Проект "Квестовые игры в адаптационный период"
проект (младшая группа)
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 90.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КАПИТОШКА» ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА, КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
База выполнения: дети раннего и младшего дошкольного возраста в адаптационный период, родители, педагоги.
Разработали: педагог-психолог Евдокимова Екатерина Александровна
Педагог-психолог Плющева Варвара Владимировна
Ст.воспитатель Новикова Татьяна Николаевна
Железногорск 2020
Пояснительная записка
Проблема: Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду.
Актуальность: Чтобы облегчить процесс адаптации в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Обращение воспитателей и специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать адаптационный процесс к ДОО.
Интерес к игровым технологиям связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе его адаптации к ДОО. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.
Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест-технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами. Использование квестов для облегчения адаптационного стресса позволяет уйти от традиционных форм воспитания. В ходе квеста у детей происходит всесторонне развитие и реализуются разные виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
На данный момент отмечается недостаточная разработка механизмов и подходов к формированию игровой деятельности детей дошкольного возраста в период адаптации. По-прежнему преобладают традиционные формы и средства смягчения адаптационного стресса. Поэтому необходимо искать новые подходы, идеи, способы облегчения адаптации, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к воспитанию дошкольников, которые помогут каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности. Одним из таких новых идей является квест-технология, которая помогает нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Квест - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. С помощью квеста можно сделать процесс адаптации легким и занимательным.
Цель проекта: облегчение процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством квеста как игровой технологии.
Задачи проекта:
1. Создать эмоционально комфортную среду для детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством квест-технологии;
2. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско- родительскому творчеству.
3. Повышать уровень адаптивных возможностей детского организма;
4. Формировать в детях навыки взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, взаимопомощи.
Новизна проекта заключается в том, что квест-технология позволяет облегчить процесс адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста, сделать родителей активными участниками воспитательного процесса. Квест-технология стимулирует всесторонне развитие дошкольников, формирует положительный эмоциональный фон, вызывает интерес к посещению дошкольного учреждения, делает процесс адаптации приятным и интересным.
Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для облегчения процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста; создаст у них положительный эмоциональный фон; позволит на начальном этапе создать доверительные отношения с родителями как активными участниками образовательного процесса.
Практическая значимость результатов состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические и практические материалы по облегчению процесса адаптации будут использованы в системе педагогического просвещения родителей и педагогов.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Кадровые: администрация ДОО, педагоги и специалисты ДОО, воспитанники и их родители;
- Информационные: подготовка наглядных консультаций, памяток, буклетов, доступ к сети Интернет;
- Электронные: аудио-, видеоматериалы, мультимедийные презентации;
- Материально-технические: ноутбук, принтер, проектор, экран, колонки, фотоаппарат;
- Финансовые: закупка материала для сюрпризных моментов.
Вид проекта: среднесрочный, практически-ориентированный.
Форма работы: подгрупповая, групповая.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап
Цель: создание необходимых условий для реализации проекта.
Задачи:
- Изучение отечественной и зарубежной литературы по теме: «Использование игровых квест-технологий для облегчения процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»;
- Составить план проведения мероприятий.
2.Основной этап (реализация проекта)
Цель: использование игровых квест-технологий в адаптационный период.
Задачи:
- Определение актуальности проблемы о использовании квест-игр для снятия нервно-психического напряжения у детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации;
- Актуализация знаний родителей и педагогов о необходимости внедрения игровых квест-технологий для облегчения процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- Создание условий для снятия нервно-психического напряжения детей раннего и младшего дошкольного возраста, повышение их эмоционального комфорта, обогащение предметно-развивающей среды для облегчения процесса адаптации;
- Оптимизация взаимоотношений с родителями, как активными участниками образовательного процесса, на начальном этапе взаимодействия.
3.Заключительный этап
Цель: систематизирование и обобщение полученных результатов.
Задачи:
- Систематизировать и обобщить знания педагогов и родителей о необходимости внедрения игровых квест-технологий для облегчения процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- Оценить результаты реализации проекта.
Примерный поэтапный план реализации проекта:
2020 учебный год | ||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный |
|
| Май 2020 года - июнь 2020 года |
| Педагог-психолог Евдокимова Е.А.; Плющева В.В.; |
|
| Июнь-август 2020 |
| Педагог-психолог Евдокимова Е.А.; Плющева В.В.; |
|
| Август – октябрь 2020 |
| Педагог-психолог Евдокимова Е.А.; Плющева В.В.; |
Ожидаемые результаты
- Созданы благоприятные условия для облегчения процесса адаптации вновь прибывших детей;
- Снято нервно-психическое напряжение у детей в следствие адаптации, повышен эмоциональный комфорт для дальнейшего посещения ДОО;
- Родители становятся активными участниками процесса адаптации их детей к ДОО;
- Созданы доверительные отношения между семьей и ДОО;
- Повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах использования квест-технологий в работе с детьми и родителями в адаптационный период.
Диагностический инструментарий:
- Адаптационные листы;
- Анкетирование;
- Наблюдение;
- Беседы.
Список литературы:
- Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. – 2008 - № 5.
- Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
- Гавришова Е.В., МиленкоВ.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10
- Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях – КАРО, 2006 – 176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мам...
«ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Рекомендации педагогам работающим с детьми младшего дошкольного возраста...
Методические рекомендации "Игры в адаптационный период с детьми 2 - 3 лет"
Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых...
Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как...
Методическая разработка: «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»
Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоцио...
игры в адаптационный период
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ....
Игры в адаптационный период
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю. инициатором игр всегда выступает взрослый. игры выбираются с учетом игровых возможностей де...