Статья "Волшебство пластилинографии"
статья (старшая группа)

Фатыхова Зиля Магсумовна

Статья "Волшебство пластилинографии"

Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники рисования помогают ребенку раскрыться, понять себя, обрести уверенность в возможности реализации любого своего замысла, в том, что его точка, его самобытность имеют право на существование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка», г. Нижневартовск, Тюменская область

«Волшебство «пластилинографии»

В творчестве у ребенка нет правильного,

                                         нет неправильного пути,

                                                             есть только свой собственный путь.

Мэри Энн Ф. Колль

          Все дети любят рисовать. Наряду с речью, рисунок становится тем языком, который ребенок осваивает и самостоятельно создает. Именно создает! Ведь главное условие творчества – «свобода».

          Рисование является одним из увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются внимательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, выдумка.

В детском саду детей знакомят с различными методами изобразительной деятельности. Создаются условия для занятий изобразительной деятельностью, итак у детей развивается эстетическое восприятие, дети овладевают важными для создания изображения навыками и умениями.

Практически до семи лет маленького волшебника привлекает сам процесс изображения, он относится к рисунку как к увлекательной игре. Ребенку не нужна эта «красота», но ему чрезвычайно необходима оценка взрослого. Одобрение, похвала, безразличие или пренебрежение может иметь решающее значение для его дальнейшего развития.

      Применение нетрадиционных способов рисования позволяет разнообразить возможности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как вследствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Рисовать можно разными материалами, на основе множества материалов. Использование нетрадиционных техник рисования создает атмосферу раскованности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в собственных силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок приобретает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.
  • Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования.
  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно воздействует на формирование речевой зоны коры головного мозга.
  • Психических действий (воображения, восприятия, интереса).
  • Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необыкновенное завлекает интерес детей, заставляет удивляться.

      Нетрадиционное рисование основано на творческой выдумке, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает собственной простотой и доступностью, открывает возможность применения хорошо знакомых предметов в качестве художественных. А главное то, что нетрадиционное рисование играет главную роль в общем психическом развитии ребенка. Так как основным является не конечный продукт – набросок либо поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в собственных возможностях.  

       Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. Довольны и взрослые, и дети! Между тем, известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография. Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный способ рисования - увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Данная техника рисования вполне доступна дошколятам, и при правильном подходе пластилинография, как средство развития творческих способностей детей может стать серьезной поддержкой семейного воспитания. Занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина - учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами "азбуки лепки":

  • Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
  • Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
  • Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

     Когда простейшие способы будут освоены детьми, переходят на более сложный этап обучения, показывают новые приемы и разновидность пластилинографии. Тем самым создается определенная система работы над картиной. Какие приемы пластилинографии являются характерными именно для данной техники?

  • Заглаживание - прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.
  • Прищипывание - используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.
  • Примазывание, придавливание - приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.
  • Налепливание - соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.

      Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков - необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

       Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники рисования помогают ребенку раскрыться, понять себя, обрести уверенность в возможности реализации любого своего замысла, в том, что его точка, его самобытность имеют право на существование.

Список литературы

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

2. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.

3. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 64 с. – (Библиотека современного детского сада).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Пластилинография- умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии»

Цель:Развитие мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином.Задачи:Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пласт...

Конспект по пластилинографии "Знакомство с пластилинографией"

-познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним.-развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навы...

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений...

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»Данилова Г.Н.Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «...

Мастер-класс по пластилинографии в средней группе "Сказочный мир пластилинографии"

Цель мастер- класса: Развитие у детей художественно-творческих навыков и способностей по средствам пластилинографии. Дать родителям знания о пластилинографии, как о нетрадиционном спосо...