конструирование в старшей группе
презентация к уроку (старшая группа)

Корнева Ольга Александровна

конструирование в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2_konstruirovanie.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №25»

«Конструирование старших дошкольников»

Подготовили: воспитатели Шакирова М.В.

Корнева О.А.

Попова А. А.

Воронеж, 2022

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивная деятельность. Приоритетной задачей дошкольного образования является поддержка и развитие детской инициативы в различных видах деятельности.

Детское конструирование – это целенаправленный процесс создания различных изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.

В конструировании естественным образом интегрируются основные линии развития ребенка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Рассмотрим каким образом в старшем дошкольном возрасте происходит становление конструирования как подлинно развивающей и развивающейся деятельности. Для этого определим круг основных задач и спроектируем  содержание образовательной работы.

Цель: создание условий развития инициативы, воображения, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками через конструирование из строительного материала.

Задачи: 

- ознакомление с архитектурой и конструированием как видами пластических неизобразительных искусств, а также дизайном как современным искусством;

-расширение опыта конструирования из различных по форме, величине, фактуре строительных деталей;

- создание условий для освоения новых конструктивных умений на основе развивающейся способности видеть целое раньше частей;

- содействие освоению базовых способов конструирования из строительных, природных, бытовых и художественных материалов;

- формирование элементов учебной деятельности;

- развитие художественного восприятия, наглядно-образного мышления, воссоздающего и творческого воображения;

- поддержка активности, инициативы, самостоятельности каждого ребенка, как личности.

Мы в своей группе используем конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупногабаритных модулей; используем природный материал, картон, бумагу. С этой целью создали соответствующую развивающую среду. В группе имеются в достаточном количестве крупный и мелкий (настольный) строительный материал, различные виды конструкторов: пластмассовый, деревянный, металлический, мягкий, тематический. В строительном уголке обязательно располагаем разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц для дальнейшего обыгрывания построек.

В состав деревянного конструктора входят  различных геометрические фигуры: куб, полукуб, брусок, призма, арка, кирпичики, два вида цилиндров и пластин, а также фигурки деревьев, людей, животных. В нашей группе есть настольный и крупный конструктор. Он служит очень удачным строительным материалом и его главное преимущество – устойчивость деталей при постройке. Использование деревянного конструктора развивает творческие способности и конструктивные умения, развивает стороны  речи.  Деревянный  конструктор используется, как  в непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободной.  Опыт показывает, что данный конструктор долговечен и удобен в использовании. Располагается  конструктор в открытом  доступе для детей  и активно используется  в сюжетно – ролевых играх (маленький  деревянный гараж для маленьких машин и т.д). Конструирование по условиям заключается в том, что не давая детям образца постройки, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие её практическое назначение. То есть основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения (например, построить домик для матрешек по размеру игрушек).

Крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных развлечений, соревнований и т.п. Используются на занятиях физической культуры. Обживая их, дети по многу раз перестраивают свои конструкции, что способствует развитию у них комбинаторики, дифференциации сходных элементов. При этом они задумываются, «красиво или некрасиво», «удобно или неудобно» (сидеть, входить). Возможности мягких модулей разнообразны, а их применение многообразно. Мягкие модули интересны тем, что объединяют в себе элементы игры и экспериментирования. Комбинируя модули, можно получать множество разных интересных конструкций.

Суставные виды конструктора.  Соединительные элементы напоминают суставы. Из них конструируются макеты животных, транспорта, объемные фигуры.

Магнитные конструкторы.  Такой конструктор позволяет сооружать геометрические фигуры, объемные строения.  В магнитных конструкторах детали сами притягиваются друг к другу, никогда не отталкиваются и ребенок может закреплять их практически под любым углом. Создание сложных магнитных конструкций не только развивает абстрактное и пространственное мышление, но и вызывает массу положительных эмоций и неизменный интерес у детей. Конструктор привлекает внимание малышей, т.к. он яркий, разноцветный, необычной формы, и при соединении деталей происходит щелчок, который также привлекает внимание детей. Интересно ещё и то, что детали можно соединять на плоскости придумывая им названия (солнышко, пицца, котик, рыбка, лиса, торт и др.), а также создавать простые объёмные фигуры (куб, пирамида, домик, замок для Деда Мороза).

Развитие воображения, внимательности, логики, моторики рук – все это благодаря конструкторам-мозаике. Довольно сложно найти другую игрушку, которая на такое длительное время займет внимание ребенка и не надоест ему. Конструктор состоит из экологичного пластика. В комплект игры входит чемодан для хранения 237 деталей: фишек, крепежных уголков, болтов, винтов. Цветные элементы мозаики имеют вид основных геометрических фигур: круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные. Для скрепления деталей предусмотрены детские инструменты: гаечный ключ, отвертка. Прилагаемая книжка-инструкция предлагает 43 варианта сборки мозаики. Такая развивающая игра предлагает возможность создания объемных объектов.

LEGO-конструирование. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяется учебные пособия «LEGO». «LEGO» (в переводе с датского) – означает увлекательная среда. Наборы «LEGO» имеют детали различных форм и размеров, что позволяет с легкостью их дифференцировать и создавать тематические композиции, развивать зрительное восприятие. С помощью игры с конструктором «LEGO» дети не только учатся, но и расслабляются. Использование пособий «LEGO» - это новый тип обучения с чрезвычайно эффективными социализирующими методами воздействия: как правило, дети работают в группе (обсуждается и учитывается мнение каждого ребенка).

Лабиринты. Готовая конструкция предназначена для скатывания шаров, мячей или машин. Может состоять из нескольких уровней. Развивает фантазию, так как позволяет ребенку соорудить лабиринт по своему, а не по готовому шаблону.

Конструирование из ткани. Расширять  представления детей о свойствах ткани и возможности использования её в изобразительной деятельности. Совершенствовать творческие способности детей в работе с тканью. Эта работа проводится совместно с родителями.

Конструирование из бумаги - полезный, увлекательный и познавательный вид детской деятельности. Это наиболее популярная разновидность конструирования, которая открывает безграничный простор фантазии малышей. На занятиях в старшей группе ДОУ воспитанники в ходе работы с ножницами, клеем и разного рода материалами создают оригинальные, яркие поделки. Конструирование из бумаги в детском саду представлено в следующих разновидностях: плоскостные поделки, когда бумажная заготовка приклеивается к основе, а её отдельные части могут выступать над поверхностью, и объёмные изделия, к которым относятся работы в технике оригами и конструирование из полосок.

Конструирование из природного материала. Работа с природным материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природного материала, ребёнок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учиться бережно относится к окружающей среде. Конструирование из природного материала вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в её внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке зверька или птичку, захочет перенести в свою повседневную жизнь. Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или листьев – не только увлекательна, но и познавательна. Природа даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Грамотно созданная развивающая среда группы, полученный ранее опыт конструирования, помогают детям в полной мере проявлять самостоятельность и инициативу в строительных играх.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование конструктивной деятельности в образовательной и совместной деятельности способствует развитию инициативы, самостоятельности, воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Из опыта работы по теме "Конструирование" в старшей группе"

В консультации отражён опыт  работы  в старшей группе по конструированию из строительного материала и геометрических фигур, конструированию из бумаги и модульного оригами. Обобщён опы...

Конспекты занятий по конструированию в старшей группе

Конспекты занятий по конструированию из природного и бросового материала  в старшей группе...

Конспект занятия по конструированию в старшей группе "Зайчик"

Продолжать закрепление навыков работы с бумагой, развивать образное мышление, воспитывать любовь ко всему живому, продолжать воспитывать умение слушать воспитателя, усидчивость в работе....

КОНСПЕКТ занятия по конструированию в старшей группе «Площадь нашего села»

Занятия по конструированию  детей дошкольного возраста способствуют развитию пространственных представлений у детей ,учат детей строить по памяти, планировать этапы постройки. Воспитывают...

НОД по лего конструированию в старшей группе "Волшебные рыбки"

Предварительный показ презентации о морских обитателях и непосредственная добыча рыб. С последующим конструированием волшебных рыбок по схеме....

Конспект занятия по конструированию в старшей группе. «Снегири»

Цель: Уметь создавать образ методики оригами под диктовку.  Закреплять умение складывать квадрат в разных направлениях, учить детей загибать углы разной величины и делать складку. Воспитыва...