«Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию дошкольников».
учебно-методический материал

Авраменко Светлана Викторовна

«Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию дошкольников».

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Технологическая карта мастер – класса

Авторы: Авраменко С.В      

                                                               

Тема: «Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию дошкольников».

Целевая аудитория: педагоги  МБДОУ д/с №4

Дата проведения: 23. 03.2022 г.

Цель: показать возможности использования дидактического пособия

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с технологией создания дидактической игры по духовно-нравственному воспитанию дошкольников».
  2. Вызвать интерес педагогов к созданию данного вида дидактического  

     пособия, желание изготовить его для детей своих групп.

Ожидаемые результаты:

повышение креативности педагогов;

возможность применения педагогами дидактического пособия в педагогической практике.

Комплексно –методическое оснащение мастер – класса:

- нетрадиционное оборудование и пособия

- паспорт  нетрадиционного оборудования и пособия

- методы: интерактивный (словесный, наглядный)

- приемы: объяснение, рассказ, беседа.

Этапы работы мастер – класса:

э        Этап

             Содержание этапа

              I

 Вступительная

       часть

Сообщение темы, раскрытие цели и задач мастер-класса

            II

   Теоретическая  

              часть

         

                      

             III

Практическая часть

     

                            «Без памяти нет традиций, без традиции нет

                              воспитания, без воспитания нет культуры, без

                              культуры нет духовности, без духовности нет

                              личности, без личности нет народа!»

                                                                            Сухомлинский В.А.

 Актуальность изготовления и использования пособия:

     Организация  предметно – пространственной среды в дошкольном возрасте оказывается принципиально важной для развития. Среда, в которой ребенок проводит от 4 до 12 часов в день, это не просто сопутствующее средство. Обстановка группы, окружающие предметы либо способствуют любознательности, творчеству, смелым пробам и открытиям, либо блокируют все это.  В типовом детском саду с большим количеством детей в одной группе и строго ограниченным пространством этот вопрос имеет огромное значение.

     На протяжении взросления ребенка от первой младшей к подготовительной группе должна постепенно увеличивается

 степень свободы в управлении среды группы. Традиционно

взрослый не оставляет ребенку возможностей влиять на то, как расставлена мебель, какую функцию выполняет тот или иной элемент. Когда и для чего используется конкретная часть пространства. Принципиально важно. Чтобы в режиме дня и в пространстве группы была создана возможность для детей

 управлять (целенаправленно и осознанно изменять) средой. Это обеспечивает гибкость и вариативность среды группы, о которой заявлено в ФГОС ДО.  

   

 Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, к Родине. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально-необходимые требования общества превратить в высокие нравственные внутренние стимулы каждого ребенка, такие как: долг, честь, совесть, достоинства. Нравственное формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения. Приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношения к взрослым и сверстникам, нравственные знания и чувства являются тем фундаментом, происходит развитие новых форм нравственных отношений, поведения, чувств и сознания. Младший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат. И воспитание протекает, прежде всего, в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам и может сам убедиться в их необходимости. Поэтому духовно-нравственному воспитанию детей в педагогическом процессе уделяется все больше внимания.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, беспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья.

«Духовно-нравственное воспитание детей в семье»

Что же мы имеем в виду под духовно-нравственным воспитанием?

Это, прежде всего любовь к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как «труд»«долг»«честь»«Родина».

Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности. Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи?  Воспитание гражданина – это целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувства хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, хлебу и продуктами питания; воспитывать любовь и уважение к людям. Чувства Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое появляется только в детстве. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему. Ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей; отношение людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, гуманное отношение ко всему живому). Раскрывая перед родителями вопросы духовного воспитания, педагоги не только подчеркивают необходимость с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в их жизни, интерес к культуре, истории, но и указывают основные условия, при которых наиболее эффективно развиваются нравственные чувства.

В воспитании основ духовно – нравственной культуры личности дошкольника важную роль играют дидактические игры.  Игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения: формировала привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки.

Игры – удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу. Моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны. Развлекательны и эмоциональны.

 Игры вызывают активность мысли. Способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того они совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой  частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.

Знакомя детей с  играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В игре есть весь арсенал необходимых  средств, для  формирования человека – гражданина своей страны.

Презентация дидактического пособия

    Представляем Вашему вниманию,  дидактические игры, которые спроектированы и изготовлены воспитателем .

Цель пособия:   Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Учить соотносить предметы (орудия труда, действия и с добрым делом. Классифицировать их по данным понятиям. Формирование духовно- нравственных ценностей дошкольников посредством приобщения к православным праздникам.

Задачи пособия: 

  • расширять представление детей о традициях и обычаях празднования православных праздников;
  • закрепить знания детей о символике церковных праздников;
  • воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к историческому прошлому своего народа.

      • расширять лексический православный словарь новыми

         понятиями;
      • развивать связную речь;
      • развивать внимание, мышление, память;
      • развивать навыки свободного общения детей друг с другом.

1. Лото «Православные праздники на Руси» 

Цель: формирование духовно- нравственных ценностей дошкольников посредством приобщения к православным праздникам.

Задачи: 

  • Расширять представление детей о традициях и обычаях празднования православных праздников;
  • Закрепить знания детей о символике церковных праздников;
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к историческому прошлому своего народа.

Вариант 1. Подбери картинку

Дети сидят за столом. Перед ребенком лежит игровое поле (рамка с окошками, в центральном окне - картинка, означающая православный праздник и 8 маленьких карточек, означающих символы и атрибуты праздника.

Цель игры : первым заполнить маленькими карточками все окошки на игровом поле.

Заполнять можно, ориентируясь на цвет окантовки, а также с помощью цифр, которые находятся на обратной стороне карточек.

Вариант 2. Что общее?

На столе педагог раскладывает три карточки с картинками, имеющими одно общее значение. Задает ребенку вопросы:

- Какой признак объединяет эти карточки?

- Почему ты так решил?

Задача ребенка – определить признак и найти ещё карточки с этим признаком, характеризующим православный праздник.

Кроме карточек, означающих символы и атрибуты праздника, к игре прилагаются две карточки-ловушки, которые можно использовать в следующем варианте.

Вариант 3. Найди лишнюю.

На столе педагог раскладывает несколько карточек с картинками (символы и атрибуты, имеющие одно общее значение и одну лишнюю карточку, не относящуюся к празднику. Детям предлагается рассмотреть изображенные на карточках предметы, назвать их, объяснить их общее назначение и найти лишний, убрав его. Выигрывает тот, кто первый найдет правильное решение и сможет его обосновать.

Педагог предлагает ребенку составить небольшой рассказ из оставшихся карточек.

     Вариант 4. «Расскажи о празднике».

     Дети играют вокруг стола, от двух до пяти человек. Ведущий – воспитатель. Ведущий кладет 5 карточек, обозначающих православный праздник, изображением вниз и предлагает игрокам выбрать одну из них. Маленькие карточки с изображением соответствующих обрядов и символов православных праздников выкладываются изображением вверх. Участники подбирают маленькие карточки в соответствии с тематикой православного праздника на карточке, которую выбрали. Игроки рассказывают об этом празднике по плану (название, особенности праздника, обряды и их смысл).
      Вариант 5. «Найди по описанию».
     Дети играют вокруг стола, от двух до пяти человек. У каждого участника по пять маленьких карточек, обозначающих православный праздник  «Рождество», «Пасха», «Масленица», «Новый год». Ведущий – воспитатель. Ведущий рассказывает об одном из обрядов или символов православного праздника. Игроки должны найти у себя карточку, соответствующую этому празднику. Кто первый правильно показал карточку, получает фишку. Выигрывает тот, кто первым наберет 5 фишек.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной сило...

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры по духовно - нравственному воспитанию детей"

Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников...

Дидактические игры по духовно - нравственному воспитанию детей старшего возраста.

Гармоничное развитие ребёнка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач,среди которых особое место занимают вопросы духовно - нравственного воспитания. На эт...