Проект по нравственно – патриотическому воспитанию « Родной свой край люби и знай»
проект

Беленкова Светлана Николаевна

Родина, Отечество…  В корнях этих слов близкие каждому образу: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prekt_po_nravstvennomu_vospitaniyu.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию

« Родной свой край люби и знай»

                                                                       «Человеку никак нельзя

                                                              жить без Родины,

как нельзя жить без сердца»

К.Паустовский

Родина, Отечество…  В корнях этих слов близкие каждому образу: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает всё большее общественное значение, становиться задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко–культурными национальными, географическими, природными особенностями формируют у них черты характера, которые помогут им стать патриотом гражданином соей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются  в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет.

«…Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал

Ты вспоминаешь Родину такую, какой ты её в детстве не видал…»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос; с улицей по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

        Цель данной работы: оптимизация условий в целях формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины; формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания.

Общие положения

Нормативно-правовая документация:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Конвенция о правах ребёнка;
  3. Устав МБДОУ № 21 «Золотой ключик»;
  4. Образовательная программа дошкольного учреждения.

Основные задачи нравственно - патриотического воспитания в системе образования:

  1. Обеспечить историческую  преемственность поколений, сохранение, распространения и развития национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
  2. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.
  3. Формирование межличностных отношений.

Цель проекта

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитию способностей к практическому и умственному экспериментированию, речи, логики.

Задачи проекта

  1. Дать знания детям о родном городе; истории, символики, достопримечательностях.
  2. Познакомить с именами тех, кто основал, прославил город.
  3. Воспитывать любовь к родному краю, городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  4. Познакомить с культурой и традициями города Канска.

Участники проекта: дети старшей группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида  № 21 «Золотой ключик». Возраст 5-6 лет.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Обеспечение проектной деятельности

  1. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006г. №8
  2. М. Ю. Новицкая «Патриотическое воспитание в детском саду».-М: Линко- пресс, 2003г.
  3. В. И. Прокушеп «Канск» 2001г.
  4. Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России» М: 2007г.
  5. И. В. Шпанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Управление ДОУ 2004г.

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. Подбор литературы об истории Канска.
  2. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
  3. Подготовка изобразительной материалов для продуктивной деятельности.

4. Дидактические игры; «Карта моего города», «Город будущего», «Собери картинку», «Узнай где я нахожусь».

5. Выставка «Наш любимый край».

  1. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Этапы проведения и реализации проекта

I.Информационно – накопительный

1. Изучение интереса детей для определения целей проекта

2.  Сбор и анализ литературы для взрослых и детей

3.  Обращение к специалистам (экскурсоводам, музееведам).

II.Организационно – практический

1.  Проведение цикла познавательных занятий на тему: « Город Канск прошлое и настоящее», « Моя Родина Красноярский край», «Дом, улица, адрес»

2.  Оформление альбома «Достопримечательности моего города»

3. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»

4. Оформление дидактических игр по краеведению: «Карта моего города», «Город будущего», Собери картинку», «Узнай где я нахожусь»

5. Выставка «Наш любимый край» (совместно с родителями)

6. Лепка «Животные и птицы Красноярского   края»

7. Экскурсии по городу: «Необычная экскурсия», «Краеведческий музей», «Экскурсия к памятнику защитникам отечества»

8. Разучивание стихов стихотворений о Канске, Красноярском крае.

9. Изготовление макета города Канска

III. Презентационно завершающий

  1.  Открытое занятие «Моя Родина – Красноярский край»
  2.  Выставка продуктов детской деятельности.

IV.Контрольно рефлексивный

  1. Подведение итогов
  2. Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

Предполагаемый результат

  1. Итоговым результатом является анкетирование родителей для выявления имеющихся у детей знаний на начало и конец проекта.
  2. Освоение доступных знаний об истории родного города.
  3. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.

Я считаю, что если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Подобные занятия, игры, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений «Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировывают

некоторые суждения и оценки.

Приложение №1

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание»

        Уважаемые родители предлагаем вам выделить ряд утверждений и ответить на вопросы воспитания с целью определения оптимальных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста по развитию и воспитанию патриотических чувств.

        Инструкция: выделите один из вариантов ответов. Если нет предложенных вариантов, то на пишите своё мнение на предложенный вопрос.

  1. По каким признакам или высказываниям Вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

А. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации народу

Б. Примиримость к представителям других наций и народов.

В. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни.

Г. Патриотизм сегодня не актуален, не современен.

Д. другое_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

     2. Как Вы считаете, кто несёт основную ответственность за патриотическое воспитание?

         А. Педагоги.

         

         Б. Родители.

     

  1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой города, края?

А. Да.

Б. Нет.

  1. Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции города Канска?

А. Да.

Б. Нет.

  1. Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний детей про историю города Канска?

А. Да.

Б. Нет.

  1. Посещаете ли Вы вместе с детьми музеи и выставки города Канска?

А. Да.

Б. Нет.

В. Если нет то почему__________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

      8. Считаете ли Вы себя патриотом?

          А. Да.

         

          Б. Нет.

           В. Частично.

            Г. Не знаю.

  1. Если Вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чём причина вашего не понимания?

А. Нет желания.

Б. Нет возможности.

В. Считаю это не актуальным.

     

  1. Есть ли в вашем доме семейные традиции.

А. Да.

Б. Нет.

В. Если да, то какие? ___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть …

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     Приложение 2

Дом, улица, адрес

Цели

  • Продолжать знакомить детей с родным городом.
  • Развивать коммуникативные умения.

Материал: фотографии домов, в том числе тех, в которых живут дети; плоские дома из бумаги разной архитектуры, без окон и дверей; многочисленные бумажные окна и двери (разных форм и размеров); все для аппликации.

 Педагог. Как называется город, в котором мы живем? Какие улицы нашего города вы знаете? На какой улице расположен детский сад? Как называется улица, на которой ты живешь? Какой номер у твоего дома? Какой номер у твоей квартиры? (Ответы детей.) Если вы можете назвать свой город, улицу, номер дома и номер квартиры, значит, вы знаете свой адрес. Кто может назвать свой адрес? [Ответы детей.) Могут ли быть у людей одинаковые адреса? (Да, если эти люди живут в одной квартире.) В адресах людей, живущих в разных квартирах, кое-что может повторяться. Например, название улицы. Поднимите руки те, кто живет на Садовой улице. Вот видите, некоторые из вас живут на одной улице, а адреса у вас разные. А есть ли среди вас те, кто живет в одном доме? (Ответы детей.) Как можно назвать людей, живущих в одном доме? (Соседи.) Пусть соседи, которые есть среди нас, встанут рядом. (Дети выполняют.)

 Педагог предлагает посмотреть фотографии разных домов (среди этих фотографий есть дома, в которых живут дети). Дети узнают свои дома, описывают их — называют цвет и число этажей, рассказывают о том, что есть во дворе и т. п. Дети, живущие в одном доме, могут рассказывать по очереди, дополняя друг друга.

Педагог предлагает детям подумать, хотят ли они жить в другом доме; просит объяснить, почему.

 Аппликация. Педагог предлагает детям выбрать понравившиеся дома, наклеить на них окна и двери. Сначала дети определяют, сколько в доме будет этажей и сколько окон на каждом этаже. Затем они раскладывают окна в соответствии с задумкой и только потом приклеивают их. Следует учить детей пользоваться кисточкой и клеем, правильно намазывать детали, убирать лишний клей тряпочкой.

Из получившихся домов все вместе моделируют улицу, используя подставки для книг. Можно добавить дополнительный материал — транспорт, животных, людей.

Моя родина Красноярский край

Цели:

  • Расширять знания о родном городе и других городах России.
  • Воспитывать уважение и бережное отношение к родному краю.

Материал: фотографии, открытки, репродукции с видами городов Красноярского край, в том числе с видами родного города; конструктор.

Педагог. Как называется наш город? Какие города расположены неподалеку от нашего? Какие еще города вы знаете? (Дети отвечают на вопросы. Рассказывают о городах, в которых они бывали. Педагог может рассказать о городе, в котором провел свой отпуск. Рассказы по возможности сопровождаются иллюстративными материалами фотографиями, открытками с видами обсуждаемых городов.)

В нашем Красноярском крае, очень много городов. В каждом из них живут люди, которые любят свой город, никуда не хотят уезжать; они заботятся о том, чтобы их город был красивым и чистым, чтобы в нем было много деревьев и цветов.

Скажите, любите ли вы свой город? Почему? (Ответы детей.) А что мы с вами делаем для того, чтобы наш город был красивым? (Ответы детей.) Да, верно. Мы сажаем цветы, убираем снег, сгребаем опавшие листья; не мусорим на улицах и в парке. Мы очень любим наш город, рассказываем о нем только хорошее и гордимся тем, что живем здесь.

 Физкультминутка — хороводная игра по выбору детей.

 Педагог предлагает детям построить улицы города из конструктора. Дети строят на полу дома, добавляют транспорт, деревья, фигурки людей и животных. Строить лучше в специально отведенном месте, чтобы макет можно было использовать для игры и в дальнейшем.

Город Канск прошлое и настоящее

Цели

  • Продолжать знакомить с историей родного города и его достопримечательностями.
  • Вызвать интерес к традициям города и людям, прославившим его.
  • Воспитывать чувство уважения к малой родине, развивать желание принимать посильное участие в ее преобразовании.

Материал: демонстрационные материалы о родном городе (фотовыставка, репродукции, фильмы, диафильмы и т. п.); образцы или фотографии продукции, изготавливаемой в городе (области).

 Дети подходят к фотовыставке и рассматривают материалы. Педагог читает стихотворение о родном городе, в котором город представляется красивым, гордым, интересным.

Затем происходит обсуждение возраста города. Важно понимать, что это число, скорее всего, будет слишком большим для детей. Однако при благоприятных обстоятельствах все же целесообразно будет сравнить возраст родного города и возраст Москвы, Санкт-Петербурга, других городов; сопоставить возраст города со средней протяженностью жизни человека.

Далее педагог переходит к истории возникновения города. Свой рассказ он сопровождает показом демонстрационных материалов. Дети узнают о том, как жил и развивался город с момента своего рождения. Вспоминают важные события, которые произошли в городе. Обсуждают достопримечательности, которые сохранились до наших дней, а также то новое что появилось в городе за последние годы. Сопоставляют «старый» и «новый» город, выдвигают аргументы в пользу разных районов города.

Если город стоит на реке, разумно поговорить о судоходстве, паводке, наводнениях; о чистоте воды и необходимом бережном отношении человека к окружающей природе.

Полезно вспомнить известных людей, которые родились, жили, творили в городе. Важно объяснить детям, что эти люди по-прежнему любят свой город, помогают ему. И так бывает всегда — как бы далеко ты ни уехал от родного города, ты будешь помнить о нем и любить его. Дети рассказывают, в чем выражается их любовь к городу, как они стараются сделать свой город лучше.

 Интересно будет поговорить о том, чем знаменит город сегодня. «Визитной карточкой» города могут служить природные и архитектурные памятники, народные промыслы, известные всей стране производства и многое другое. Так, жители Санкт-Петербурга могут поговорить об Эрмитаже, Русском музее, Петропавловской крепости; жители Павловского Посада — о платках и шалях; жители Тольятти — об автомобильном производстве и т. п.

Необычная экскурсия по городу

Цели

  • Продолжать знакомить с достопримечательностями города, его историческим прошлым.
  • Развивать умения ориентировки на плоскости.
  • Учить ориентироваться по карте города.

Материал: фотографии и открытки памятных мест города; карта-схема города, метки-символы; материал для постройки макета дома (конструктор).

Педагог. Сегодня мы еще раз поговорим о нашем городе. Расскажите, что вы уже знаете о нем. (Дети рассказывают. Педагог предлагает им оценить, большой ли город, далеко ли он расположен от Москвы.) Мы с вами не один раз ходили на экскурсии по городу. Давайте вспомним, что мы видели. (Дети рассказывают о том, что им запомнилось больше всего.)

Сегодня я предлагаю вам необычную экскурсию по городу. Мы будем гулять по улицам, не выходя из здания детского сада. Да-да, это возможно! Посмотрите, вот карта-схема нашего города. Давайте найдем на этой карте то место, где расположен наш детский сад. {Дети находят объект на карте, называют улицу и близлежащие объекты. Ставят на карту метку-символ.) Представьте себе, что мы вышли из детского сада, пошли по улице налево (направо) и на первом перекрестке повернули направо (налево). Куда мы попадем?

Один из детей во время рассказа педагога ведет указкой по карте, называя объекты, встречающиеся по дороге. Так продолжается до тех пор, пока дети не «посетят» все достопримечательности, которые они видели на обычных экскурсиях. Все «посещенные» объекты обсуждаются (с использованием демонстрационного материала) и помечаются метками-символами. По окончании «прогулки» дети рассматривают карту-схему со сделанными пометками, еще раз проговаривают маршрут. Карту вешают на стену (в дальнейшем ее можно использовать на некоторых занятиях).

 Педагог предлагает из конструктора построить дом, который мог бы украсить город или в котором дети хотели бы жить.

Краеведческий музей

Цели

  • Продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города.
  • Вызвать желание познавать историю города.
  • Развивать умение вести себя в общественном месте.

Материал: все для рисования.

 Педагог активизирует знания детей о том, что такое музей. Затем рассказывает о краеведческом музее: название его происходит от слова «край»; в нем собрана информация о том, как раньше жили люди в этом краю. Например, в краеведческом музее выставлены предметы быта, народных промыслов; экспонаты, дающие представление о растительном и животном мире края.

Дети рассматривают фотографию музея. Вспоминают, видели ли они это здание раньше, бывали ли они внутри него. Тот, кто уже посещал краеведческий музей, вкратце делится впечатлениями.

Если до краеведческого музея идти недалеко, обговариваются маршрут и правила поведения на улице. Маршрут прослеживается по карте, в конечном пункте ставится метка. Если предстоит поездка на автобусе, дети рассказывают о том, как правильно вести себя в дороге. Также в любом случае обсуждаются правила поведения в музее.

 В музее с детьми занимается экскурсовод. Он останавливается на доступных пониманию дошкольников экспозициях. По окончании экскурсии педагог задает детям вопросы, например: «Хотели бы вы сейчас жить так, как жили в нашем краю раньше?», «Что нового появилось в современной жизни?», «Что вам особенно понравилось в музее?», «Зачем люди создают музеи и почему часто приходят туда?»

 По возвращении в детский сад организуется занятие. Дети создают рисунки на тему «Одежда, посуда, игрушки сейчас и раньше».

Экскурсия к памятнику защитникам Отечества

Цели

  • Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым Родины.
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
  • Воспитывать уважение к прошлому, учить чтить память погибших.

Материал: иллюстрации, на которых изображены военные; цветы, зеленые веточки; все для рисования.

 Педагог. С древних времен владыки разных стран стремились расширить свои территории и покорить другие народы. Эти владыки затевали войны, которые уносили жизни многих людей. На защиту родной земли вставали все — и мужчины, и женщины, и даже дети. А в мирное время все мужчины проходили специальную военную подготовку. Наше время — не исключение. Многие юноши один или два года служат в армии, учатся защищать свою Родину. А некоторые мужчины, военные, посвящают армии

всю свою жизнь. Среди военных есть люди разных специальностей — моряки, летчики, танкисты, артиллеристы, пехотинцы. (Педагог показывает соответствующие иллюстрации, дети обсуждают рода войск.)

В середине прошлого века на нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И русские люди пошли воевать — защищать свою землю. Прадедушки многих из вас побывали на той войне. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в Великую Отечественную войну. Живущие сейчас помнят и чтят своих защитников. В каждом городе, селе есть памятники солдатам. (Предлагает детям рассказать, где они видели эти памятники, что на них было написано.) В День Победы, 9 мая, и в День защитника Отечества, 23 февраля, да и не только в эти дни, многие люди приходят к памятникам защитникам Отечества, приносят цветы, вспоминают погибших бойцов.

Вот и мы с вами сегодня отправимся к такому памятнику. Мы возьмем с собой цветы и веточки с молодыми листочками. Вспомните, как нужно вести себя в таких местах. (Ответы детей.)

 У памятника. Дети рассматривают скульптуру и обсуждают — кто изображен, во что он одет, что держит в руках, какое у него выражение лица. Педагог предлагает положить к подножию памятника цветы и веточки, подумать о чувствах солдата.

 В свободное время педагог предлагает детям нарисовать картинку на одну из тем: «Как мы ходили к памятнику защитникам Отечества», «Наши защитники — военные», «Военная форма» — или проиллюстрировать стихотворение на соответствующую тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек»  Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...

Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

Актуальность:Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный....