Конспект по познавательному развитию (ФЦКМ) для старшей группы «Царство подводного мира»
план-конспект занятия (старшая группа)

Демидюк Дарья Андреевна

Конспект по познавательному развитию (ФЦКМ) для старшей группы «Царство подводного мира»

Тема : «Царство подводного мира»

Цель: закрепить знания детей об особенностях и многообразии морского мира.

Программные задачи:

1. Образовательные: уточнить представления детей о том, что придумал разумный человек для своего пребывания под водой; упражнять детей в установлении причинно-следственных связей, использовании доказательной речи; обогатить словарный запас детей (батискаф, акваланг, медуза, щупальца, прожектор, иллюминатор, названия рыб); упражнять в подборе прилагательных, составлении коротких описательных рассказов

2. Развивающие: развивать умение видеть зависимость между строением морских обитателей и образом их жизни; развивать воображение, фантазию.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к подводному миру, желание охранять и беречь его.

Продолжительность: 25 мин.

Участники: воспитатель, дети.

Возраст обучающихся: старшая группа 5-6 лет.

Оборудование и материалы: Изображение морских обитателей, водолаза, подводной лодки, аквалангиста и природы подводного мира. Фланелеграф. Шапочки-маски рыбок. Голубая ткань, Макет батискафа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию (ФЦКМ) для старшей группы «Царство подводного мира»

Тема : «Царство подводного мира»

Цель: закрепить знания детей об особенностях и многообразии морского мира.

Программные задачи:

1. Образовательные: уточнить представления детей о том, что придумал разумный человек для своего пребывания под водой; упражнять детей в установлении причинно-следственных связей, использовании доказательной речи; обогатить словарный запас детей (батискаф, акваланг, медуза, щупальца, прожектор, иллюминатор, названия рыб); упражнять в подборе прилагательных, составлении коротких описательных рассказов

2. Развивающие: развивать умение видеть зависимость между строением морских обитателей и образом их жизни; развивать воображение, фантазию.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к подводному миру, желание охранять и беречь его.

Продолжительность: 25 мин.

Участники: воспитатель, дети.

Возраст обучающихся: старшая группа 5-6 лет.

Оборудование и материалы: Изображение морских обитателей, водолаза, подводной лодки, аквалангиста и природы подводного мира. Фланелеграф. Шапочки-маски рыбок. Голубая ткань, Макет батискафа.

Ход занятия:

Этапы занятия

Содержание

Время

Организационный момент

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в очень увлекательное путешествие. Но куда мы с вами отправимся вы должны угадать сами с помощью загадок. Слушайте внимательно:

1. Настоящий он циркач

— Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть… (дельфин)

2. Это самый крупный зверь,

Словно лайнер многотонный.

А питается — поверь!

Только мелочью — планктоном.

 Проплывает тут и там

По арктическим морям. (Кит)

3. Эта рыба — хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно… (акула)

- вы уже догадались куда мы сегодня отправимся? (в подводный мир)

- правильно!

3 мин

Основная часть

- Как вы думаете, кого мы можем увидеть под водой? (Рыб, водоросли)

- Да, но в морях и океанах живут не только необыкновенно интересные рыбы, но и животные. Скажите, чем отличаются рыбы от животных? (У рыб есть плавники, нет ног, нет шерсти, они могут жить только в воде, дышат с помощью жабр)

- Вы правы, но в морях тоже есть животные, которые приспособились для жизни в воде. Это киты, дельфины. Эти морские животные, не имеют жабр, а дышат с помощью легких. Чтобы глотнуть воздух, они всплывают на поверхность, когда у них рождаются детеныши, они кормят их молоком, поэтому их называют - млекопитающие. Это очень умные животные, они могут спасти утопающих людей, подталкивая их вверх на поверхность воды, а еще они могут разговаривать друг с другом с помощью звуков. Как вы думаете, зачем этим животным плавники и хвост? (Для того, чтобы плавать под водой...)

- Да, эти животные приспособились для жизни под водой. А может ли человек жить под водой?

- Почему?

- А что придумал человек для того, чтобы спускаться под воду? (иллюстрации водолаза, подводной лодки, аквалангиста)

(Рассмотреть костюмы водолаза, аквалангиста.)

- Для чего нужна маска, кислородные баллоны, ласты? (Выслушать ответы детей, уточнить назначение)

- Вы хотите отправиться на морское дно на батискафе? это маленькая подводная лодка. (Рассмотреть макет) У него есть двигатель и руль, иллюминаторы, прожекторы. Для чего они нужны? (Ответы детей.)

-Прежде чем погружаться я хочу посмотреть, умеете ли вы плавать.

Ритмическое упражнение «Поплаваем» (дети показывают разные стили плавания).

- Я вижу, что вы все умеете плавать, значит, нам можно отправляться в путешествие.

Садитесь поудобнее около иллюминатора, начинаем погружение.

- Мы опустились не очень глубоко, здесь светло. Как вы думаете, почему? (- Солнечные лучи освещают воду)

- А вот и морские жители, вы узнали их? (выставить на фланелеграф нарисованных кита и дельфина).

- Расскажите, что вы знаете о них. (рассказы детей).

- Погружаемся дальше, становиться темнее. Почему? А что это за красивое существо? Так и хочется ее погладить, (медуза) Расскажите, какая она? (Она голубая, почти прозрачная, красивая, нежная)

- А вы знаете, что они бывают очень опасными, бывают ядовитые медузы, кто их коснется, обожжется и может утонуть, если ему не помогут. Так они защищаются от своих врагов. Как вы думаете, кто может быть врагом медузы? (Ответы детей.)

- Мы уже глубоко спустились, стало совсем темно, почему? Что же делать? ( включить прожекторы)

- Посмотрите, кто это? (Рыба - молот, рыба - пила)

- Почему их так назвали?

- Потому, что нос похож на молоток, на пилу.

- Рыба-молот и рыба-пила - это акулы. Чем питаются акулы? Какие они? (Они питаются рыбами, могут напасть на человека. Они хищные, опасные, огромные, страшные, злые, голодные...)

- Да, акулы очень опасные, в их пасти находится до 3000 острых, как бритва, зубов, они расположены в 6 - 20 рядов. Она набрасывается на все что движется.

- Плывем дальше. А это что за чудовище? (осьминог) Почему его так назвали? Это не ноги, это щупальца. Для чего они ему нужны? А что за кружочки на щупальцах? Это присоски. С их помощью он добывает себе пищу, присасывается и удерживает ими свою добычу.

- А это, что за странные рыбы? (морской конек, морской петух) Почему их так назвали? Как вы думаете, есть ли у них враги?

- Эти рыбы тоже придумали, как защищаться. Морской конек может изменять свой цвет, около водорослей он становится зеленым, так он прячется. А своим изогнутым хвостом он цепляется за водоросли, чтобы удержаться на одном месте. А рыба - петух отпугивает хищников своей яркой окраской. Какими словами мы можем сказать про них, какие они?

(Хитрые, необычные, интересные, яркие, разноцветные...)

- Хотите представить себя маленькими рыбками.

Физминутка.

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

(имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

(имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил

(убегают).

- Давайте наденем акваланги и выйдем погулять по морскому дну как эти рыбки. Что сначала мы наденем? (имитация ныряния, перешагивают через ткань, лежащую на полу как море).

- Вот мы с вами на морском дне, смотрите здесь очень много камней

. Возьмите на память со дна морской камушек. Какие они?

- Гладкие, разноцветные, блестящие... А почему они все такие гладкие?

- Они долго лежали в воде, и вода обточила их острые углы...

- Правильно. Есть даже такая поговорка «Вода и камень точит «. Ребята, посмотрите, а это осколок стекла. Откуда он взялся на морском дне? Что может случиться если люди будут сбрасывать в воду мусор или грязную воду?

(Вода станет грязной, и могут погибнуть рыбы и морские животные.)

- Что мы должны делать для того, чтобы морским обитателям хорошо жилось? (Не засорять воду, не бросать в нее мусор, очищать воду)

- Когда вы вырастите и станете взрослыми, может быть, вы придумаете такую машину, которая бы очищала воду. Что эта машина будет делать?

19 мин

Итог занятия

- Нам пора возвращаться на батискаф, а то у нас скоро закончится воздух в баллонах. Снимите акваланги и занимайте свои места.

- Пока мы будем всплывать, расскажите, какой морской житель вам больше всего понравился, почему, как он выглядит.

- А в группе вы сможете нарисовать его и мы сделаем выставку рисунков, чтобы все могли полюбоваться.

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные готовятся к зиме»

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ФЦКМ в старшей группе  «Дикие животные готовятся к зиме».Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельно...

ООД по физическому развитию для детей старшей группы "Чудеса подводного мира".

ООД по физическому развитию для детей старшей группы "Чудеса подводного мира"...

НОД интегрированного занятия по познавательному развитию ( ФЦКМ) в старшей группе. Тема: «Животные Севера»

НОД интегрированного занятия по познавательному развитию ( ФЦКМ) в старшей группе. Тема: «Животные Севера»...

НОД по познавательному развитию (ФЦКМ)в старшей группе. Тема: ««В магазин за головными уборами».

НОД по познавательному развитию (ФЦКМ)в старшей группе.Тема: ««В магазин за головными  уборами»....

НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе тема: «Путешествие в мир посуды»

НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе тема: «Путешествие в мир посуды»...

Конспект НОД познавательного развития ФЦКМ (вторая младшая группа) «Военная техника»

В группу почтальон принес необычное письмо. Ветераны  ВОВ пригласили ребят на выставку военной техники....