Анализ сказки «Аленький цветочек».
материал

Рощина Оксана Михайловна

Жанр сказки - драматический. . Дворцами и явствами напоминает сказку – «Руслан и Людмила».

Продолжительность различных частей сказки: долгое вступление, а основная часть и конец скомканы. Самой длинной кажется часть сказки, где описывается дворец с его красотой и удобствами. Возможно, это говорит о том, что основная потребность героини – комфорт.

Чувства, названные в сказке, являются разрешенными в семье клиентки. Это следующие чувства: грусть – купец грустный ходит, грущу о том, что скоро предстоит разлука с вами на веки вечные, батюшка, что ты грустен – 3 раза; страх – чудище ужасное, не хочу пугать тебя, страшный ветер, лежит ужасное чудище, страшный гром – 2 раза; гнев разгневанный

мужской голос; тоска –  я умру от тоскискука - очень скучала по своим родным. К слову вина добавляется слово «невольно» – отвечать за свою невольную вину, провинился невольно, как будто автор снимает с себя ответственность за свои поступки, он не волен, это не его воля была совершить тот или иной поступок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alenkiy_tsvetochek.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ сказки «Аленький цветочек».

Жанр сказки - драматический. . Дворцами и явствами напоминает сказку – «Руслан и Людмила».

Продолжительность различных частей сказки: долгое вступление, а основная часть и конец скомканы. Самой длинной кажется часть сказки, где описывается дворец с его красотой и удобствами. Возможно, это говорит о том, что основная потребность героини – комфорт.

Чувства, названные в сказке, являются разрешенными в семье клиентки. Это следующие чувства: грусть – купец грустный ходит, грущу о том, что скоро предстоит разлука с вами на веки вечные, батюшка, что ты грустен – 3 раза; страх – чудище ужасное, не хочу пугать тебя, страшный ветер, лежит ужасное чудище, страшный гром – 2 раза; гнев разгневанный

мужской голос; тоска –  я умру от тоскискука - очень скучала по своим родным. К слову вина добавляется слово «невольно» – отвечать за свою невольную вину, провинился невольно, как будто автор снимает с себя ответственность за свои поступки, он не волен, это не его воля была совершить тот или иной поступок.

Положительные чувства: любовь – дети мои любимыелюблю я ее сильно; радость: дети радуются, получив подарки, чудище говорит девушке: «Я очень рад видеть тебя»; наслаждение –  наслаждаться чтением книг.

Положительные чувства в сказке смешаны с отрицательными – прощайте, мои любимые; все … плакали от радости.

Осознание связи с жизненной реальностью – нарушения в родительской семье, с мамой эмоциональная депривация. С отцом инцестуозные отношения - «любимая дочка». «Кольцо сняла у отца с пальца и наделана безымянный палец правой руки» - обручилась с отцом, «что ты грустен, невесел, буйну голову повесил» - так говорит обычно женщина мужчине. «Что ты, моя милая, без тебя мне жизнь не в жизнь» - слова отца, обращенные к дочери.

В сказке проявляется нарушение иерархии среди сиблингов – желания загадывают снизу вверх. Сначала младший сын, затем средняя дочь и только потом старшая.

Младший сын говорит…, средняя дочь говорит…молвила старшая девица (брат и сестра говорят, а героиня «девица» - молвит). К тому же, подчеркивается ее половая принадлежность, а не роль в семье, она - «девица»

Героиня решает трудные ситуации через терпение, слезы.

Язык любви в семье: забота, слова, подарки.

Повторяющиеся слова: волшебный лук, волшебное зеркало, волшебное кольцо, в волшебном саду, чары волшебные. Не слишком ли много волшебства? Звучит в сказке и превосходная степень прилагательных: великолепные кушанья, великолепные наряды, прекрасная библиотека, прекрасный юноша,красота необыкновенная. Что стоит за этим? Желание приукрасить реальность?

 В сказке есть и смысловые повторы. Купец говорит: «не смогу я жить без них» (о детях), чудище: «если через три дня ты не вернешься, я умру от тоски». «Что ты, моя милая, без тебя мне жизнь не в жизнь» - слова отца, адресованные дочери. Невозможность жить без кого – либо - показатель созависимости. Героиня принимает решения за отца, берет чужую ответственность. Ее брат и сестра тоже принимают за нее решение - переводят часы. Это тоже - показатель созависимости.

Как складываются отношения героини с партнером - мужчиной? Присутствует перепутанность всех ролей героя. То он друг милый, то чудище, то хозяин. То «оно», то «он». После поцелуя – страшный гром. Вывод: «не целуйся, страшно». Любовь сочетается с грустью и слезами. Отношения построены на чувствах жалости и вины.

Получила ли к концу сказки героиня то, что хотела?  Что она хотела – выручить отца? Похоже, что героиня не знает своих желаний, не знает, что хочет. Получает принца, но ощущения награды нет.

Какие послания несет сказка? ...

В конце работы может даваться директива – написать счастливый конец, в котором герой преодолевает все препятствия и достигает поставленной цели. Возможно написание сценария, который будет полной противоположностью существующему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сказки аленький цветочек

Сценарий сказки аленький цветочек...

Сказка "Аленький цветочек"

Сказка о том, как царевич Елисей отправился на поиски аленького цветочка...

Книжкина неделя по рассказам Е.Чарушина и сказке "Аленький-цветочек" В.Катаева "Ожившие герои сказок"

Конспект занятия по музыке для детей старшей группы "Ожившие герои сказок"...

Творческий проект «Знакомство со сказкой «Аленький цветочек»

Творческий проект «Знакомство со сказкой «Аленький цветочек»С продуктом проектной деятельности — созданием мультипликационного фильма.                 ...

Конспект НОД с детьми старшего возраста по театрализации сказки «Аленький цветочек»

КонспектНОД  с детьми старшего возрастапо театрализации сказки «Аленький цветочек»...

Макет сказки "Аленький цветочек"

Цель работы: Способствовать развитию декоративно-прикладного творчества, навыков конструирования и ручного труда дошкольников,развивать интерес к сказкам...