Арт-терапия и особенности её применения в работе с дошкольниками с РАС.
статья

 

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии,основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности .

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности

через развитие способности самовыражения и самопознания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_terapiya.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия и особенности её применения в работе с

дошкольниками с РАС

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии,основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности .

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей

3. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую

концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности

К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956) .

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности

через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения

классического психоанализа, основным механизмом коррекционного

воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению

К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая

искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации

саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между

бессознательным и сознательным «Я» .

Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия является

техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом

к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой

посредством аффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления,

коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением

клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и

самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего

«Я». Продукты, создаваемые клиентом, помогают рационализировать его

проблемы, обличают реальный объект переживаний, помогают справляться с

конфликтными ситуациями и устанавливать коммуникации «со значимыми

другими». Помимо прочего, позитивная оценка результатов творчества со

стороны окружающих помогают осознать их и свою ценность самому

клиенту.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по

мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам

процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде

скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти

отношения.

Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми.

Творчество является важной частью жизни ребёнка, оно проявляется в

фантазиях, символической деятельности, «дополняет» объективную

реальность. Символы, используемые детьми в их деятельности, заключают в

себе глубинные переживания, чувства и эмоции, которые сам ребёнок часто

просто не умеет высказывать. Именно методы арт-терапии, позволяют

ребенку выразить свое состояние через рисунок, аппликацию, сказку,

пластилиновую фигурку, игру . Опираясь на продукты детского

творчества, педагоги могут выбрать необходимое направление деятельности,

подобрать оптимальные методы воздействия.

Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и

в качестве одного из вспомогательных.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного

воздействия, характерных для метода арт-терапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой

символической форме реконструировать конфликтную травмирующую

ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации

на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение»

Цели арт-терапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим

негативным чувствам.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние

конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью

зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических

заключений. Продукты художественного творчества относительно

долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования.

Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить

информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих

произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять.

Иногда невербальные средства являются единственно возможными для

выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное

участие в художественной деятельности может способствовать созданию

отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками,

картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия

изобразительным искусством создают богатые возможности для

экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и

развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку.

Дополнительным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения,

которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает

дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать

конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство

приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли

эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания

возможности развлечься .

Приемы арт-терапии используются при исследовании внутрисемейных проблем. Родственникам предлагается вместе поработать над художественными проектами или изображать свои представления

состояния дел в их семействе.

Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям,

помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует,

способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои

ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве

материалов на занятиях по арт-терапии используются краски, глина, клей,

мел. Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой

форме.

Во время творческого самовыражения в ходе проведения арт-терапии

возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом

отсутствует твердый и опытный руководитель, то некоторые члены группы

или индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными

чувствами. Поэтому предъявляются особые требования к подготовке

психолога, работающего в технике арт-терапии.

Недостатком арт-терапии может являться то, что глубоко личный

характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у

него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы

способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими

людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вызывает

очень сильный протест, хотя для большинства такие способы самовыражения

представляются наиболее безопасными.

Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.

При пассивной форме клиент «потребляет» художественные

произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает

книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной же форме арт-терапии клиент сам создает продукты

творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Основные направления в арт-терапии:

1. Динамически ориентированная арт-терапия берет свое начало в

психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и

чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов.

Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в

визуальных формах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои

переживания.

В США одним из родоначальников использования искусства в

терапевтических целях была исследовательница М. Наумбург (1966) .

Ее работы были основаны на представлениях 3. Фрейда, согласно которым

первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего

выражаются не вербально, а в форме образов и символов.

Образы  художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов,включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения,все те явления, которые анализируются психологами психоаналитической  ориентации.

В рамках динамически ориентированной арт-терапии выделяют

творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арт-

терапии.

К средствам арт-терапии относят: резьбу по дереву, чеканку,

мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение,

шитье, выжигание.

2. Гештальт-ориентированная арт-терапия.

 Целями коррекции в этом виде арт-терапии выступают:

 излечивание или восстановление адекватного «Я-восприятия»;

 помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных

переживаний с помощью образов-символов;

 пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности,

способности раскрываться, душевной гибкости.

Методами арт-терапии в гештальт-ориентированном подходе являются:

рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем,

образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное

движение тела.

Арт-терапевтические занятия проводятся двумя способами :

структурированно и неструктурированно. При структурированных занятиях

тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по

окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т. д.

Второй вариант – неструктурированное занятие. Клиенты сами

выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится

обсуждение темы, манеры выполнения и т. д.

Активная роль в арт-терапии отводится самому психологу, его

взаимоотношениям с клиентом в процессе обучения его творчеству.

Основная задача арт-терапевта на первых этапах – преодоление смущения

клиента, его нерешительности или страха перед непривычными занятиями.

Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно. Функции арт-

терапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной

ситуации.

Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению,

снятию напряженности у клиентов. Раскрывающийся потенциал и

полученные новые навыки помогают преодолеть негативное или

стеснительное отношение клиентов к занятиям арт-терапии. Для изменения и

повышения самооценки большую роль играют постоянный интерес и

положительная оценка со стороны арт-терапевта, других клиентов. Вновь

приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции,

возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают

самооценку («Я не хуже других»). Эмоциональная заинтересованность

активирует клиента и открывает путь для более эффективного

коррекционного воздействия.

Существуют возрастные ограничения использования арт-терапии в

форме рисунка и живописи.

Арт-терапия рекомендуется детям с 5-6 лет, так как до этого возраста

символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь

осваивают материал и способы изображения. На этом возрастном этапе

изобразительная деятельность остается в рамках игрового

экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции.

Подростковый возраст, в связи с возрастанием в этом возрасте

самовыражения и в связи с овладением техникой изобразительной

деятельности, представляет особо благоприятную среду для применения арт-

терапии.

Арт-терапия является незаменимым средством при коррекции тяжёлых

эмоциональных нарушений, серьёзных нарушениях коммуникативной сферы,

а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. При

повышенной стеснительности, низкой мотивации к общению со

сверстниками, методы арт-терапии помогают организовать группу,

объединив и заинтересовав участников общей целью при сохранении

индивидуального характера их деятельности.

Создание продукта в процессе арт-терапии обусловлено целой

системой побуждений, центральными из которых являются:

 стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во

внешней действенной форме;

 потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;

 потребность вступить в коммуникацию с другими людьми,

используя продукты своей деятельности;

 стремление к исследованию окружающего мира через

символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков,

сказок, историй.

Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких

психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное

воображение, фантазия и символизация.

Методы арт-терапии в коррекционной работе позволяют получить

следующие позитивные результаты:

1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование,

придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально

приемлемые, допустимые формы.

2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных

или слабоориентированных на общение клиентов.

3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного

продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных

барьеров и психологических защит.

4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и

способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что

изобразительная деятельность требует планирования и регуляции

деятельности на пути достижения целей.

5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих

чувств, переживаний и эмоциональных состояний,

создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

6. Существенно повышает личностную ценность, содействует

формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе

за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом .

Как показано выше, арт-терапия может применяться как эффективное

средство психокоррекции с различными категориями людей. Отдельно

выделим особенности арт-терапии в коррекции аутизма, так как данное

нарушение имеет особенный спектр проявлений, требует специального

подхода.

Приемы арт-терапии оказались особо эффективными с детьми

дошкольного и младшего школьного возраста, у которых отмечаются

относительно легкие варианты детского аутизма, сохранено понимание речи,

нет глубокой задержки интеллектуального развития.

Задачи арт-терапии в коррекции аутизма:

 развитие потребности ребенка в общении;

 обогащение форм контакта, включая развитие навыков

совместной деятельности;

 развитие стереотипов взаимодействия со взрослыми и

сверстниками, придание этим стереотипам большей гибкости, социальной

адекватности за счет постепенного насыщения их эмоциональным опытом;

 развитие воображения и способности к децентрации, т.е.

возможности взглянуть на мир глазами другого, способность учитывать

точки зрения других людей на те или иные явления и предметы.

Этапы работы :

1. установление контакта с ребенком (выработка первоначальной

мотивации к рисованию, преодоление негативизмов, развитие интереса к

изобразительной деятельности);

2. развитие навыков рисования:

 овладение основными графическими схемами;

 расширение репертуара техник рисования.

3. использование рисования как средства для развития

символического (образного, эмоционально насыщенного) мышления;

4. использование рисования как способа выражения и переработки

эмоционального опыта ребенка с опорой на сформированные ранее

стереотипы.

Исходя из гиперчувствительности аутичных детей, для начинаний в

рисовании подойдут: толстые фломастеры с различными фруктовыми

запахами; толстые восковые карандаши (предпочтительно оранжевого,

красного цветов); большие плотные листы бумаги с легкой зернистой

фактурой, постепенно можно переходить на акварель и более тонкие

восковые мелки, их сочетание.

Одним из вариантов арт-терапии для детей с РАС является

музыкотерапия. В основе подхода лежат представления о том, что у

аутичных людей отмечается «зависание» на первичном языке — языке

чувств, света, запаха, вкуса и, ранее всего — звука.

В онтогенезе слуховой анализатор включается в работу на 20 - 22

неделе беременности (раньше, чем зрительный): он помогает

дифференцировать звуки по высоте, силе, темпу, тембру, т. е. во

внутриутробном периоде формируется частотно-тональный слух.

Дальнейшее созревания определенных структур головного мозга и развитие

частотно-тонального слуха создают предпосылки для развития речевого

слуха.

При обычном развитии ребенка это многозвучное пространство

неречевых (доречевых) звуков постепенно заменяется смыслом речевых

высказываний. Однако у аутичного ребенка в большей степени сохраняется

ориентация на акустическую сторону речи, чем на семантическую. Этим

объясняются бесконечные речевые стереотипии, игры фонетикой,

жонглирование словами, тогда как вторичный язык — язык смыслов уходит

у детей с аутизмом на второй план.

Музыкотерапия — это терапия контакта при помощи музыкальных

средств, который ведется на первичном языке, языке доступном аутичному

ребенку. Это совместное исследование звукового пространства, основными

задачами которого являются: установить контакт с аутичным ребенком;

помочь ему структурировать информацию, поступающую извне; развить

способность к коммуникации .

Цели музыкотерапии в работе с аутичными детьми:

1. Создание и развитие контакта.

2. Создание возможности перехода от замкнутости на своих

переживаниях (доминирования внутренней психической жизни личности) к

восприятию внешней реальности, осознанию себя в этой реальности.

3. Создание возможности творческой самореализации аутичного

человека.

4. Помощь в выработке оптимальных (адекватных для окружающих

и комфортных для самого аутичного человека) способов реагирования на

внешние события.

Дети перенимают способы поведения от ближайшего окружения, а потому

невероятно важно вовремя замечать проявления агрессивности у ребёнка,

знать причины. Это поможет научить ребёнка сублимировать негативные

эмоции, управлять собственным поведением. У детей с РАС агрессия имеет

сильную выраженность вследствие гиперсензитивности их психики.

Учитывая слабую заинтересованность таких детей в окружающей

действительности, необходимо не просто научить таких детей адекватно

выражать недовольство и агрессию, но и заинтересовать их в этом. Одним из

действенных методов коррекции агрессивного поведения при РАС является

арт-терапия – одна из наиболее мягких методик, направленных на

установление контакта с ребёнком, раскрытия его внутреннего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия и ее применение в работе с дошкольниками

Парадоксом нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. А значит, неи...

Конспект семинар-практикум для воспитателей на тему: «Природный материал и его применение в работе с дошкольниками»(Флорариум)

Конспект семинар-практикум для воспитателей на тему: «Природный материал и его применение в работе с дошкольниками»(Флорариум)Воспитатель: Илясова Вера Алексеевна. Содержани...

"Музыкотерапия и её применение в работе с дошкольниками"

"Музыкотерапия и её применение в работе с дошкольниками"...

Изготовление и применение в работе с дошкольниками детских шумовых инструментов

Музыкальные инструменты для детей всегда остаются необыкновенно привлекательными предметами. Но вдвойне интереснее детям, когда они создают эти инструменты своими руками, а затем используют их в созда...

Мастер – класс по теме: «Су-Джок терапия как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками с ОНР»

На мастер-классе я познакомлю вас с элементами здоровьесберегающей технологии, помогу раскрыть ее значение в работе по сохранению здоровья дошкольников с ОНР....

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии, как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития. В связи с этим представляю вашему вниманию н...

ABA-терапия и особенности её применения в работе с детьми с РАС

ABA-терапия (AppliedBehavioralAnalysis) – прикладной анализ поведения или метод Ловааса – система лечения расстройств аутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом н...