Рекомендуемые игры и упражнения направленные на развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников
методическая разработка

Карпова Елизавета Сергеевна

Упражнение «Цветок чувств», «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится", «Отгадай, в какой я роли» , "Походки", "Покажи настроение", "Мимическая гимнастика", "Что было бы, если бы...", "Закончи предложение", Уходи, злость, уходи".

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Упражнение «Цветок чувств»

Цель: повысить степень самосознания и самопринятия, улучшить настроение.

Материалы: Лист бумаги формата А4. шариковая ручка, набор цветных карандашей, набор лепестков вырезанных из цветной бумаги.

Описание:

У тебя в жизни было много разных событий, ты переживал много разных чувств. Подумай какие чувства ты испытывал сегодня.

Здесь разноцветные лепестки. Выбери те, которые тебе захочется. На листе бумаги нарисуй стебелёк и из лепестков составь собственный цветок чувств. Каждый лепесток -- чувство. У него свой цвет и своё название.

Когда составишь -- подпиши каждый лепесток. Какое чувство он обозначает? С какой ситуацией связано это чувство?

Что ты чувствуешь сейчас? Какой лепесток ты хотел бы добавить в свой цветок. Что за чувство он символизирует?

Тебе приятно смотреть на то, что у тебя получилось? Ты можешь изменить свой цветок как хочешь, убрать или добавить лепестки.

Тренируем эмоции. Попросите ребенка нахмуриться: как осенняя туча; как рассерженный человек; как злая волшебница улыбнуться; как кот на солнце; как само солнце; как Буратино; как хитрая лиса; как радостный человек; как будто он увидел чудо. Позлиться: как ребенок, у которого отняли мороженое; как два барана на мосту; как человек, которого ударили. Испугаться: как ребенок, потерявшийся в лесу; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака. Устать: как папа после работы; человек, поднявший большой груз; как муравей, притащивший большую муху. Отдохнуть: как турист, снявший тяжелый рюкзак; как ребенок, который много потрудился, но помог маме; как уставший воин после победы.

  1. «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится

Цель: обучать детей умению видеть хорошее в себе и в окружающих.
Дети сидят в кругу. Взрослый кидает одному из детей мячик, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...» Ребенок ловит мяч и бросает его следующему со словами «Мне в тебе нравится...». Таким образом, дети сообщают другим о том, что им нравится в них. Второй круг взрослый начинает словами «Мне в себе нравится...», потом бросает мяч ребенку, который, закончив фразу «Мне в себе нравится...», бросает его следующему ребенку и т.д.

  1. «Отгадай, в какой я роли» 

Цель: способствовать формированию эмоциональной децентрации у детей.
Дети по очереди задумывают какую-либо роль — мамы, учительницы, врача, водителя и т.п., затем из этой роли произносят любую фразу, например: «Я хочу тебя накормить», «Дай дневник», «Какая у тебя температура?», «Куда вас отвезти?» и т.п. Нужно догадаться, какая роль задумана.

  1. «Походки»

а) Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например: походить, как маленький ребенок, как глубокий старик, как клоун в цирке, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок может придумывать и сам ребенок.

б) Можно в эту игру играть и по-другому, предложив детям по походке угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей.

  1. «Покажи настроение»

Взрослый сам показывает движение и просит изобразить ребенка настроение: «Полетаем, как бабочка, а теперь, как орел, походим, как маленький ребенок, а теперь, как старый дед. Поиграем, как клоун в цирке, а тепе, пробежимся по солнечной лужайке».

  1. «Мимическая гимнастика»

Предложите ребенку выполнить следующие мимические упражнения: сморщить лоб — расслабиться. Поднять брови — расслабиться. Сморщить лоб — поднять брови — расслабиться. Закрыть глаза — открыть и расширить глаза — поднять брови — раскрыть рот — расслабиться. Сморщить нос, расширить ноздри — расслабиться и т.д.

  1. Игра «Что было бы, если бы.»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

  1. Упражнение «Закончи предложение»

«Злость – это когда…»

«Я злюсь, когда…»

«Мама злится, когда…»

«Воспитатель злится, когда…»

«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».

  1. Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

Цель: снятие агрессивности.

Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия малых форм песенного фольклора»

Необходимость приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной музыкальной культуре, в частности к малым формам песенного фольклора, является важнейшим фактором и условием формирования и разв...

Игротека «Минутки отдыха» Игры и упражнения, направленные на развитие навыков позитивного общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы.

Коммуникативные игры –так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Умение выстраивать и поддерживать ...

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы.

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы....

Комплекс психологических игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разработанные методы, знакомить детей с эмоциями....

Методическая разработка игр, занятий и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Данная методическая разработка состоит из комплекса игр, занятий и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, в помощь воспитателям и родителям детей дошкольного возраста....

упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников)

представлены упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников)...

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения.

Подобранные игры и упражнения направлены на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать сво...