Проект на тему: "Воспитание сказкой" в младшей группе общеразвивающей направленности
проект

Юденкова Светлана Владимировна

Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2021_vospit_skazkoy.docx617.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ НА ТЕМУ

«Воспитание сказкой»

в младшей группе общеразвивающей направленности

Выполнили воспитатели:

Юденкова С.В.

Иванова Е.В.

Ярцево 2021г.


Направление деятельности: познавательно – речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное

Образовательная область:

 Социально-коммуникативная, Познавательная, Речевая, Художественно-эстетическая, Физическая.

Вид проекта: познавательный, художественно - эстетический.

Актуальность проекта.

В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «смурфики», «фиксики», «лунтик», «супергерои», происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, толерантности, гражданственности, патриотизме. 

Актуальность темы.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Работая с детьми, мы можем столкнуться с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.

Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. 

Гипотеза:

Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам. 

Цель проекта.

Заложить в детях основы нравственного поведения, моральные ценности средствами народных сказок. Повысить уровень социально-личностных показателей развития младших дошкольников.

Задачи проекта.

Образовательные:
1. Пробуждать интерес к сказкам;

2. Познакомить детей со средствами художественной выразительности.

3. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

4. Формировать умение пересказывать сказки. 
5. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных. 
6. Обучать детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;

7. Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты.

Развивающие:
1. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

2. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

Воспитательные:
1. Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким; 
2. Воспитывать у детей уважение к самому себе;

3. Приобщать детей и к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

Участники проекта:
- дети младшей группы, 

- воспитатели группы, 
- родители воспитанников. 

Тип проекта: долгосрочный 

Сроки проекта: октябрь 2021г. – май 2022г. 

Основные направления реализации проекта:
• Образовательная деятельность
• Образовательная деятельность в режимных моментах.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Совместное творчество взрослых и детей.
• Оснащение предметно – развивающей среды.
• Работа с родителями.

Ожидаемые результаты: 
1. Дети познакомятся с русскими народными сказками. 
2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций. 
3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать 
добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать 
эмоции и понимать чувства других. 
4. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас. 
5. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям. 
6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях. 


План реализации проекта.

1 этап (подготовительный)

Срок реализации: октябрь
-опрос детей «По страницам сказок»;
-анкетирование родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»;
-определение темы, целей, задач, содержания проекта;
-прогнозирование результатов;
-обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. 

2 этап (основной)

Срок реализации: Ноябрь - Апрель
С детьми. 1.Знакомство с русскими народными сказками: «Теремок», «Снегурушка и лиса», «Кот, заяц и петух», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Рукавичка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Три медведя», «У страха глаза велики», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Лиса и журавль» …и тд.
2. Прослушивание звукозаписей детских сказок.

3. Отгадывание загадок по сказкам.
4. Игры - драматизации по произведениям:
«Как помочь герою?», «Что делать, если случилась беда?».
5. Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Сказочный герой», «Собери сказочныйпазл» «Угадай по описанию», «Назови сказку» и др.
6. Показ настольного театра по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»
7. Рассматривание иллюстраций по сказкам.
8. Раскрашивание раскрасок по сказкам. 
9. Разучивание пальчиковых игр и физминуток по мотивам русских народных сказок.
С родителями. 

1. Консультации для родителей «В чём сила сказки?», «Роль сказки в жизни ребенка», «Что такое сказка на ночь?», «Ценность семейного чтения»
2. Анкета для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании ребёнка».

Совместная работа (родитель + ребенок)
3. Создание книги «Мамины сказки» из сочинённых родителями дидактических образовательных сказок.

4. Выставка рисунков «Любимый сказочный персонаж»

3 этап (заключительный).

Срок реализации: Май
1. Развлечение – викторина  по теме «В мире сказок»;
2. Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;
3. Театрализованная постановка сказки «Заюшкина избушка»
4. Анализ полученных результатов.


Заключение к проекту «Воспитание сказкой»

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника».

В.А. Сухомлинский.

Роль сказки в развитии ребенка многогранна. Она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам необходимо воспользоваться главным языком детства мудрой и очень интересной сказкой. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью дети очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

В МБДОУ детский сад № 5 на базе младшей группы общеразвивающей направленности «Смешарики» ведется проектная деятельность на тему: «Воспитание сказкой».

Основная цель проекта - заложить в детях основы нравственного поведения, моральные ценности средствами народных сказок. Повысить уровень социально-личностных показателей развития младших дошкольников

Были определены задачи:

Образовательные:
1. Пробуждать интерес к сказкам;

2. Познакомить детей со средствами художественной выразительности.

3. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

4. Формировать умение пересказывать сказки. 
5. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных. 
6. Обучать детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;

7. Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты.

Развивающие:
1. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

2. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

Воспитательные:
1. Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким; 
2. Воспитывать у детей уважение к самому себе;

3. Приобщать детей и к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

На первом этапе работы была изучена научная и методическая литература по теме проекта и составление календарно – тематических планов в рамках проекта.

На втором этапе знакомили детей с русскими народными сказками: «Теремок», «Кот, заяц и петух», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Лиса и журавль» и др. А так же предлагалось детям прослушивание  звукозаписей сказок.

Дети с удовольствием играли в игры -драматизации по данным произведениям и в дидактические игры: «Собери сказочный пазл», «Угадай по описанию», «Назови сказку» и др, принимали участие в показе настольного театра и магнитного театра. (Приложение 1, 2)

Для родителей выставлялись консультации о роли сказок в жизни ребенка и о сказкотерапии.

На третьем этапе была проведена викторина по теме «В мире сказок».

Была организована выставка совместных работ (родитель + ребенок) «Мой любимый сказочный герой», (Приложение 3) а также кукольный театр по сказке «Заюшкина избушка».

ВЫВОД:

Сказка лучше и быстрее любых родительских назиданий помогает ребенку разобраться в этом мире. Не зря наши прапрабабушки придумали этот замечательный жанр. С колыбели крохе начинали рассказывать сказки. И в наше время встреча с миром книг начинается именно с них. Некоторые дети уже в год-полтора повторяют несложные сюжеты «Колобка» или «Репки».

Завершив проектную работу по воспитанию сказкой, пришли к выводу, что роль сказки в развитии ребенка имеет большое значение. Сказки помогают воспитывать в детях доброту души и мужество, радость жизни и честность, надежду и целеустремленность. Сказки предотвращают детей от тщеславия, эгоизма, трудности. Да не только предотвращают, но и направляют их на борьбу против человеческих пороков.

Использование методов работы со сказкой, дало весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Анализируя продукты детского творчества, установила рост креативности, у детей значительно улучшилась речь. Сказка оказала влияние на формирование нравственных чувств: доброты, любви, сожаления, сочувствия, товарищества и т.д. Благодаря сказке, дети начали понимать значение пословиц и фразеологизмов. В группе у детей стало больше друзей, расширился круг общения.

Таким образом, сказка является незаменимым материалом для использования ее в качестве содержательной основы ранней ступени обучения. Никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом, как сказка.


Приложение1

Приложение2


Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по физическому развитию в младшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа, но родители очень часто не понимают, что  здоровый ребёнок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, ...

Проект организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей младшей группы общеразвивающей направленности на тему: «Первый раз в детский сад»

Проект   организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей  младшей  группы  общеразвивающей направленности на тему:  «Первый раз в детский сад»....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БАБОЧКИ» НА ТЕМУ: «МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА» в рамках реализации общесадовского проекта «Книжкина неделя»

laquo;Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой»,В. А.Сухомлинский...

Проект по физическому воспитанию во второй младшей группе общеразвивающей направленности на тему «Мы дружим со спортом». 2021 год

Цель проекта.Улучшение  физического развития детей, сохранение  и укрепление  их здоровья.Задачи проекта:Для детей:1.Создать среду, обеспечивающую охрану  и  укрепление здоров...

Проект по физическому развитию в младшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»

Проект по физическому  развитию в младшей  группе общеразвивающей направленности на тему: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»...