Изготовление и применение в работе с дошкольниками детских шумовых инструментов
учебно-методический материал

Рыбалко  Наталья  Алексеевна

Музыкальные инструменты для детей всегда остаются необыкновенно привлекательными предметами. Но вдвойне интереснее детям, когда они создают эти инструменты своими руками, а затем используют их в создании шумового оркестра, в театрализации или просто в игре. Этот материал о том, какими бывают  шумовые инструменты, как изготовить их своими руками и где можно использовать.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изготовление и применение в работе с дошкольниками детских шумовых музыкальных инструментов

Слайд 2

Цель: Формирование у детей интереса к музыке в процессе изготовления и через игру на самодельных шумовых музыкальных инструментах. Задачи: Расширять кругозор детей на основе знакомства с музыкальными инструментами, их строением и звучанием. Способствовать формированию навыков приёмов игры на музыкальных инструментах. Развивать интерес к музицированию через использование самодельных шумовых музыкальных инструментов. Развивать у детей творческие способности при изготовлении шумовых музыкальных инструментов.

Слайд 5

« Шуршунчики »

Слайд 6

«Шейкер»

Слайд 7

«Шум дождя»

Слайд 8

Барабан

Слайд 9

« Часики-шуршалочки »

Слайд 11

Спасибо за внимание! СССПАСИБСпасибо



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №1874»

Практикум для педагогов

«Изготовление и применение в работе с дошкольниками детских шумовых  инструментов»

                                                                               Подготовила:

                                                                               музыкальный руководитель

                                                                               Рыбалко Наталья Алексеевна

                                                                               

г. Москва

Январь 2022 г.

         

Цель:

Формирование у детей интереса к музыке в процессе изготовления и через игру на самодельных шумовых музыкальных инструментах.

Задачи:

- Расширять кругозор детей на основе знакомства с музыкальными инструментами, их строением и звучанием.

-   Способствовать формированию навыков приёмов игры на музыкальных инструментов.

-    Развивать интерес к музицированию через использование самодельных шумовых музыкальных инструментов.

-     Развивать у детей творческие способности при изготовлении шумовых музыкальных инструментов.

        Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необыкновенными притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Детское музицирование является активным видом деятельности,  в процессе которого ярко проявляются индивидуальные черты каждого: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение, самостоятельность. Для многих этот вид деятельности помогает раскрыть духовный мир, преодолеть застенчивость и скованность.

         Сейчас в магазинах огромный выбор детских музыкальных инструментов. Но приобрести эти игрушки удается далеко не каждому. Да и необходимости в этом нет. Ведь ребенок так быстро растет, развивается,  прежние игрушки перестают удовлетворять его познавательным потребностям. И необходимость в их обновлении растет с каждым днем.

         Есть хороший выход. Можно самостоятельно конструировать игрушки и со временем их обновлять, видоизменять.

         Речь пойдет о шумовых инструментах. Впервые шумовые инструменты были введены в систему обучения детей музыке Карлом Орфом. Основная идея К. Орфа заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться. Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по его мнению, сильно ограничивает ребёнка, лишает его возможности импровизировать. Детей нужно учить играть не на сложных музыкальных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых. Дети музыкальное дошкольное образование по К. Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты становится доступней.

           Итак, шумовые инструменты. Что же такое шум? Шум – это беспорядочные непериодические колебания звучащего тела. В отличие от музыкальных инструментов, шумовые инструменты не имеют точно определённой высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты – это устройства для получения шумов, которые создают определённый ритмический и тембровый колорит.

        Перечислите детские шумовые инструменты! Это – барабан, тарелки, маракасы, погремушки, бубен, треугольник, кастаньеты, ложки, трещотки и т. п.

        Шумовые инструменты несложно изготовить. Для этого нужно не так уж много – желание и чуть-чуть выдумки!

Изготовление шумовых инструментов – это интересная и, приносящая удовольствие работа, которая:

- вызывает интерес детей к игре на шумовых и музыкальных инструментах;

- объединяет ребят, развивая навыки общения в коллективе;

- расширяет знания детей о мире звуков и музыкальных инструментов.

         Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, активными, эмоциональными.

         Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков первый шаг к элементарному музицированию.

СОЗДАНИЕ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

«Шуршунчики»

Цветные пластиковые «киндер-сюрпризы»  наполняются фасолинками или  горошинами, рисом или гречкой,  мелкими пуговицами или бусинками. Получаются самодельные погремушки - «шуршунчики» с разнообразным тембром.

«Шейкер»

Так же можно наполнить мелкими сыпучими предметами жестяные баночки из-под кофе, напитков.

Шейкер (от англ. shaker — «to shake» — трясти). Представляет собой закрытую ёмкость из твёрдого материала, частично наполненный мелким сыпучим содержимым (крупный песок, дробь, бисер, зёрна растений и т. п.). Шейкеры имеют разнообразные размеры, форму и вид, могут напоминать барный шейкер для коктейлей, иметь форму шара или яйца и т. п.; в качестве шейкера может быть использован и рейнстик. В любительских условиях роль контейнера зачастую исполняют алюминиевые банки из-под газированных напитков.

«Шум дождя»

Или  рейнстик – посох дождя,  дождевая  флейта или просто дождь.

Рейнстик  предположительно был изобретен в Латинской Америке и использовался в обрядах по вызову дождя.

Вам понадобится:

- картонный длинный узкий цилиндр (например, из-под фольги).

- упаковка зубочисток,

- крупа,

- шило,

- кусачки или острые ножницы,

- клей (клеевой пистолет), бумага и ножницы для декорирования готового инструмента.

План изготовления:

Шаг 1. Взять шило и трубку из-под фольги и проткнуть недалеко от края картонного рулона шилом одно отверстие. Вставить в это отверстие зубочистку до упора в противоположную стенку цилиндра.

Шаг 2. Отступить 1-2 см и сделать новое отверстие и воткнуть также в него зубочистку. Далее сделать отверстия по спирали нашего цилиндра. Спираль проходит внутри всего цилиндра и составляет преграды в нем, через которые будет сыпаться крупа, издавая шумящий звук. Получается, что как будто внутри нашего цилиндра — винтовая лестница из зубочисток.

Шаг 3. Вот и готова спираль внутри картонного рулончика. Взять кусачки или острые ножницы и отрезать лишние концы зубочисток с поверхности цилиндра.

Шаг 4. Заклеить один конец нашего цилиндра — трубки. Подождать, когда клей высохнет.

Шаг 5. Поставить трубку заклеенным дном вниз. И засыпать в нее крупу. Слушать звук. Закрыть открытый конец ладонью (чтобы крупа не высыпалась) и перевернуть инструмент очень постепенно дном вверх. Теперь можно заклеить и второе отверстие в нашей трубе — основе.

Шаг 6. Декорировать наш шум дождя. Можно обклеить бумагой, тканью, шнуром, раскрасить гуашью и сверху покрыть лаком.

«Барабан»

Пустое майонезное ведёрко, верёвочка или лента, цветная бумага (лучше самоклеящаяся, наклейки – для украшения барабана).

«Часики-шуршалочки»

Через крышку спичечной коробки протягивается тонкая круглая резинка (по размеру запястья). В коробку можно положить  семечки, крупу и т. п. Надев «часики» на руку, можно потрясти кистью руки, чтобы «разбудить» инструмент. Этот инструмент удобно использовать и в качестве ориентира (правой, левой стороны) при исполнении музыкально-ритмических движений.

«Маракасы-превращалки»

В баночки из под чипсов насыпают различные наполнители: крупу, семечки, горох. Получаются   маракасы. Если поиграть по крышке маракаса рукой или палочкой, то он «превращается» в барабанчик.

ПРИМЕНЕНИЕ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

             Шумовые музыкальные инструменты можно использовать в музыкальных играх и упражнениях, в речевых играх, а также в оркестре. Они помогают детям в их самостоятельной деятельности, в творческих импровизациях.

             Очень увлекательным занятием являются сказки-шумелки.

Подыгрывание на шумовых инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной сказки откроет ребёнку мир творчества и фантазии. Это совсем не требует специальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух даётся возможность изобразить что-либо шумом (шумовым инструментом). Игра на и инструменте как бы иллюстрирует текст. Детям можно помогать, обозначая время звучания (вступления) взглядом или жестом.

Сказка-шумелка «ЗИМА В ЛЕСУ»

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму

(бегать пальцами по барабану)

А белочки прыгали по веткам, собирая шишки

(кастаньеты)

И вот с неба стали падать снежинки

(колокольчики)

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок

(бегать пальцами по барабану)

Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы

(шуршать бумагой или пакетом)

У всех было много еды: белки грызли орешки, а мышки вкусные семечки (маракасы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-передвижка "Детские шумовые инструменты. Барабаны"

Данная папка-передвижка знакомит с видами барабанов, которые может использовать ребенок в своей деятельности. Адресуется детям и их родителям, а так же всем, кто желает расширить свой кругозор. Педаго...

Консультация для родителей-детские шумовые инструменты своими руками

Консультация для родителей-детские шумовые инструменты своими руками...

Презентация "Детские шумовые инструменты"

Презентация предназначена для ознакомления дошкольников с детскими шумовыми инструментами и приемами игры на них. ......

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста»

Консультация  для воспитателей групп раннего возраста«Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста»...

Музицирование на детских шумовых инструментах

материал по использованию детских музыкальных шумовых инструментов для родителей и педагогов...

Мастер-класс для детей Изготовление детских шумовых инструментов из киндера сюрприза «Веселый человечек»

Цель: формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека.   Задачи:·Расширять представление детей о многообразии самодельных шумовых  инстру...