Педагогическая игровая технология
статья (подготовительная группа)

Кушен Елена Владимировна

Статья - Педагогическая игровая технология

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskaya_igrovaya_tehnologiya.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Кушен Елена Владимировна

Воспитатель

ГБДОУ№76 Невского района

     «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                      В.А. Сухомлинский

Педагогическая игровая технология

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятия создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.

Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, мы через коллектив оказываем воздействие на каждого из ребенка. Организуя жизнь в игре, мы формируем не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становиться школой обучения и воспитания.

В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство обучения, мы имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, питаем интерес детей, развиваем любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формируем умение применять знания в различных условиях. Руководя игрой, мы – воспитатели, воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащать духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат различные игры, ведь именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка:

Классификация педагогических игр

 1.     По области применения:

 —физические

 —интеллектуальные

 —трудовые

 —социальные

 —психологические

 2.     По (характеристике) характеру педагогического процесса:

 —обучающие

 —контролирующие

 —обобщающие

 —познавательные

 —творческие

 —развивающие

 3.     По игровой технологии:

 —предметные

 —сюжетные

 —ролевые

—имитационные

 —драматизация

 4.     По предметной области:

 —музыкальные

 —трудовые

 —спортивные

 5.     По игровой среде:

 —без предметов

 —с предметами

 —настольные

 —комнатные

 —уличные

 —циклические, со средствами передвижения.

 Обучение в  игре  позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять.

 В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

·        стимулируется познавательная деятельность

·        активизируется мыслительная деятельность

·        самопроизвольно запоминаются сведения

·        формируется ассоциативное запоминание

Главная цель – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования ДОУ и уровня развития детей.

 Используемые нами игровые технологии занимают важное место в воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности детей, но и выполняют ряд других функций:

 - тренируют память, помогают ребенку выработать речевые умения и навыки;

  - помогают стимулировать умственную деятельность, развивать  внимание и познавательный интерес

   - преодолевают пассивность детей стремление быстрее и успешнее справиться с заданием.

Игры являются подвижными, коммуникативными, социализирующими и развивающими. Весь процесс игры даёт возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Применение игровой технологии даёт возможность  сделать то или иное обобщение, осознать правила, закрепить, повторить полученные знания, что способствует положительному влиянию на развитие ребенка.

Важной особенностью своей работы считаем использование игровых технологий, на которых построен образовательный процесс в дошкольный период.  

Основные требования: технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы; научная база – опора на определенную научную концепцию достижений образовательных целей; системность – логика, взаимосвязь частей, целостность; управляемость – планирование, поэтапная диагностика, варьирование средств и методов; эффективность – достижение определенного стандарта обучения, эффективность по результатам, оптимальность по затратам; воспроизводимость – применение в других ДОУ.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Игровые занятия проходят в эмоционально благоприятной психологической обстановке, атмосфере доброжелательности, свободы, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, обрести уверенность в себе.

Руководство при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям: выбор игры, предложение игры, объяснение игры, игровое оборудование, организация игрового коллектива, развитие игровой ситуации, окончание игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по Познавательному развитию во второй младшей группе по теме: «Сорока-Белобока» с использованием педагогической ИГРОВОЙ технологии:

Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск способов решения практических задач при помощи различных предметов...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» В МОНИТОРИНГЕ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ С ЗПР АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»

В современных детских садах педагогический процесс ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, создание возможностей для раскрытия его самобытности и уникальности, его способностей. И конечн...

Формирование познавательной активности старших дошкольников с ЗПР средствами педагогических игровых технологий

Готовность к школьному обучению во многом определяется степенью сформированности познавательной активности. Дети с ЗПР - дети со сниженным темпом психического развития и, следовательно, со сниженным т...

«Цветные крышечки, как педагогическая игровая технология, мотивирующая детей с ОВЗ к учебной и познавательной деятельности».

Мастер класс в рамках научно-практической конференции работников образования Кулундинского района «Современная школа в условиях реализации новых стандартов образования». Направление:...

Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К

Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...

Развивающая игра-головоломка «Танграм» как современная педагогическая игровая технология обучения дошкольников при драматизации сказки С. Сутеева " Кто сказал Мяу "

Игра "Танграм" позволяет:- формировать восприятие цвета, формы, размера, закреплять свойства фигур;- научиться работать со схемой (как в команде, так и самостоятельно);- анализировать изобра...

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).

Технология организации сюжетно-ролевой игры.   Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов....