Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках сокровищ пирата Финансиста» Для детей 5-6 лет (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Солодкова Раиса Николаевна

Актуальность.

         С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. При этом под познавательными интересами понимается

стремление ребенка познавать новое. Развитие познавательных интересов и познавательных действий дошкольников осуществляется в процессе активной познавательной деятельности.

Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.               

Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.

         Дошкольники – прирожденные искатели. Их любознательность, постоянное стремление и желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации - тому подтверждение. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Ведь в обыденной жизни дети часто сами стремятся узнать что-то новое.        

Согласно ФГОС ДО, детская игровая деятельность претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Оптимальность в подборе дидактических средств.

      Игровая деятельность как один из видов детской деятельности требует от педагога умения грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разрабатывать перспективные проекты изучения с детьми того или иного явления. Педагогу важно проработать поисковый цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных видов игр. Такой подход дает возможность постепенно, последовательно знакомить детей с тем или иным видом игры.

С целью достижения планируемых результатов, мною были подобраны приемы в интересной и занимательной игровой форме:

         - игра «На что мы тратим деньги?» разрезные картинки;

         - игра «Для каждой монетки свой домик»;

         - игра «Чудесный мешочек»

         В начале игровой деятельности я применила способ совместного начинания – вместе с детьми рассматривали монеты и банкноты, определяли какие они, из чего сделаны, так же просматривали мультфильм «Азбука денег». В течение занятия с детьми применяла групповую форму работы.

          В конце занятия я применила рефлексивный метод смысловой (вопрос - ответ).

         Я думаю, что использование таких методов и приемов на занятии, позволило детям получить новые знания, о деньгах и для чего они нам нужны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solodkova_rn_1.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Жемчужинка»

Квест-игра

по финансовой грамотности  

«В поисках сокровищ пирата Финансиста»

Для детей 5-6 лет

(старшая группа)

Автор:

Солодкова Раиса Николаевна

воспитатель

Тулун 2022г.

Аналитическая записка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Жемчужинка»

Солодкова Раиса Николаевна, воспитатель

Занятие: квест-игра по финансовой грамотности

Тема занятия: «Поиск сокровищ пирата Финансиста

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» 

К.Д. Ушинский

Актуальность.

                 С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. При этом под познавательными интересами понимается

стремление ребенка познавать новое. Развитие познавательных интересов и познавательных действий дошкольников осуществляется в процессе активной познавательной деятельности.

Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.               

Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.

              Дошкольники – прирожденные искатели. Их любознательность, постоянное стремление и желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации - тому подтверждение. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Ведь в обыденной жизни дети часто сами стремятся узнать что-то новое.        

Согласно ФГОС ДО, детская игровая деятельность претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Оптимальность в подборе дидактических средств.

      Игровая деятельность как один из видов детской деятельности требует от педагога умения грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разрабатывать перспективные проекты изучения с детьми того или иного явления. Педагогу важно проработать поисковый цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных видов игр. Такой подход дает возможность постепенно, последовательно знакомить детей с тем или иным видом игры.

С целью достижения планируемых результатов, мною были подобраны приемы в интересной и занимательной игровой форме:

        - игра «На что мы тратим деньги?» разрезные картинки;

        - игра «Для каждой монетки свой домик»;

        - игра «Чудесный мешочек»

               В начале игровой деятельности я применила способ совместного начинания – вместе с детьми рассматривали монеты и банкноты, определяли какие они, из чего сделаны, так же просматривали мультфильм «Азбука денег». В течение занятия с детьми применяла групповую форму работы.

          В конце занятия я применила рефлексивный метод смысловой (вопрос - ответ).

         Я думаю, что использование таких методов и приемов на занятии, позволило детям получить новые знания, о деньгах и для чего они нам нужны.

Целостность.

                 Все занятие построено на игровом сюжете и совместной работе детей, в увлекательной форме без заучивания, запоминания, и повторения правил.

                На занятии прослеживается чёткая структура построения в соответствии материала, темы и задачи НОД, логичность и последовательность подчинены одной теме и направлены на достижение планируемых результатов. В каждой части занятия рационально использовано время.

               На всех этапах занятия активизировалась речевая, умственная и двигательная активность детей. Такой вид деятельности на каждом этапе  позволила предотвратить утомляемость детей.

Результативность.

Познавательная активность у детей дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через игровую деятельность.        Формирование опыта игровой деятельности осуществлялось путем закрепления ранее полученного (усвоенного) материала, через:

-   игровой и словесный метод;

- формирования умственных и интеллектуальных умений через игровой метод и метод замещения;

- умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы о проделанной работе.

              Освоение элементарных способов сотрудничества, помощи, поддержки достигалось за счет наличия общей цели, чёткого распределения обязанностей, внимания к усилиям и успехам друг друга, ответственности за общий и лично свой результат. Дети учились принимать совместные решения, разрешать конфликты, оценивать свои и общие достижения.

Интегративность.

              Составляя конспект занятия, я придерживалась принципов интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников (по ФГОС ДО)

               В занятие были интегрированы моменты всех (пяти) образовательных областей.

              Социально-коммуникативное развитие: дети участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстника, выражали доброжелательность, оказывали друг другу помощь, дружно работали в группах.

Физическое развитие: дети на протяжении всего занятия двигались от одной станции к другой.

Речевое развитие: закрепляли умение описывать монеты и банкноты по внешнему виду, активизировали словарь детей за счет слов - банкнота, купюра, номинал.

Индивидуальный подход, поддержка детской инициативы.

          «Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» – таков мой принцип при обучении детей.

       Во время занятия я старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени, направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. В процессе работы поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи. В то же время старалась не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Робких детей поддерживала ободряющими словами, жестами, проявляла чуткость, отзывчивость, выдержку, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Дети находились в постоянном поиске ответов на свои вопросы. Я не давала эти ответы в готовом виде, старалась дать детям возможность отыскать их самим. На занятии отдала предпочтение групповой форме работы, т.к. в группе ребенок учится сопоставлять свое мнение с мнениями других. Поощряла стремление ребенка задавать вопросы, давала ему возможность высказаться. Инструкции давала в форме предложения, а не распоряжения, приказа. В беседах с детьми не только задавала вопросы, но и высказывала свое мнение, говорила о своих интересах.

Вывод:

Считаю, что программные задачи НОД были выполнены, а дети получили эмоциональное удовольствие и новую копилку знаний и умений.

 

Конспект занятия

Игра-квест «Поиск сокровищ пирата Финансиста»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1) расширить знания детей о возникновении денег;

2) развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3) воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Оборудование: денежные фишки игровые, телевизор, мультфильм «Азбука денег», сундук, письмо «пирата финансиста» в бутылке, разрезные картинки «на что мы тратим деньги». Монеты разного номинала, банкноты разного номинала, замки и ключи 3 шт., копилка 4 шт., шоколадные монеты (сокровища) для сундука, мешочек, монетник с редкими монетами.  

Используются методические приемы: игровые, наглядные, словесные.

Словарная работа: деньги, рубль, монеты, расход, доход.

Ожидаемый результат: заинтересовать детей для дальнейшего изучения финансовой грамотности, освоить начальные понятия по финансовой грамотности.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята послушайте внимательно загадку и отгадайте ее?

Появились мы на свет давно,

Назначенье у нас таково:

В магазине вы берите

Всё, что только захотите,

Только к кассе подойдите

И конечно заплатите (деньги)

Воспитатель: Правильно - это деньги. А вы знаете, какие бывают деньги? Бывают монеты и банкноты.

Беседа о деньгах.

Рассматриваем сначала монеты.

- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

- Круглая, металлическая и звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

- Какие монеты вы знаете?

Дети называют монеты разного достоинства (1,2,5,10), воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

Воспитатель: А еще есть такие деньги. Воспитатель достаёт банкноты.

- Как можно назвать эти деньги?

- Банкноты. А какие они?

- Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

- Какие банкноты вы знаете?

(Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их (10,50,100) детям, затем проговаривают хором)

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Азбука денег. Уроки тетушки совы». Подведение итогов просмотра мультфильма.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что это за веревка (дети тянут за веревку, и вытаскивают бутылку с посланием). Ребята так это карта и послание  от пирата Финансиста, послушайте его послание:

Я на острове далеком

Много лет тому назад

В яме темной и глубокой

Закопал бесценный клад.

Вы тот клад сейчас найдите

И  испытание пройдите,

Все ключи вы соберите

И клад тот себе вы заберите…

Воспитатель: Что же на втором листе написано (загадка про столовую). В нем сказано, где первый ключ.

Ребята, отправляемся на поиски первого ключа?

1 станция «Игровая» (столовая)

Игра «На что мы тратим деньги?»: на 2-х столах разложены разрезные картинки, на мольберте приклеено задание: соберите разрезные картинки и вы узнаете, для чего нужны нам деньги, на третьем столе лежит разрезная картинка с загадкой о следующей станции и где находится ключ.

Игра разрезные картинки «на что мы тратим деньги».

Воспитатель: И так, деньги нам нужны:

- для покупки продуктов питания;

- для оплаты бытовых услуг;

- для покупки жилья;

- для покупки игрушек;

- для покупки одежды.

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы справились с заданием, и получили ключ. Путь открыт для следующего задания.

2 станция «Монетная» (спальная комната)

Воспитатель: На этом острове нам нужно сыграть еще в одну игру и получить еще один ключ. Надо навести порядок и разложить монеты по копилкам, т.е. разложить каждую в свою копилку: на одном столе стоит разнос с монетами, на другом столе в противоположной стороне стоят копилки и на каждой копилке нарисованы монеты 1, 2, 5,10 рублей, после выполнения задания, на дне разноса приклеена загадка о следующей станции и где лежит ключ.

Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием справились. Посмотрите мы нашли еще один ключ.

3 станция «Чудесный мешочек» (приемка)

Дети находят нужную кабинку, внутри кабинки небольшой сундучок с чудесным мешочком, дети  по очереди должны достать из мешочка настоящую металлическую монету, после выполнения задания воспитатель читает последнюю загадку и достаёт последний ключ.

Воспитатель: Ну что ребята вот и с третьим заданием мы с вами справились, и получили еще один ключ.

4 станция (уголок природы) – находим сундук с сокровищами.

Воспитатель: но прежде чем нам открыть сундук, предлагаю подвести итоги.

Заключительная часть.

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие бывают деньги?

- Чем отличается монета от банкноты?

- А что мы свами делали, чтоб найти сокровища?

Открываем сундук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВЕСТ – игра «Поиски сокровищ пирата Флинта» для детей подготовительной группы.

Педагогами и психологами давно доказано, что хорошо организованная игра сама по себе — лучшее средство достижения детьми эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальны...

Квест - игра по финансовой грамотности "В поисках сокровищ"

Квест – игра по финансовой грамотности в подготовительной группе ДОУ « В поисках сокровищ».  Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного воз...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ КВЕСТ-ИГРЫ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ В СТРАНЕ СМЕШАРИКОВ»

Цель этого занятия – развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций.Задачи:1. Закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях, о результатах труда че...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Поиск сокровищ Пирата Финансиста"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Поиск сокровищ Пирата Финансиста» Цель: развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.Задачи:1. У...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП (финансовой грамотности) на тему «Квест-игра - Поиск сокровищ Пирата Финансиста» для детей старшей группы

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП (финансовой грамотности) на тему «Квест-игра - Поиск сокровищ Пирата Финансиста» для детей старшей группы Тип занятия: Интегрированн...

Квест-игра « В поисках сокровищ пирата Финансиста»

Квест-игра с детьми 6-7 лет « В поисках сокровищ пирата Финансиста»...

Конспект квест-игры по основам финансовой грамотности в старшей группе «В поисках сокровищ в стране сказочных героев»

Цель.Развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций....