Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания
консультация (средняя группа)

В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, для фундамента. На котором формируется личность-это семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серьёзные сбои и приходится многое перестраивать в отношении человека к природе, отражающем уровень его культурно-интеллектуального развития. В данном случае действует золотое правило экологии:

 « Относись к природе так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

С какого возраста надо формировать любовь к природе? С самого рождения ребёнка! Все начинается со средств народной педагогики - сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых многое навеяно природой. Но в настоящее время ценные традиции народной педагогики практически утрачены. Многие родители, не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательные учреждения.

Эффективны методы изучения особенностей семейного воспитание -анкетирование родителей. В анкете можно использовать как закрытые вопросы, предусматривающие выбор одного из предложенных вариантов ответа, так и открытые. Позволяющие свободно высказать свои мнения.

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное и нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

В раннем возрасте важен авторитет родителей, но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные правила поведения в природе: «Костёр сам погаснет. Воды в реке на всех хватит. Не нужно жалеть цветы, их много». Такие фразы воспринимаются детьми с самого раннего детства, и переучивать их в дальнейшем сложно.

Большинство родителей не занимаются систематическим воспитанием у детей правильного отношения к природе. Причины самые разнообразные, их можно сгруппировать по следующим ответам:

Этим должны заниматься воспитатели;

Нет необходимых знаний;

Нет времени заниматься воспитанием;

Для этого есть лето.

В поле зрения детей  находятся свалки, загрязнённые водоёмы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным Экологическое безкультурье становится «нормой», ребёнок воспринимает его привычную картину окружающего мира, Опыт взаимодействия с окружающей средой крайне беден позитивом.

При общении с родителями мы  пытаемся  донести до них мысль о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть авторитетом и образцом для подражания. Совершая определённые действия по отношению к природе, нужно думать и о будущих поколениях. Нужно подарить им радость общения с природой!

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.

Поэтому, прежде всего мы выяснили, как родители сами относятся к проблемам экологического воспитания детей. В результате анкетирования оказалось, что говорить с детьми об экологическом воспитании рано. Поэтому мы проводили индивидуальные беседы с родителями, давали краткие советы и рекомендации. Советуем родителям обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняем, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой.

Важно при составлении и объяснении правил делать акцент на отсутствие в них частицы «не» вместо правил «Не рви цветы!», «Не убивай животных!»- «Сохраняй цветы!», «Береги животных!».

Предлагаем родителям :

- организация мини – огорода на окне; дать знания детям о том , что растения живые, их сажают семенами в землю, поливают, выращивают.

  -    весной совместно с детьми пересадить рассаду в огород;  Развиваем  умение  ухаживать за растениями в открытом грунте  (полив, взрыхление, прополка сорняков).

 Развиваем  наблюдательность –  замечать изменения в росте растений.  Воспитываем  уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.

 - сочинение совместных экологических сказок;  

- составление «Красной книги»,    расширить и углубить знания о редких растениях и животных, встречающихся в нашей местности внесенных в Красную книгу,  развивать понимание значения роли животных и растений в жизни человека; навыки бережного отношения к живому; и  выявлять причины исчезновения   изучаемых растений и животных.

Важно рассказывать родителям о каждом виде работы, который выполнил сегодня ребенок: полил он растение, насыпал зерна в кормушку для птиц – ведь многим родителям и в голову не придет предложить ребенку дома поухаживать за комнатными растениями, понаблюдать за следами животных на снегу, взять горсть зерна  насыпать в кормушку у подъезда. Если ребенок все это будет выполнять не только в садике, но и дома, это для него будет нормой поведения, а не чем-то разовым и по напоминанию воспитателя.

Данные формы взаимодействия  вызывают у родителей желание сотрудничать,  делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека,  который  любит природу и  заботится о ней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog.vosp_.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам

экологического  воспитания»

В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, для фундамента. На котором формируется личность-это семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серьёзные сбои и приходится многое перестраивать в отношении человека к природе, отражающем уровень его культурно-интеллектуального развития. В данном случае действует золотое правило экологии:

 « Относись к природе так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

С какого возраста надо формировать любовь к природе? С самого рождения ребёнка! Все начинается со средств народной педагогики - сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых многое навеяно природой. Но в настоящее время ценные традиции народной педагогики практически утрачены. Многие родители, не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательные учреждения.

Эффективны методы изучения особенностей семейного воспитание -анкетирование родителей. В анкете можно использовать как закрытые вопросы, предусматривающие выбор одного из предложенных вариантов ответа, так и открытые. Позволяющие свободно высказать свои мнения.

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное и нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

В раннем возрасте важен авторитет родителей, но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные правила поведения в природе: «Костёр сам погаснет. Воды в реке на всех хватит. Не нужно жалеть цветы, их много». Такие фразы воспринимаются детьми с самого раннего детства, и переучивать их в дальнейшем сложно.

Большинство родителей не занимаются систематическим воспитанием у детей правильного отношения к природе. Причины самые разнообразные, их можно сгруппировать по следующим ответам:

Этим должны заниматься воспитатели;

Нет необходимых знаний;

Нет времени заниматься воспитанием;

Для этого есть лето.

В поле зрения детей  находятся свалки, загрязнённые водоёмы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным Экологическое безкультурье становится «нормой», ребёнок воспринимает его привычную картину окружающего мира, Опыт взаимодействия с окружающей средой крайне беден позитивом.

При общении с родителями мы  пытаемся  донести до них мысль о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть авторитетом и образцом для подражания. Совершая определённые действия по отношению к природе, нужно думать и о будущих поколениях. Нужно подарить им радость общения с природой!

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.

Поэтому, прежде всего мы выяснили, как родители сами относятся к проблемам экологического воспитания детей. В результате анкетирования оказалось, что говорить с детьми об экологическом воспитании рано. Поэтому мы проводили индивидуальные беседы с родителями, давали краткие советы и рекомендации. Советуем родителям обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняем, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой.

Важно при составлении и объяснении правил делать акцент на отсутствие в них частицы «не» вместо правил «Не рви цветы!», «Не убивай животных!»- «Сохраняй цветы!», «Береги животных!».

Предлагаем родителям :

- организация мини – огорода на окне; дать знания детям о том , что растения живые, их сажают семенами в землю, поливают, выращивают.

  -    весной совместно с детьми пересадить рассаду в огород;  Развиваем  умение  ухаживать за растениями в открытом грунте  (полив, взрыхление, прополка сорняков).

 Развиваем  наблюдательность –  замечать изменения в росте растений.  Воспитываем  уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.

 - сочинение совместных экологических сказок;  

- составление «Красной книги»,    расширить и углубить знания о редких растениях и животных, встречающихся в нашей местности внесенных в Красную книгу,  развивать понимание значения роли животных и растений в жизни человека; навыки бережного отношения к живому; и  выявлять причины исчезновения   изучаемых растений и животных.

Важно рассказывать родителям о каждом виде работы, который выполнил сегодня ребенок: полил он растение, насыпал зерна в кормушку для птиц – ведь многим родителям и в голову не придет предложить ребенку дома поухаживать за комнатными растениями, понаблюдать за следами животных на снегу, взять горсть зерна  насыпать в кормушку у подъезда. Если ребенок все это будет выполнять не только в садике, но и дома, это для него будет нормой поведения, а не чем-то разовым и по напоминанию воспитателя.

Данные формы взаимодействия  вызывают у родителей желание сотрудничать,  делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека,  который  любит природу и  заботится о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

Взаимодействие ДОУ с семьей на тему «Я и моя семья», «Вот и стали мы на год взрослее»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье....

Опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»

В статье изложен накопленный за многие годы опыт взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Приведены примеры мастер-классов, совместных экскурсий....