Тема: «Удивительные свойства воздуха».
опыты и эксперименты (старшая группа)

Оксана Исрафиловна Манафова

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы.

Тема: «Удивительные свойства воздуха».

Образовательная область«Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»).

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

2. Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.

3. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

4. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

6. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Словарная работа.

Обогатить словарь детей словами: атмосфера, лаборатория, опыты, эксперименты.

Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, беседа, рассказ

воспитателя, игры-исследования, опыты.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные

трубочки, салфетки, веера, мыльные пузыри, ленты,  белые халаты.

(Все по количеству детей.)

Стульчики стоят полукругом, вешалка с белыми халатами,

мини – лаборатория.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                            

                                        Ход занятия                                                                                                                                                                  В- Ребята, давайте передадим хорошее настроение улыбкой, посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Молодцы!

В- Присаживаемся на стулья.

Вы любите отгадывать загадки? (Да)

Я прочитаю вам загадку, а вы внимательно слушайте  

Готовы?

                                       Через нос проходит в грудь

                                         И обратный держит путь.

                                         Он невидимый, и все же,

                                         Без него мы жить не можем (воздух)

В – Правильно, а как вы думаете, что такое воздух? Д. – воздух -это то, чем мы с вами дышим

В – Правильно, воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.

- А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а

без воздуха всего несколько минут.

2Слайд (водолаз)

Кого вы видите на слайде?(водолаза)

Скажите пожалуйста, когда водолаз собирается нырять, глубоко под воду, что помогает ему не дышать долго под водой? (кислородный баллон)

Верно, водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду берут запасы воздуха в

специальных баллонах.

- Сегодня ,мы превратимся в ученных- исследователей  и

отправимся в лабораторию. чтобы узнать что такое воздух.

- Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

В. - Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и

эксперименты.

- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг

другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.

- В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем

белые халаты.

Готовы!

Ну вот, теперь мы похожи на настоящих ученных. Я буду руководителем

научной группы, а вы, моими помощниками.

В – Приглашаю вас в нашу лабораторию, чтобы исследовать

воздух.

- Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем!

                      Опыт 1 «Поймай  воздух- невидимку полиэтиленовым пакетом »

В. Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас? Д. Нет, не видим.

В. Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Д. Воздух невидимый, прозрачный.

В. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.

В – Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? Д – В пакете ничего нет, он пустой.

В- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что внутри пакета?

В -да, Он полон воздуха, и похож на подушку, шар

В- А вы видите воздух? Д – нет (воздух он невидимый)

В – а вы видите свою руку? Д – Да

В – значит какой воздух? Д – воздух прозрачный.

В – пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, плоским, пустым

почему? (нет воздуха, вышел)

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо

поймать и поместить в оболочку.

В – Как вы думаете, воздух есть внутри нас?

На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт  Опыт 2 «Воздух внутри нас»                          У каждого на столе приготовлено стакан с водой  и трубочка. Возьмите трубочки и опустите их в  стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Д. –в воде появляются пузыри.

В- Откуда взялись эти пузырьки?-мы дуем в трубочку и воздух выходит, появляются пузыри

Вывод: Значит, внутри нас есть воздух

В – Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух? Д – нет

Давайте проверим ваши предположения и в этом поможет следующий опыт, который называется                                          опыт                            (С бумажной салфеткой)

Перед вами лежат салфетки, возьмите их за верхние углы пальцами и выдохните носом воздух, а теперь поднесите ко рту и выдохните воздух. Что происходит с салфеткой? Д-салфетка шевелится, качается, движется.                                                                                                                                                     В – При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в

движение. Вывод: Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.

В- подойдите ко мне ребята, раздает ленточки.

                                      Физкультминутка «Ветерок»

Вы любите слушать музыку? Ребята, я предлагаю послушать музыку и

поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый

ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать

подбирать интересные разнообразные движения.

- Дети двигаются с лентами, музыка становится все тише и тише, и

замолкает.

В – все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

Идемте в лабораторию.

                 Опыт с веером

А давайте устроим ветер с помощью веера.                                                                                                          Предлагаю взять в руки веер, помашите сначала  на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Д – Ветерок ощущаем, в лицо дует ветер.                                                                                                         Вывод: Не видим, но ощущаем.

                   Опыт (воздух не имеет запаха)

В – Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? Д – Воздух бесцветный

В – Вдохните ртом воздух. Попробуйте какой вкус у воздуха? Д – Воздух безвкусный.

В – Вдохните носом воздух. Какой у него запах? Д – Воздух без запаха.

В-А чем пахнет в пекарне? Д- Хлебом.

В-А в аптеке? Д-Лекарствами.

Так воздух имеет запах или нет?

В-Воздух имеет свойство переносить запахи.

В – Какой вывод мы делаем?

Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

                        Опыт «Игра с мыльными  пузырями»

Ребята, кто скажет ,что в этой коробке? (мыльные пузыри)

Давайте мы с вами поиграем  в любимую игру «Мыльные пузыри»

Дети подходят к столу и берут мыльные пузыри,

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей

12345 ни за что их не поймать.

В: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)

Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)

Давайте сделаем вывод-В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и

отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.

Игра с мыльными пузырями.

В – Молодцы ребята.

Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред.

Давайте присядем, я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и

объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.

(Слайды)

1. Парусник в море Д – Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.

2. Шторм Д – Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли.

3. Одуванчик Д – ветер хороший, потому что он разносит семена растенией.

4. Лесной пожар Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.

В- молодцы

В – На этом наши опыты сегодня закончились.

Вам понравилось работать в лаборатории? Д- ответы

В- А какие опыты понравились больше?

Давайте подумаем- Мы можем позаботиться о чистоте воздуха?

Д – Да, можем позаботиться.

Д – Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

В – Нужно беречь нашу планету Земля. Воздух необходим для дыхания, для жизни, очень важно открывать форточку, проветривать, чтобы  в комнате всегда был свежий воздух. Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе. Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_v_starshey_b.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы.

Тема: «Удивительные свойства воздуха».

Образовательная область«Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»).

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

2. Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.

3. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

4. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

6. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Словарная работа.

Обогатить словарь детей словами: атмосфера, лаборатория, опыты, эксперименты.

Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, беседа, рассказ

воспитателя, игры-исследования, опыты.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные

трубочки, салфетки, веера, мыльные пузыри, ленты,  белые халаты.

(Все по количеству детей.)

Стульчики стоят полукругом, вешалка с белыми халатами,

мини – лаборатория.

                                                                                                                                                                                                                                           

                                        Ход занятия                                                                                                                                                                  В- Ребята, давайте передадим хорошее настроение улыбкой, посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Молодцы!

В- Присаживаемся на стулья.

Вы любите отгадывать загадки? (Да)

Я прочитаю вам загадку, а вы внимательно слушайте  

Готовы?

                                       Через нос проходит в грудь

                                         И обратный держит путь.

                                         Он невидимый, и все же,

                                         Без него мы жить не можем (воздух)

В – Правильно, а как вы думаете, что такое воздух? Д. – воздух -это то, чем мы с вами дышим

В – Правильно, воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.

- А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а

без воздуха всего несколько минут.

2Слайд (водолаз)

Кого вы видите на слайде?(водолаза)

Скажите пожалуйста, когда водолаз собирается нырять, глубоко под воду, что помогает ему не дышать долго под водой? (кислородный баллон)

Верно, водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду берут запасы воздуха в

специальных баллонах.

- Сегодня ,мы превратимся в ученных- исследователей  и

отправимся в лабораторию. чтобы узнать что такое воздух.

- Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

В. - Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и

эксперименты.

- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг

другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.

- В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем

белые халаты.

Готовы!

Ну вот, теперь мы похожи на настоящих ученных. Я буду руководителем

научной группы, а вы, моими помощниками.

В – Приглашаю вас в нашу лабораторию, чтобы исследовать

воздух.

- Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем!

                      Опыт 1 «Поймай  воздух- невидимку полиэтиленовым пакетом »

В. Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас? Д. Нет, не видим.

В. Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Д. Воздух невидимый, прозрачный.

В. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.

В – Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? Д – В пакете ничего нет, он пустой.

В- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что внутри пакета?

В -да, Он полон воздуха, и похож на подушку, шар

В- А вы видите воздух? Д – нет (воздух он невидимый)

В – а вы видите свою руку? Д – Да

В – значит какой воздух? Д – воздух прозрачный.

В – пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, плоским, пустым

почему? (нет воздуха, вышел)

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо

поймать и поместить в оболочку.

В – Как вы думаете, воздух есть внутри нас?

На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт  Опыт 2 «Воздух внутри нас»                          У каждого на столе приготовлено стакан с водой  и трубочка. Возьмите трубочки и опустите их в  стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Д. –в воде появляются пузыри.

В- Откуда взялись эти пузырьки?-мы дуем в трубочку и воздух выходит, появляются пузыри

Вывод: Значит, внутри нас есть воздух

В – Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух? Д – нет

Давайте проверим ваши предположения и в этом поможет следующий опыт, который называется                                          опыт                            (С бумажной салфеткой)

Перед вами лежат салфетки, возьмите их за верхние углы пальцами и выдохните носом воздух, а теперь поднесите ко рту и выдохните воздух. Что происходит с салфеткой? Д-салфетка шевелится, качается, движется.                                                                                                                                                     В – При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в

движение. Вывод: Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.

В- подойдите ко мне ребята, раздает ленточки.

                                      Физкультминутка «Ветерок»

Вы любите слушать музыку? Ребята, я предлагаю послушать музыку и

поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый

ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать

подбирать интересные разнообразные движения.

- Дети двигаются с лентами, музыка становится все тише и тише, и

замолкает.

В – все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

Идемте в лабораторию.

                 Опыт с веером

А давайте устроим ветер с помощью веера.                                                                                                          Предлагаю взять в руки веер, помашите сначала  на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Д – Ветерок ощущаем, в лицо дует ветер.                                                                                                         Вывод: Не видим, но ощущаем.

                   Опыт (воздух не имеет запаха)

В – Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? Д – Воздух бесцветный

В – Вдохните ртом воздух. Попробуйте какой вкус у воздуха? Д – Воздух безвкусный.

В – Вдохните носом воздух. Какой у него запах? Д – Воздух без запаха.

В-А чем пахнет в пекарне? Д- Хлебом.

В-А в аптеке? Д-Лекарствами.

Так воздух имеет запах или нет?

В-Воздух имеет свойство переносить запахи.

В – Какой вывод мы делаем?

Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

                        Опыт «Игра с мыльными  пузырями»

Ребята, кто скажет ,что в этой коробке? (мыльные пузыри)

Давайте мы с вами поиграем  в любимую игру «Мыльные пузыри»

Дети подходят к столу и берут мыльные пузыри,

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей

12345 ни за что их не поймать.

В: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)

Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)

Давайте сделаем вывод-В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и

отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.

Игра с мыльными пузырями.

В – Молодцы ребята.

Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред.

Давайте присядем, я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и

объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.

(Слайды)

1. Парусник в море Д – Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.

2. Шторм Д – Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли.

3. Одуванчик Д – ветер хороший, потому что он разносит семена растенией.

4. Лесной пожар Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.

В- молодцы

В – На этом наши опыты сегодня закончились.

Вам понравилось работать в лаборатории? Д- ответы

В- А какие опыты понравились больше?

Давайте подумаем- Мы можем позаботиться о чистоте воздуха?

Д – Да, можем позаботиться.

Д – Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

В – Нужно беречь нашу планету Земля. Воздух необходим для дыхания, для жизни, очень важно открывать форточку, проветривать, чтобы  в комнате всегда был свежий воздух. Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе. Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экспериментальной деятельности на тему: "Удивительные свойства воздуха" для подготовительной группы.

Занятиеочень интересное, поможет закрепить знания детей о свойствах воздуха. Развивать воображение, познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Развивать наблюдательность, умение де...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе № 5 в образовательной области познание (окружающий мир) Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Цели:- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;- развивать навыки самостоятел...

Конспект занятия с детьми 3-4 лет по теме: "Удивительные свойства воздуха"

Дети в доступной форме знакомятся со свойствами воздуха. Конспект занятия построен в игровой форме, приход клоуна еще больше заинтересовал детей......

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

laquo;Мы исследуем, мы размышляем»...

Конспект НОД в старшей группе Познавательное и художественно-эстетическое развитие Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Познавательное и художественно-эстетическое развитие Тема «Удивительные свойства воздуха»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе: Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Конспект занятияпо познавательному развитию в старшей группе:Тема: «Удивительные свойства воздуха»...