Рабочая программа дополнительного образования «ЕРАЛАШ»
рабочая программа (старшая группа)

Макарова Светлана Владимировна

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_eralash.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 254 Тракторозаводского района Волгограда»

 

ПРИНЯТО:

На педагогическом совете

Протокол № 1

от «30» августа 2019 г.

                     

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МОУ Детским садом № 254

___________/Манина Н.А./

Приказ об организации ПОУ

№ 1 от «01» октября 2019 г.

Рабочая программа

дополнительного образования

«ЕРАЛАШ»

Возраст детей: 6-8 лет

2019-2020 учебный год.

Воспитатель:

Макарова Светлана Владимировна

 

 

 

Волгоград 2019

СОДЕРЖАНИЕ:

  1.  Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка                                                3

            1.2.Цель программы                                                        3

            1.3.Задачи программы                                                3

            1.4.Основные направления программы                                4

2.    Содержательный раздел.

            2.1.Календарно-тематическое планирование                           6

            2.2.Планируемые результаты к концу года                        8

            2.3.Форма отчетности                                                8

            2.4.Ожидаемый результат после проделанной работы               8

3.    Организационный раздел.

            3.1.Интеграция образовательных областей                              9

            3.2.Здоровьесберегающие технологии                                9

            3.3.Формы работы с детьми                                        9

            3.4.Список детей                                                        10

            3.5.Режим работы кружка                                                10

            3.6.Принципы проведения занятий                                           10

                        3.7.Литература                                                        11

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат.

1.2.     ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

                  1.3.    ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

  • Формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • Формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

 2. Воспитание коллективизма:

  • Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
  • Закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
  • Развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
  • Поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

3.Развитие творческих способностей и приобщение к театральному искусству:

  • Последовательно знакомить детей с различными видами театра;
  • Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
  • Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
  • Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
  • Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал;
  • Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

                  1.4.     ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

  • Что такое театр, театральное искусство;
  • Какие представления бывают в театре;
  • Кто такие актеры;
  • Какие превращения происходят на сцене;
  • Как вести себя в театре.

5.Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2019- 2020 учебный год

Группа: № 10

Воспитатель: МАКАРОВА С.В.

Количество часов: 64 часов

в неделю: 2 часа.

Месяц

Форма

Часы

Цель

Октябрь

1. Игра: “Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем”

2. Постановка сценки “Веселые зверушки”

4

4

1.1. Учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации

1.2. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.

2.1. Учить доводить до детей замысел сценки.

2.2. Активизировать в речи детей фразеологизмы

Ноябрь

1.Беседа: “Театральные профессии”

2.Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство”

3. Драматизация сказки

«Заюшкина избушка» и подготовка декораций к постановке, разучивание ролей.

2

3

3

1.1. Уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т.д.), закрепить трудовые навыки.

1.2. Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию.

1.3. Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.

2.1. Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий.

2.2. Учить передавать ритмизацией движения.

3.1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду.

3.2. Продолжать учить видеть детей в сказке добро и зло, переживать вместе с героями.

3.3. Активизировать в речи детей образные выражения.

Декабрь

1. Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки”

2.Музыкальный клип «Пчеловод»

3

5

1.1. Развивать у детей интерес к сценическому мастерству.

1.2. Активизировать познавательный интерес к театру.

1.3. Воспитывать у детей “зрительскую культуру”.

1.4. Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.

Январь

1.  Чтение скороговорок и сценария «Володя Щербацевич»

2. Подготовка к драматизации рассказа «Володя Щербацевич» В. Морозов

6

1.1. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок.

1.2.Отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

2.1. Привлечь родителей и детей к изготовлению атрибутов, костюмов к рассказу.

2.2. Продолжать развивать интерес к театральной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия; вызвать желание попробовать себя в разных ролях.

2.3. Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных художественных задач.

2.4. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Февраль

1. Драматизация рассказа «Володя Щербацевич» В. Морозов

6

1.1. Создать положительный эмоциональный настрой.

1.2.Упражнять детей в подборе рифм к словам.

1.3. Закрепить понятие “рифма”.

1.4. Поощрять совместные диалоги.

Март

1. Подготовка и драматизация сценки «Я сегодня вместо мамы» и подготовка декораций к постановке, разучивание ролей.

8

1.1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам.

1.2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев.

1.3. Формировать дружеские взаимоотношения.

1 .4. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Апрель

1.Упражнения на ритмизацию: «Движения героев сказки» и подготовка декораций, разучивание ролей.

8

1.1. Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок.

1.2. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния.

 Май

1.Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта

2. Драматизация сказки

 «Тяжелый путь к Победе»»

2

6

1.1. Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу.

1.2. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.

1.3. Закреплять умение логично излагать свои мысли.

2.1. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев.

2.2. Учить реализовывать свой творческий потенциал.

2.3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Итого часов:

64

   

  2.2.     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ ГОДА

Старшая группа:

  • Дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
  • Произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  • Выразительно читают стихотворный текст;
  • Передают образ героя характерными движениями;
  • Действуют на сцене в коллективе;
  • Держатся уверенно перед аудиторией.

      2.3.    ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:

 Отчетное мероприятие один раз в квартал.

      2.4.     ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПОСЛЕ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ

1. У детей повысить интерес к театрально – игровой деятельности.

2. Усовершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа.

3. Расширить представления детей об окружающей действительности.

4. Обогатить и активизировать словарь детей.

5. Усовершенствовать интонационную выразительность речи.

6. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

7. Усовершенствовать умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

8. Научить понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовать разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

3.    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

           3.1.     ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Базовая образовательная область – социализация.

 «Чтение художественной литературы», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.

«Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.

«Познание», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.

 «Музыка», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и подпевки.

«Коммуникации» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.

«Физическая культура» использование подвижных-сюжетных игр.

«Социализация» использование дидактических игр.

«Труд» участие в спектаклях, подготовка к ним- это уже огромный труд. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке и после художественного творчества.

«Здоровье» используются здоровьесберегающие технологии.

«Безопасность» знакомство с правилами поведения в театральном кружке; ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.

              3.2.   ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• гимнастика для глаз,

• физкультминутка, динамические паузы.

Реализация работы по программе

1.Программа реализуется через кружковую работу.

2. Внутреннее убранство группы и зала, театральной студии, где живут и воспитываются дети.

3. Костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их своим внешним видом.

              3.3. ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры драматизации.

3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.

4. Коррекционно – развивающие игры.

5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

7. Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.

8. Упражнения на развитие детской пластики.

9. Пальчиковый игровой тренинг для развития моторики рук.

10. Упражнения на развитие выразительной мимики.

11. Упражнения по этике во время драматизаций.

12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

         3.4.    СПИСОК ДЕТЕЙ

1. Чеберяков Артем

2. Боев Всеволод

3. Минкин Богдан

4. Доценко Дмитрий

5. Романовский Антон

          3.5.   РЕЖИМ РАБОТЫ КРУЖКА:

День недели

Время в режиме дня

Вторник и четверг

11.00-11.25

Продолжительность занятия зависит от возраста детей.

Занятия проводятся два раза в неделю. Время проведения занятий:6-8 лет – 25-30 мин.

            3.6.    ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

1.Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

2.Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)

3.Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.

4.Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части: установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.

Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры «Бегал заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А каток, каток, каток», «Дует ветер нам в лицо» т.д.

Часть 2. Продуктивная

В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.

Элементы занятий:

1.Сказкотерапия, с элементами импровизации.

2.Разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики (Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников)

3.Игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.

4.Рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала.

Часть 3. Завершающая.

Цель занятия – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по ИЗО деятельности организуются выставки детских работ.

Подготовка и проведения театрального представления.

         3.7.    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Г.В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
  2. И.А. Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
  3. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» М.:2012г.
  4. О.Г. Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  5. А.Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
  6. И.Г. Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
  7. Е.В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  8. А.Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  9. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  10. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
  11. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
  12. Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
  13. А.Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
  14. Н.Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г. Волгоград 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №6 НА 2014 - 15 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РабочаяПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №6НА 2014 - 15 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ОСНОВЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Рабочая программа образования детей 4- 5 лет, средняя группа 2023-2024

Составлена на основе Федеральной образовательной программы ДО...

Рабочая программа образования детей 5-7лет

1.Целевой раздел- цели и задачи,принципы реализации программы;2.Содержательный раздел -содержание образовательной деятельностив разновозрастной группе по образовательным областям в части формирования ...

Рабочая программа образования детей подготовительной к школе группы №12

Цель программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических...

Рабочая программа образования детей 1 младшей группы в соответствии с ФОП ДО

Программа составлена на основе ООП дошкольной группы при МКОУ Бажинской ООШ....

Рабочая программа образования детей 2 младшей группы в соответствии с ФОП ДО

Программа составлена на основе ООП дошкольной группы при МКОУ Бажинская ООШ...

Рабочая программа образования детей 5-6 лет, Старшая группа Составлена на основе Федеральной образовательной программы ДО

Рабочая программа образования (далее – рабочая программа) детей разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО и ФГОС ДО.Рабочая программа образования обеспечивает ...