Конспект занятия "Походные приключения"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Акиньшина Наталья Анатольевна

Данный конспект может использоваться воспитателями подготовительных групп для итогового занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Конспект занятия по Образовательной области «Познавательное развитие».

Возраст: 6-7 лет.

Подготовила: Акиньшина Н. А.

Организационная информация

1.

Направление развития детей

Познавательное развитие

2

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

Методическая информация.

1.

Тема образовательной деятельности

«Походные приключения»

2.

Методы и приёмы реализации и содержания ОД

Методики и технологии:

Методы и приёмы:

- рассматривание рюкзака и его содержимого;

- дидактическая игра;

- беседа с детьми познавательного характера;

- приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, создание игровой ситуации;

- приёмы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, подвижные игры, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности;

- взаимопомощь детей.

3.

Интеграция образовательных областей.

«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физ. развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно- эстетическое развитие».

4.

Виды детской деятельности.

- Игровая деятельность;

- Коммуникативная деятельность;

- Познавательная деятельность;

- Музыкальная деятельность;

- Двигательная деятельность;

- Познавательно-исследовательская деятельность;

5.

Возрастная группа.

Дети 6-7 лет.

6.

Цель.

Создание условий для развития познавательной сферы, через экспериментальную деятельность.

6.1

Задачи воспитания.

Воспитывать желание помогать, тем, кто попал  в беду и друг другу; воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Вызвать положительные эмоции от общения  друг  с другом, приобщать к правилам безопасного поведения в походе.

6.2

Задачи развития.

Обогащение речи детей, развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, развивать умение делать выводы на основе личного опыта.

6.3

Задачи обучения.

Закрепить знание детей о свойствах песка и  воды, умение различать насекомых, умение отличать следы птиц и животных.

7.

Организация среды для проведения образовательной деятельности.

Рюкзак с принадлежностями (лопатки, ведёрки, кисточки, губки для мытья посуды, ложки, аптечка, верёвка, зеркало, фонарик, покрывало, компас), браслеты, письмо, 4 стола, ёмкости с водой и песком, набор насекомых, фигурки зайцев, картинки птицы, птенца, пустого гнезда. Рисунки следов птиц и животных, сигнальные карточки.

8.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты.

Работа с детьми:

-Рассматривание альбома  «Опасные явления природы»;

-Беседа с детьми «Правила поведения в походе»,

- Дидактическая игра «Правильно - не правильно».

- Дидактическая игра «Узнай по следам»

Работа с педагогами:

- Подбор музыкального  сопровождения;

- Подбор материала и оборудования для исследовательской деятельности;

- Оформление группы и музыкального зала;

Работа с родителями:                                              - Подготовка походной одежды и содержимого рюкзака.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации).    

Приветствуем гостей и приглашаем присесть на стулья.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, что новое  оказалось у нас в группе.

Дети: 

- Это рюкзак.

Воспитатель:                                                           - А для чего нужен рюкзак?

Дети:

- Чтобы идти с ним в поход.

Воспитатель:                                                            - Ребята, а наш рюкзак не пустой, там лежат вещи. Давайте рассмотрим, что там лежит.

Рассматривание содержимого рюкзака (лопатки, ведёрки, кисточки, губки для мытья посуды, ложки, аптечка, верёвка, зеркало, фонарик, покрывало, компас).  Высказывания детей для чего нужны эти предметы.  Как  вы сказали, рюкзак нужен для похода, что нам нужно делать?

Дети:                                                                                - Отправиться в поход.                                                   Воспитатель:                                                                                     - Замечательно! Я с вами согласна. Давайте пойдём в поход.

Воспитатель:                                                                                    

- Ребята прежде, чем отправиться в поход, давайте вспомним правила поведения в походе.

 1. Быть взаимовежливыми и помогать друг другу.

 2. Не отставать и не забегать вперёд.

 3.  Внимательно слушать взрослого.

 4.Крик в лесу – сигнал беды.

(могут быть варианты детей)

- Ребята, чтобы в походе было видно, что мы из одной группы вам понадобятся браслеты. Давайте оденем их на левую руку.

- А, чтобы при движении мы держались все вместе, возьмёмся за верёвку, которая есть у нас в походном рюкзаке. Куда нужно идти,  нам с вами покажут стрелки в пути.

 Идём вниз по лестнице в музыкальный зал.                                                                  

1.2

Мотивация деятельности детей.

На вахте отдают письмо.

-Наталья Анатольевна, для вашей группы принесли письмо.

Беру в руки письмо. Рассматриваю.

Воспитатель:

 - Ребята,  нам с вами передали письмо, чтобы внимательно с ним ознакомиться, вернёмся к нему на нашей первой остановке.

Дети:                                                                       - Хорошо.

Заходим в музыкальный зал.

Звуки леса.

Воспитатель:

- Вот мы с вами и оказались в лесу. Можно устроить привал и вернуться к нашему  письму.

II.Основная часть.

2.1

Обсуждение проблемной ситуации.

Воспитатель:  

- Раскрываю письмо и показываю его детям. Ребята письмо необычное, но есть способ его прочесть (если дети прочитают письмо, то предложить с помощью предмета – помощника проверить правильность прочитанного текста). В нашем рюкзаке найдётся предмет, который нам поможет. Предположения детей.

Ребёнок:                                                                               - Нам поможет зеркало.

Воспитатель:                                                                    - Давайте попробуем. Покажите, как мы это сделаем.

Дети берут письмо и подносят его к зеркалу. Читают в отражении содержимое письма.

Воспитатель:                                                                                       - Ну, вот теперь нам стало всё понятно. Ребята, поможем лесным жителям, попавшим в беду?

Дети:

- Конечно, поможем.

Воспитатель:    

- Тогда в путь.                                                               

2.2

Физминутка «Туристы»

Упражнение «Перейди через овраг»

Идём под слова физминутки.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, что это перед нами?

Ребёнок:                                                                       - Это овраг (если дети не назовут помочь наводящими вопросами).

Воспитатель:                                                           - Правильно ребята. Этот овраг осыпается и поэтому через него перейти нужно очень осторожно. (Воспитатель обращает внимание на то, что нужно оказывать помощь друг другу и если нужно подавать руку девочкам).

- Ребята мы с вами осторожно  перешли через овраг. Но до этого он засыпал насекомых и теперь они  в опасности.

2.3

Эксперимент с песком

Физминутка «Туристы»

Подходим к столам с песком.

- Нам нужно помочь насекомым. Отыскать их в песке и пересадить на траву. Но делать это нужно аккуратно, чтобы их не повредить.

В нашем рюкзаке есть предметы, которые нам смогут помочь. Прошу ребёнка достать необходимые предметы.

(Предположения детей. В итоге соглашаемся с тем, что нам понадобятся кисточки и лопатки.)

Воспитатель:                                                                         

Ребята, посмотрите, у нас две группы насекомых попали в беду. Как нам быстрее им помочь? Ведь они могут задохнуться в песке.

Ребёнок:                                                                      - Разделимся на две команды, так будет быстрее.

Воспитатель:                                                                          - Вот теперь нам понадобятся браслеты. У каждого на браслете изображены живые и не живые предметы. По этому принципу мы и разделимся на команды. И каждая команда будет использовать один предмет, чтобы отыскать насекомых в песке.

(Дети делятся на команды и приступают к спасению насекомых, использованные предметы складываем в мешок, напоминая детям о том, что в лесу не сорят и вещи не разбрасывают).

Воспитатель:                                                                         

- Молодцы. А вы проверили песок, там никого больше нет? (после выполнения задания предложить детям вытереть руки салфетками)

Ребёнок:                                                                                          - Нет.

Воспитатель:                                                                         - (обращаясь к первой команде). Сколько насекомых спасли обе команды?

Ребёнок:                                                                                        - Десять.

Воспитатель:                                                                                       - (обращаясь ко второй  команде). Назовите насекомых, которых вы спасли.

Ребёнок:

- Жуки, кузнечики, муха, стрекозы.

Воспитатель:                                                                                      

- Правильно. Молодцы. Вы справились с этим заданием.

- Но в сообщении помощь нужна была  только насекомым?                                                      

Дети:

- Нет. Ещё помощь нужна была Зайцам.

Тогда продолжим наш путь под слова физминутки.                                                    Звуки леса.

2.4

Гимнастика для глаз в произвольной форме

Приглушается свет.

Воспитатель:   

- Ребята, посмотрите, вокруг стало темнее, мы с вами попали в самую чащу. Крик птицы.

Воспитатель:   

 - Странный крик. Вы видите кого - нибудь? На чей крик это похоже.

Дети:                                                                                             

Это крик птицы. Но мы её не видим.

Воспитатель:                                                                      - Такой крик означает, что случилась беда. Давайте сделаем гимнастику для глаз, она нам должна помочь увидеть птицу.

Гимнастика для глаз.

- Ребята, какой предмет из  рюкзака нам поможет найти птицу в темноте?

Дети:

-Фонарик.

Воспитатель проводит фонариком в разных направлениях,  и дети видят птицу. Включается свет.

Дети:                                                                                             

- Здесь птица и пустое гнездо.

Воспитатель:                                                                            - Ребята, поэтому был такой тревожный крик. Что случилось с птенцом, как вы думаете?

Дети:                                                                                             

- Он выпал из гнезда.

Воспитатель обращает внимание детей на следы под гнездом.

2.5

Дидактическая игра «Чьи следы?»

Физминутка «Туристы»

Воспитатель:                                                                                  - Посмотрите сколько вокруг следов. Какой из них принадлежит нашему птенцу?

Дети рассматривают следы (птичьи большие и маленькие, волчьи, заячьи, гусиные, медвежьи). По характерным признакам дети определяют птичьи следы. Находят птичьи следы.

Воспитатель:                                                                                 

- Какие  следы  птенца, а какие взрослой птицы?

Дети:                                                                                             

- Птенцу принадлежат маленькие следы.

Воспитатель:       

- Что нужно сделать, чтобы найти птенца?

  Дети:                                                                                             

- Пойти по птичьим следам.

 Воспитатель:

-Правильно, а затем, что нужно сделать?

 Дети:                                                                                             

- Вернуть птенца маме (напоминание о том, что детёнышей и птенцов в руки брать нельзя).                                                                  

Беру птенца за палочку и сажаю в гнездо.

Воспитатель:

- Молодцы ребята. Но нам нужно дальше идти. Продолжим наш путь под слова физминутки.

2.6

Эксперимент  с водой

        

Физминутка «Туристы»

Подходим к столам с водой.

Воспитатель:

- Вы видите, что в беде оказались зайчата. Место, где они играли затопило водой и нам нужно помочь двум группам зайчат. Вспомните, как мы это сделали быстро.

Ребёнок:                                                                      - Разделимся на две команды с помощью браслетов.

Воспитатель:  Давайте снова обратимся к нашему рюкзаку и посмотрим, что нам может  пригодиться.

Дети рассматривают содержимое рюкзака и высказывают предположения. Приходим к выводу, что это губки и ложки.

Воспитатель:

Ребята, воду собираем в ведёрки, а затем посмотрим, какая команда быстрее справиться с этим заданием.

Дети делятся на команды и приступают к спасению зайцев.

Команда,  работавшая губками,  справилась быстрее. Какой вывод можно сделать?

Дети:                                                                                             

- Губкой собирать воду удобнее и быстрее.

Воспитатель:

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Давайте вспомним наше необычное сообщение. Что в нём было написано? Мы всем оказали помощь.

Дети:

-Да!

Воспитатель:

- Тогда нам нужно отправляться в путь, ведь наш поход подходит к концу, пора возвращаться.

Продолжим наш путь под слова физминутки.

III. Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей.

Воспитатель:                                                                           

Вот мы с вами и вернулись к месту, откуда начинался наш поход. Дети раскладывают покрывало и мы садимся. Мы с вами не просто сходили в лес погулять, а помогли лесным жителям, попавшим в беду. Ребята, вспомните, предметы которые были у нас в рюкзаке. Мы всеми воспользовались?                                                          

Дети:

-Нет. Мы не воспользовались аптечкой и компасом.

Воспитатель:    А как вы думаете почему?

Ответы детей, если затрудняются, задать наводящие вопросы.

А сейчас возьмите сигнальные карточки и оцените занятие и своё участие в нём.

Зелёная - занятие понравилось, я был активен.

Жёлтая - были затруднения, нужна помощь.

Красная -  занятие не понравилось, я не был активным.

Мы с вами хорошо поработали, и я вас приглашаю в группу, где мы угостимся печеньем и  чаем из термоса.

IV. Дальнейшая проработка темы

4.1

Задание на дом.

Повторить  правила поведения в лесу. Повторить правила безопасности в походе. На основе личных впечатлений нарисовать рисунки «Походные приключения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Приключения сыщиков"

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи, подготовительная группа...

Конспект НОД "Приключения с Октябриной"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ПРИКЛЮЧЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ ГОРОДЕ"

дети решают интересные математические логические задачи в процессе поисково-исследователькой  деятельности...

Конспект мероприятия "Приключение снежинок"

Конспект открытого мероприятия по реализации образовательных областей  «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Безопасность» «Приключение снежинок» во второй младшей группе...

Конспект занятия "Приключение огня"

Занятие для детей подготовительной к школе группы по  ОБЖ...

конспект развлечения "Приключения Аха и Оха"

спортивный досуг с элементами психогимнастики...

Конспект - занятие "Приключение Колобка"

Конспект - занятие "Приключение Колобка"...