Обобщение опыта работы «Технология проектной деятельности (Н.Вераксы).
методическая разработка (старшая группа)

Ирина Владимировна Ващенко
Изучив технологию Вераксы Н.Е. «Руководство проектной деятельностью в
детском саду». Я, в работе с детьми, выбрала технологию проектной
деятельности.
В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире.
Развиваются общие способности детей- познавательные, коммуникативные и
регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального
замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств,
определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д.
Уже в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного изложения
своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают социальные навыки-
они становятся внимательными друг к другу, начинают руководствоваться не
собственными мотивами, а установленными нормами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_proektnaya_deyatelnost.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

               «Технология проектной деятельности (Н.Вераксы).

          Типы проектов, этапы, продукт проектной  деятельности»

                         (из опыта работы воспитателя

                      Ващенко Ирины Владимировны)

  Изучив технологию  Вераксы Н.Е. «Руководство проектной деятельностью в детском саду». Я, в работе с детьми, выбрала  технологию проектной деятельности.

 В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Развиваются общие способности детей- познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д.

Уже в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают социальные навыки- они становятся внимательными друг к другу, начинают руководствоваться не собственными мотивами, а установленными нормами.

Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей-

она становится разнообразной, дошкольники более интересны друг другу.

Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребёнок становится интересен родителям, потому что он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.

 Использование проектной деятельности позволяет проецировать выбранную тему на пять образовательных областей, предлагаемых ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребёнку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить большой объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Следует отметить, что осуществляя проектную деятельность в ДОУ я создаю подготовительную ступень для дальнейшей реализации метода проектов в школе.

 Отличительной чертой использования метода проектов в ДОУ является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Именно посредством игры я ввожу проблемную ситуацию, а затем осуществляю реализацию самого детского проекта. Поэтому перед мной стоят важные задачи:

– подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;

– обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;

– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;

– способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и умений.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс её раскрытия, решения, что включает чёткое планирование действий: составление паспорта проекта и разработка основных этапов проекта.

Первый этап – подготовительный (с чего начнём):

• постановка цели и задач,

• методов исследования,

• предварительная работа с детьми и их родителями,

• выбор оборудования и материалов.

Второй этап – основной (как будем двигаться):

• поиск ответов на поставленные вопросы разными способами (определение поисковой и исследовательской деятельности).

Третий этап – обобщающий (ожидаемые достижения):

• обобщение результатов работы в самой различной форме.

 Так на первом этапе работы над проектом проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении, формами работы могут быть чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам.

На втором этапе дети  исследуют, экспериментируют, конструируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления я предлагаю детям решение проблемных ситуаций, головоломок, развивая тем самым пытливость ума.

 Среда вокруг ребёнка должна быть незаконченной, незавершённой. Необходимо, создание такой ситуации, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.

 На этом этапе с детьми старшего возраста использую следующие формы работы: экспериментирование, создание коллекций, альбомов, организация и проведение экскурсий, выставок и т. д.

Заключительным, третьим этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление лепбуков, фотовыставок, альбомов.

В работе с детьми были реализованы проекты:

1. «Этот удивительный снег» - познавательно - исследовательский, групповой.

2. «Спички – не игрушка, огонь – не забава» - практический, групповой.

3. «Елочка – зеленая иголочка» - познавательно – творческий, групповой.

4. «В подарок капелька добра» - познавательно – творческий, групповой.

5. «Мамин праздник»- творческий, групповой.

6. Хлеб всему голова» познавательно - исследовательский, групповой.

       При реализации проектов использовала следующие приёмы:

Познавательные беседы - знакомить детей с новым материалом.

Вопросы проблемного и исследовательского характера - развивать мышление,    

 умение рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести  

 наблюдения.

Словесные, настольно – печатные игры - закреплять полученные знания.

Подвижные игры - смена деятельности.

     Рисование, аппликация - развивать творческие способности, воображение,    

     закреплять полученные знания.

Целевые прогулки, экскурсии - обобщать знания о родном крае.

Инсценировка - развивать речь, выразительность творческую активность    

 детей, закрепить знание содержания произведения; снятие напряжения.

В проектной деятельности педагоги нашего учреждения стараются стать партнером, помощником ребенка, создать такую образовательную среду, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, соответственно своим потребностям, интересам,  и возможностями. Используемая форма работы - это продукт совместного творчества ребенка и взрослого (воспитателя, родителей), обеспечивающий особую атмосферу, которая позволяет каждому воспитаннику реализовать свою познавательную активность.

В ходе осуществления проектной деятельности я пришла к выводу, что мои воспитанники получили возможность экспериментировать, быть активными и самостоятельными. Я занимаю позицию «рядом» с детьми, становясь организатором их деятельности. Метод проектов позволяет мне развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников.

Это доказывает актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе.

                                                                              Усть-Кут

                                                  Ноябрь 2022год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Выступление из опыта работы "Технология проектной деятельности как основа программы летнего отдыха дошкольников"

В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуален вопрос создания системы работы по внедрению в  образовательный процесс ДОО метода прое...

Обобщение опыта по теме: «Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста»

Мой опыт в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.В этой статье несколько разработанных мною долгосрочных и короткосрочных проектов....