НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе тема: «Путешествие в мир посуды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Языкина Наталья Федоровна

НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе тема: «Путешествие в мир посуды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_posudy.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе

 тема: «Путешествие в мир посуды»

Цель: Расширение и систематизирование представления детей о посуде.

Задачи:

  1. Образовательные:

-  формировать умение классифицировать предметы посуды по их назначению (кухонная, чайная, столовая); расширять представления о посуде, ее назначении и материала, из которого она изготовлена.

     2. Развивающие:

-  Развивать мышление, ловкость, память, закрепить умение правильно использовать существительные с суффиксом –ниц (сухарница, хлебница, сахарница).         

  3.  Воспитательные:

         -  Воспитывать бережное отношение к посуде.

Оборудование: мультфильм «Федорино горе» по сказке К.И.Чуковского, платочек, предметные картинки с изображением посуды, картинки с кухонной, столовой и чайной посудой, посуда из разных материалов, карточки с отгадками, карандаши.

Ход занятия

1.Мотивация к образовательной деятельности. (

Дети встают в круг, здороваются друг с другом по имени, передавая платочек, затем садятся на стульчики)

  1. Создание проблемной ситуации.

 Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки, если вы их отгадаете, то узнаете то, о чём мы с вами сегодня будем говорить (воспитатель читает загадки, после того, как дети говорят отгадку – размещает отгаданный предмет посуды га доске)

1.Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон (чайник).

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее … (тарелкою)

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны (кастрюля)

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без … (сковороды)

  1. Познавательно – исследовательская деятельность.

-  Ребята, (показывает на доску с картинками) как назвать одним словом все эти предметы? (Посуда)

- Посуда бывает разная по назначению и использованию. Сегодня мы с вами вспомним, какая бывает посуда.

- Как называется посуда, из которой мы пьем чай? (Чайная посуда).

- Назовите, что относится к чайной посуде? (Чашка, блюдце, сахарница, молочник, чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник, сухарница.

-  Для чего нужна чашка? (чтобы пить)

- Что можно пить из чашки, стакана? (чай, какао, кофе, сок)

- Что мы кладем в сахарницу, сухарницу, конфетницу? (сахар, сухари, конфеты)

- Что наливаем в молочник? (молоко)

- Как называется посуда, из какой мы кушаем? Столовая).

- Назовите, что относится к столовой посуде? (тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, масленка, салатница, соусница).

 - К столовой посуде относятся еще нож, вилка, ложка – это столовые приборы.

- Зачем нужна супница, хлебница? (для супа и хлеба).

- Что находится в масленке, солонке, перечнице, соуснице, салатнице? (масло, соль, перец, соус, салат)

- Как называется посуда в которой готовят пищу? Кухонная посуда.

- Назовите, что относится к кухонной посуде? (кастрюля, сковородка, миска, половник, сито, кувшин).

- Для чего нужны кастрюля, половник?

- Как используют сковородку, сито? (жарить, сито-просеивать муку)

- Вот такая разная бывает посуда.

Физ. минутка

Вот большой, стеклянный чайник (одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник (другая рука изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружиться)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложка (потянуться, руки сомкнуты над головой)

Вот пластмассовый поднос (сделать большой круг)

Он посуду нам принес (ходьба на месте)

-А вы знаете, что у каждого предмета посуды свой голос, своя необычная песенка. Как вы думаете почему? (Предположения детей).

- Действительно, голос посуды зависит от материала, из которого она сделана. (Легко постукивает деревянной палочкой по стеклянной, деревянной, металлической, хрустальной, керамической посуде).

- Давайте подумаем и скажем, если стакан сделан из стекла, значит он какой… (стеклянный). Чашка из фарфора, она … (фарфоровая). Ложка из дерева, значит она… (деревянная). Кастрюля из металла, значит она… (металлическая). Сковорода сделан из чугуна, значит она… (чугунная).

Игра «Чего не стало».

 (На столе расставлена посуда из разного материала.

 Закройте  глаза, (убирается один предмет).

- Какой посуды нет посуды, и из какого материала сделана (бокал – он фарфоровый)

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, (Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибать пальчики по одному, начиная с мизинца)

И большую поварешку.

Только чашку мы разбили, (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так Федоре помогали! (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Игра «Обведи предмет». (задание за столом)

 Перед вами лежат карточки с изображением посуды. Я буду загадывать вам загадку, а вы отгадываете, находите и обводите этот предмет, о котором говорится в загадке в кружок на карточке.

1 Воду, овощи бери,

Суп и борщ во мне вари.

Я чистюля, не грязнуля,

Я же мамина... (Кастрюля)

2 Салат, макароны, котлеты, картошку

Их можно, конечно, покушать и ложкой,

Но мною удобней у меня есть зубчики

Правда, невозможно мною кушать супчики (Вилка)

4 По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)

5.Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем (чашка)

6 Закипит — исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит,

Эй, сними меня! кричит. (Чайник)

7 В ней пожарю я котлету

И картошку без труда,

Испеку блины к обеду,

Ведь она – (Сковорода)

8 Скажите, как назвать её:

Все в дырках зубы у неё,

Но свёклу, редьку, хрен, морковку

Она перетирает ловко. (Тёрка)

9 Лишь для хлеба создана,

Бережет его она (хлебница)

10 Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока (стаканы).

  1. Решение проблемной ситуации.

       Стихотворение «Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды

Нам пришлось бы очень туго

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей,

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница

  1. Рефлексия.

- О чем мы сегодня разговаривали? (Ответы детей)

- Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

- Как называется сказка, в которой вся посуда убежала от хозяйки?? (Федорино горе). - Кто написал эту сказку? (К. И. Чуковский)

- Почему вся посуда убежала?

- Предлагаю вспомнить эту замечательную сказку К.И. Чуковского «Федорино горе», посмотрев мультфильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные готовятся к зиме»

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ФЦКМ в старшей группе  «Дикие животные готовятся к зиме».Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельно...

НОД интегрированного занятия по познавательному развитию ( ФЦКМ) в старшей группе. Тема: «Животные Севера»

НОД интегрированного занятия по познавательному развитию ( ФЦКМ) в старшей группе. Тема: «Животные Севера»...

Конспект по познавательному развитию (ФЦКМ) для старшей группы «Царство подводного мира»

Конспект по познавательному развитию (ФЦКМ) для старшей группы «Царство подводного мира»Тема : «Царство подводного мира»Цель: закрепить знания детей об особенностях и многообра...

познавательное развитие (ФЦКМ) "Знайка приглашает в путешествие по родному городу Красноярску" подготовительная группа.

Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе.Основная образовательная область: познавательное развитие (ФЦКМ)Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познава...