«Сказка – как средство духовно нравственного воспитания дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)

Кравченко Татьяна Викторовна

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraovanie_2021_-_2022.docx296.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 12 «Сказка»

Индивидуальный план         повышения профессионального уровня

Кравченко Татьяны Викторовны

Тема: «Сказка – как средство духовно нравственного воспитания дошкольников»

https://xn----8sbkeaodemdc0fei.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/11/skazka-o-kolobke-ezotericheskaya-interpretaciya.orig_-1024x745.jpg

Подготовила: Кравченко Т.В.

х Старая Станица  

2021

Пояснительная записка.

 Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств  для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные  понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны,     посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

Волю — сложное и многогранное качество личности.

Веру в себя — умение противостоять неудачам.

Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

Обязательность — умение держать слово.

Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

Доброту и честность.

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки.

Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение интерактивных форм работы с семьёй.

Создать условия для духовно - нравственного развития детей. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

Задачи:

    1.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

    2. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам

    3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни   людей.

    4. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

    5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

    6. Воспитывать бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой.

 Ожидаемые результаты:

 1. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.

 2. Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло» и т. д. в сказке и в жизни.

 3. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.

 4. Дети распознают настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль.

 5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.

 6.Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

Формы организации:

  • Образовательная деятельность по художественной литературе;
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физкультминутки;
  • Драматизация.

Приемы:

  • Словесные:
  • Беседы;
  • Игры-беседы;

Рассказ;

  • Чтение художественной литературы;
  • Использование игровых ситуаций;
  • Игры - беседы с персонажами сказок;
  • Сочинение историй;

Наглядные:

  • Групповые выставки;
  • Рассматривание иллюстраций;

Практические:

  • Игры – драматизации;
  • Игры – инсценировки;
  • Игры – забавы;
  • Подвижные игры;
  • Пальчиковые игры;
  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • Рисование;

Подготовительный этап

  • Подбор и изучение методической литературы
  • Подбор дидактических игр.
  • Составление перспективного плана

Теоретический этап:

  • Изучение методической литературы по данной проблеме. Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет» - Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.
  • Изучение статей в журналах (в течение 1 года) «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».
  • Изучение инновационных методик и технологий «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
  • Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
  • Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.

Практический этап

  • Изучение инновационных методик и технологий в течение года «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания»
  • Консультации для родителей
  • Презентация: «Роль сказки в нравственном воспитании детей     дошкольного возраста»
  • Презентация: «В стране сказок».
  • Самоанализ проделанной работы. Проведение открытого мероприятия: «Путешествие по русским народным сказкам»
  • Отчет о проделанной работе презентация проекта: «Какая прелесть эти сказки»
  • Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования.

План работы с родителями

по теме: «Духовно – нравственное развитие детей посредством сказки»

Сентябрь

1.Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки». Постановка целей и задач по данной теме.

2.Консультация для родителей в печатном виде «Как подружить ребёнка с книгой».

Октябрь

1.Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».

2.Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Роль сказок в развитии детей».

Ноябрь

1.Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок о животных»

2.Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных.

Декабрь

1.Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.

2.Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей (украшение групповой комнаты, изготовление костюмов, активное участие в играх, конкурсах, развлечениях).

Январь

Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.

Темы: «Личная библиотека вашего ребёнка»

«Как подружить ребёнка с книгой»

«О чём и как беседовать ребёнком после чтения»

Февраль

1.Выступление на родительском собрании: «Практические методы и приёмы духовно-нравственного воспитания детей».

2.Познакомить родителей предметно-развивающей средой группы.

Март

Консультация для родителей в печатном виде «Роль сказки в развитии детей»

Апрель

1.Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.

2.Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Май

Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему: «Наши любимые сказки»


План работы на 2021-2022 учебный год

сентябрь

Занятие «Давайте познакомимся!»

Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу; учить называть свое имя; воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние окружающих людей.

Потешка «Петушок,

петушок…»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку.

Повторение сказки

«Курочка Ряба»

Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Инсценирование

сказки «Курочка Ряба»

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами.

Настольно-печатная

игра «Собери сказку»

Побуждать детей к игре рядом друг с другом, помогать вступать в контакт со сверстниками; учить собирать пазлы.

Хороводная игра

«Встаньте дети,

встаньте в круг»

Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания

Пение песенки «Петушок»

Приобщать детей к национальной культуре; воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Танец «Танец петушков»

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения; учить передавать образы

Развлечение «Петушок-золотой гребешок»

Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности.

октябрь

Занятие «Петушок и его семья»

Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обогащать речь словами народных поэтических творений

Потешка «Наши уточки с утра»

Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог, развивать внимание.

Повторение сказки «Репка»

Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным

Инсценированные

сказки «Репка»

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами

Настольно-печатная

игра «Где мой домик?»

Формирование умений отвечать на вопросы взрослого;

формирование элементарных представлений о домашних животных и об их домах, в которых они живут.

Хороводная игра

«Каравай»

Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания.

Пение песенки

«Пошел котик на

Торжок»

Познакомить детей с народной песенкой; воспитывать у детей положительное отношение к животным.

Танец «Пляска с

платочками»

Продолжать формировать способность воспринимать и

воспроизводить движения, оказываемые взрослым

забава «Кошачья

семья»

Привлекать детей к посильному участию в развлечении;

способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.

Занятие «Угощаем,

чаем наших гостей»

Формировать навыки поведения за столом, вежливого общения с гостем; учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, заботливость.

Ноябрь

Потешка «Заяц

Егорка»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку.

Чтение сказки

«Теремок»

Познакомить детей со сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Инсценирование

сказки «Теремок»

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами.

Настольно-печатная

игра «Что за сказка?»

Побуждать детей к игре рядом друг с другом, помогать вступать в контакт со сверстниками; учить собирать пазлы; учить отгадывать по определенным признакам сказку.

Пение песенки «Где ты

зайка?»

Создавать условия для совместной с педагогами и сверстниками игры и выполнения движений под музыку

Развлечение

«Теремок»

Развивать умение следить за действиями сказочных героев, адекватно реагировать на них.

Декабрь

Занятие «Хорошие

манеры»

Воспитывать отрицательное отношение к грубости и жадности; приучать детей не перебивать говорящего; продолжать учить детей здороваться, употреблять слова «спасибо», «извините», «пожалуйста».

Потешка «Огуречек,

огуречек»

Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать потешку неоднократно

Чтение сказки «Как коза избушку

построила»

Познакомить детей со сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству; учить внимательно, слушать

Настольно-печатная игра «Это что за

птица?»

Учить детей правильно определять названия птиц по

определенным признакам.

Хороводная игра

«Зимний хоровод»

Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания; учить детей играть вместе.

Январь

Занятие «Вместе

весело шагать…»

Формировать представления о понятии «Дружба», о друзьях, как в детском саду. Так и за его пределами; учить детей внимательно слушать собеседника.

Потешка «Наша Маша маленькая…»

Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать потешку неоднократно

Познакомить детей с русской народной сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Инсценирование

сказки «Маша и

медведь»

Помочь детям разыграть отрывок из сказки, прививая им интерес к драматизации

Настольно-печатная

игра «Мамы и их

детеныши»

Дифференцировать представления детей о домашних животных и способах их питания, детенышах.

Развлечение «Зимушка

– зима»

Содействовать эмоционально-положительного климата в группе, способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.

Февраль

Хороводная игра

«Снежиночки –

пушиночки»

Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания

Потешка «Из-за леса, из-за гор»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку.

Настольно-печатная

игра «Что лишнее»

Развивать внимание; акцентировать внимание детей на русские народные предметы; учить отличать их от современных игрушек.

Хороводная игра «Все

захлопали в ладоши»

Учить играть, не ссорясь, помогать друг другу; способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания

Март

Занятие.

Рассматривание

картины «Играем с

матрешками»

Учить детей понимать сюжет, называть действия персонажей, окружающие предметы; знакомить детей с народной игрушкой, ее особенностями.

Потешка «Идет коза

рогатая…»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку.

Чтение сказки

«Козлятки и волк»

Познакомить детей со сказкой, вызвать желание поиграть в сказку.

Настольно-печатная

игра, «Из какой это сказки?»

Учить отгадывать по определенным признакам сказку;

формирование умений отвечать на вопросы взрослого

Занятие «Мои

любимые бабушка и дедушка»

Развивать умение внимательно рассматривать фотографии бабушек и дедушек, составлять по ним рассказы о своих родных.

Чтение сказки

«Колобок»

Познакомить детей со сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Инсценирование

сказки «Колобок»

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами

Апрель

Пение песенки

«Зайка

Вызывать активность детей при подпевании и пении; воспитывать доброжелательное отношение к животным

Хороводная игра «Мы

топаем ногами»

Развивать двигательную активность; способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания

май

Пение песенки

«Калинка»

Развивать умение подпевать фразы в песне; эмоционально отзываться на содержание песни

Танец «Калинка,

калинка, калинка

моя…»

Совершенствовать умение менять движения с изменением характера музыки и содержания песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Испокон веков именно сказка  вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возр...

Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

                                                      ...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников...

Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе

Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"  в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...

«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Разработка по теме самообразования(старшая группа)...

методическая разработка "Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Опыт работы по использованию русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников...