Формирование познавательной активности старших дошкольников с ЗПР средствами педагогических игровых технологий
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Готовность к школьному обучению во многом определяется степенью сформированности познавательной активности. Дети с ЗПР - дети со сниженным темпом психического развития и, следовательно, со сниженным темпом развития познавательной активности. Для формирования познавательной потребности, развития самостоятельности, инициативности при достижении результата у старших дошкольников с ЗПР нами была разработана педагогическая игровая технология "Дидактические игры с дополнительной мотивацией"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnoy_aktivnosti.docx676.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами педагогических игровых технологий»

Актуальность проблемы

1. В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО подчеркивается необходимость сформировать у современного дошкольника не просто знания, умения, навыки, а компетентности - такие личностные качества, которые помогут ему применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области и станут основой его обучения в начальной школе.

Готовность к школьному обучению во многом определяется степенью сформированности познавательной активности.

Поэтому во всем многообразии компетентностей, которые рассматриваются в ФГОС ДО, особое значение имеет познавательная (когнитивная) компетентность как высший этап познавательного развития ребенка. Формирование познавательной мотивации, познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности - одна из главных задач дошкольного образования.

2. В Специальном федеральном государственном образовательном стандарте (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ): дети с ЗПР при специальной поддержке, при специальной образовательной среде могут обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками.

Одна из важнейших образовательных потребностей детей с ЗПР - развитие и расширение «жизненной компетенции», в числе прочего предполагающей:

 активизацию познавательного интереса к окружающему предметному и социальному миру;

 специальную работу по формированию способности к осознанному регулированию поведения и самостоятельной организации собственной деятельности, осознания возникающих трудностей, умения запрашивать и использовать помощь взрослого.

3. Снижение познавательной активности – одна из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР.

Этапы познавательного развития нормально развивающегося дошкольника:

  1. Любопытство. Избирательное отношение к предмету на основе ярких внешних признаков и первоначальная ориентировка в свойствах предмета.
  2. Любознательность. Эмоции удивления, радости познания; вопросы познавательного характера.
  3. Познавательный интерес. Устойчивая, избирательная нацеленность на интересующий предмет. Мотивация уже не игровая, а познавательная.
  4. Познавательная активность.  Ярко выражена познавательная потребность, т.е. ребенку нравиться сравнивать, делать выводы.
  5. Познавательная компетентность Способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

     Дети с ЗПР – это дети со сниженным темпом психического развития, и, следовательно, со сниженным темпом развития познавательной активности.

Низкая познавательная активность детей с ЗПР ведет за собой снижение необходимого уровня психического напряжения, сосредоточенности, недостаточную продуктивность при выполнении интеллектуальных заданий, т. е. снижение уровня способностей к усвоению знаний (пониженную обучаемость). 

В отличие от нормально развивающегося сверстника, который в течение дошкольного периода успевает пройти все этапы познавательного развития, ребенок с ЗПР долго остается на этапе любопытства и любознательности.

Развитие познавательной активности у детей с ЗПР – это необходимое условие формирования общей способности к учению, формирования «жизненной компетенции».

4. Познавательная активность дошкольника с ЗПР не сформируется должным образом без специальной коррекционной работы. В ФГОС для ДО: в числе проблем инклюзивного образования в ДОУ - отсутствуют специальные методики. На современном этапе развития коррекционной педагогики накоплен достаточно обширный материал по коррекции нарушений детей с ЗПР: определены принципы, этапы и содержание коррекционной работы, тем не менее, практических рекомендаций, методических разработок по проблеме повышения познавательной активности детей на занятиях еще недостаточно.

Кроме этого, известные педагогические игровые технологии разработаны для нормально развивающихся дошкольников и имеют узкую направленность.

Для развития познавательной активности старших дошкольников с ЗПР нами была разработана авторская педагогическая игровая технология «Дидактические игры с дополнительной мотивацией».

В основе технологии - идея направленности мыслительно-игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР на достижение поставленной цели: на необходимость принимать и сохранять задание, осуществлять пошаговый самоконтроль (особенность познавательного интереса - направленность не столько результат, сколько на сам процесс познания).

Особенность технологии: наличие дополнительной мотивации деятельности:

*возможность самостоятельно проверить правильность выполнения задания

*узнать новую информацию

Принципы реализации технологии:

Принцип развивающего обучения 

Принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка 

Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка

Принцип доступности

Принцип научности содержания обучения

Принцип дифференцированного подхода

Принцип продуктивности  

Принцип игрового обучения  

    Как известно, в системе дошкольного образования есть дидактические игры (Логико-планшет), в ходе которых ребенок выполняет задание по теме, а потом самостоятельно проверяет правильность: совпадением или несовпадением цвета фишек при переворачивании карточки.

Мы сделали по-другому: ребенок выполняет задание из другой области (например, математики: «определи состав числа», «реши пример», «подбери сломанной геометрической фигуре недостающий элемент») и, правильно выполнив, не просто видит совпадение/несовпадение цвета, а получает правильную картинку.

Далее мы создали игры, где дополнительная мотивация - картинка не просто получается, но и дает новую информацию (чем питается птица, как выглядят гнездо конкретной птицы), либо проверят предположение.

Т.е. дополнительная мотивация здесь – не только увидеть правильность, но и самостоятельно узнать что-то новое.

Это создает и удерживает интерес ребенка к заданию, которое, если предъявить в обычной форме, ребенок с ЗПР может проигнорировать; учит элементарному планированию, учит выбирать средства, способы (кто-то делает по порядку, кто-то начинает с легких карточек и т.п.).

    Использование педагогической игровой технологии «Дидактические игры с дополнительной мотивацией» в работе по формированию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР:

* Способствует формированию у ребенка потребности, ее силы и устойчивости;

* Повышает степень самостоятельности, настойчивости, инициативности ребенка

   при достижении поставленной цели; степень произвольности его эмоциональных

   проявлений;

* Повышает уровень развития вопросительно-иссдедовательской активности

   ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры - как средство формирование познавательной активности старшего дошкольника.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ТЕСНО ВПЛЕТЕНЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....

Система работы по экспериментированию, обеспечивающая формирование познавательной активности старших дошкольников

Система работы по экспериментированию, обеспечивающая формирование познавательной активности старших дошкольников Шаг 1.Фрагмент занятия 1 «Знакомство с увеличительным стеклом». В гости к детям п...

Презентация "Формирование познавательной активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы"

Презентация "Формирование речевой активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы"...

Формирование познавательной активности старших дошкольников с помощью инновационной технологии робототехники

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определили основные принципы обучения детей: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в раз...

"Формирование познавательной активности младших дошкольников посредством игровой технологии "Бизиборд"

Развитие познавательной активности у младших дошкольников посредством игровой технологии "Бизиборд"...

Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности старших дошкольников

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в педагоге, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельно...