегда выступает взрослый. игры выбираются с учетом игровых возможностей де...