конспект "Куклы народов ханты и манси".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Зубрейчук Тамара Петровна

 

 


Проектная работа

Куклы народов ханты

                                               Содержание

1. Паспорт проекта……………………………………………………………………3

2. Актуальность ………………………………………………………………………4

-обеспечение …………………………………………………………………………..

-предполагаемый результат……………………………………………………………

-ожидаемый результат………………………………………………………………….

-продукт проектной деятельности…………………………………………………….

3. Этапы работы над проектом……………………………………………………...5

4. Основные направления реализации проекта……………………………….…11

5. Перспективный план работы ……………………………………………………12

5. Приложение………………………………………………………………………….13-

Выводы…………………………………………………………………………………9

Литература……………………………………………………………………………10

Паспорт проекта

 

  • Название «Куклы народов ханты»
  •       Тип проекта:  исследовательско – поисковой, творческий.
  • По числу участников проекта: групповой .
  • По времени проведения:  краткосрочный .
  • По характеру контактов: в рамках ДОУ.
  • По профилю знаний: «Коммуникация», «Познание», «Труд».
  • По характеру участия ребенка в проекте: от начала и до конца проекта.
  • Автор: Дети подготовительной группы (6-7 лет).
  • Руководители:  Зубрейчук Т.П.- воспитатель,  Балдеску Г.Ю. – воспитатель.

                                                                                                                                     Актуальность

Одна из актуальных проблем современности  - воспитание нравственно – патриотических чувств у детей, как основа развития личностных и гуманных качеств у подрастающего поколения.

 В наше время это особенно необходимо для формирования в детях уважительного отношения к разным национальным формам культуры. Поэтому, в последние годы мы все чаще обращаемся к народному опыту как средству всестороннего  воспитания детей, как неисчерпаемому источнику знаний о многовековых традициях народной культуры различных этносов, входящих в состав Российской Федерации. Сегодня можно констатировать, что Россия и населяющие ее народы возвращаются к своим историческим корням, к истокам духовности.

Каждый народ заявляет о себе через свою культуру. Традиционная культура народов Севера, была приспособлена к природным условиям их обитания, была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Она складывалась через отношения между человеком и природой. Эти отношения и связи, оберегаются в обычаях, религиозных верованиях, праздниках, игрушках.

Это ТВОЯ малая родина – говорим мы детям, когда знакомим с родным краем. «ЧЕЛОВЕК, который знает историю своих предков, вырастет добрым, умным, справедливым» - говорят родители,  читая литературу своим детям.

Естественным образом, интерес у детей, к образу жизни коренных народов ханты - развивается,  и, у детей, возникают естественные вопросы о жизни и быте коренных народов, о сказках и мифах, легендах и обрядах. Проследить развитие истории народов ханты их образ жизни, помочь познать  некоторые национальные обряды мы можем доступным способом - через игру, а точнее через национальную хантыйскую куклу.

 Мы - взрослые, обязаны создать условия для детской поисковой деятельности, которые будут способствовать обогащению    внутреннего мира и расширению знаний о малой  Родине, а также  формированию волевых качеств, активности, любознательности, отзывчивости, способности решать интеллектуальные и личностные задачи, развитию творческого потенциала и продуктивных навыков.

Именно этому и посвящена данная работа.

Цель проекта -  документально изучить и практически проверить  значение  хантыйской куклы в жизни коренных народов севера.

Объект исследования: значение  хантыйской куклы в жизни народов севера.

Предмет исследования: условия развития хантыйской куклы в жизни народов севера.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой успешное исследование значения хантыйской куклы в жизни народов ханты детьми будет осуществлено, если  будет документально изучена и практически проверена  роль  хантыйской куклы в жизни коренных жителей,  включающая следующее содержание:

-специальная организованная среда для осуществления детской исследовательско- поисковой деятельности;

- активные формы и методы взаимодействия, что позволяет сформировать необходимые теоретические знания и практическую готовность  в осуществлении детской исследовательско- поисковой деятельности;

Методы: теоретические(анализ и синтез) ,  эмпирические(изучение опыта, первоисточников, изучение продуктов национального творчества, беседы наблюдение, сравнение, описания, объяснения, методы обработки результатов исследования)

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой, методами исследования сформулированы следующие задачи:

Дети

- сформировать представления у воспитанников о традиционной игрушке обских угров; 

- показать практическое значение игрушек и их роль в традиционной педагогической культуре хантов и манси; 

- воспитывать внимательное и ответственное отношение к народным традициям; 
- развитие детей  мелкой моторики  пальцев рук при обучении изготовления куклы;

-развитие интереса  к  коллекционированию.- развивать у воспитанников творческие и физические способности, логическое мышление и эстетический вкус. 

Родители

-создание в семье благоприятных условий для поисково- исследовательской, практико-ориентированной деятельности ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

-развитие совместного творчества родителей и детей.

Обеспечение:    

- экскурсия в этнографический музей.

-экскурсия в детскую библиотеку

-образцы традиционных кукол коренных народов ханты на печатной основе;

-чтение художественной/документальной литературы;

-статья: «Хантыйская кукла «Акань»

- специальная  методическая литература.

Предполагаемый   результат:

- развитие интереса к истории возникновения игрушек разных видов у коренных народов ханты;

- умение рассматривать, сравнивать куклы, составлять описательные рассказы;

- знание техники изготовления хантыйской куклы – Акань(виды кукол)

- умение обыгрывать куклу, используя традиционную хантыйскую утварь;

- совместно с родителями находить оригинальные решения в создании различных видов хантыйских кукол  Акань;

- подбирать и составлять  интересный речевой материал к своей работе

(стихи, сказки, загадки, чистоговорки и т.д.)

Ожидаемые результаты

Для воспитанников:

-удовлетворенность результатами в поисково-исследовательской,  творческой деятельности;

-развивающая среда, обогащенная дидактическими играми, атрибутами, пособиями, способствующая использовать продукт своей деятельности в игре;

-возможность использовать ан практике полученные знания в непосредственной деятельности со сверстниками;

Для родителей: 

- развитие совместного творчества родителей и детей;

-повышенная компетентность  родителей о истории происхождения национальной хантыйской куклы и способах ее изготовления;

-готовность к сотрудничеству с воспитателями.

Для педагогов:

Удовлетворенность от результатов своей деятельности. 

Новые проекты, перспективы.

Позитивная оценка деятельности родителями воспитанников и общественностью.

Продукт проектной деятельности:

- изготовление куклы «Акань».

Основные этапы  реализации проекта

Подготовительный(1-2неделя):

- опрос родителей и детей о том, кто из них знает историю происхождения национальной куклы Акань, знает как ее мастерить;

- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

- подбор методической литературы;

- папка- передвижка «Куклы народов ханты»;

-подбор информации с детьми для изготовления национальной куклы по желанию;

-размещение информации в социальных сетях

Основной  (3-7 недели):

- пака- переджвижка: «История происхождения национальной куклы обско-угорских народов»;

-пака-раскладушка: «Происхождение и история народов ханты и манси»

- посещение национального музея

- рассматривание кукол сделанных хантыйскими мастерицами;

-посещение детской библиотеки.

- оформление альбома с коллекцией видов национальной хантыйской куклы;

- создание альбома  «Хантыйский фольклор» (загадки о вселенной природе, загадки о животных,  хантыйские легенды, хантыйские орнаменты;

-дидактическая игра « Подбери узор»;

-  рисование национальной хантыйской  куклы Акань;

- конструирование из бумаги «Хантыйская утварь»;

- сочинение сказок для кукольного театра;

- занятие по ознакомлению с окружающим « Край мой северный»;

- сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке Анэ»;

- создание альбома: «Хантыйские куклы» - совместная практическая работы детей и родителей по изготовлению работ с составлением описательных рассказов о своей работе.

- изготовление национальных кукол совместно с родителями.

- выбор критерии, которым должна удовлетворять кукла-игрушка в соответствии с национальными традициями:

1.     Размер куклы не больше ладони.

2.     Соответствие цвета в одежде.

3.     Платье куклы с украшениями.

4.     Кукла должна быть недорогой.

5.     Необходимо использовать в работе остатки ткани, лоскуты.

6.     Приемы работы должны быть доступными для нас.

7.     Кукла выполняется только ручными швами.

8.     Кукла должна получиться красивой и оригинальной.

Первоначальные идеи и выбор лучшей идеи

 

Название куклы/ критерий

Кукла- «акань»

Кукла-«пакы»

Кукла-дерево

Кукла- ягода

Куклы младенцы

Куклы-мужчины

Кукла «пор-нэ»

Наличие материала

+

+

+

-

+

-

+

Оригинальность внешнего вида

-

+

-

-

-

+

-

Простота в изготовлении

+

+

+

+

+

-

+

Недорогой, доступный материал

+

+

+

+

+

-

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет влияния на экологию

+

+

-

-

+

-

+

 

5

5

3

2

4

1

4

 

Заключительный этап(8 неделя):

- оформление выставки  «Встали куклы в хоровод»

-защита проекта «Куклы народов ханты»    

Перспективный план работы над проектом «Куклы народов ханты» в подготовительной группе (6-7 лет),

Месяц

Тема

Программное содержание

Работа с родителями

I Этап – Подготовительный.

 

 

 1.

Сентябрь

 

 

 

 Сентябрь  

 

 Беседа о жизни народов хантов.

  Познакомить детей с жизнью народов севера.   Воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины.   Познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, каюр, хорей, оленья упряжка; активизировать словарный запас детей: полярная ночь, полярный день, мох, национальный костюм, северное сияние.

 

Папка - передвижка- куклы- северных народов ханты

 

2

Рассказ воспитателя о куклах  Акань. Рассматривание открыток куклы  Акань. 

 

Познакомить детей с народной куклой Акань. Рассказать о её значении в жизни хантов, о её традиционном использовании.  Найти отличительные особенности куклы  Казымских и  Сургутских хантов.

   Выставка открыток на тему   «Куклы народов Ханты»

 

II Этап – Основной.

 

 

3

Октябрь

 

Экскурсия в мини- музей детского сада.

 

Продолжать  знакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Дать детям понятие о древнем переносном жилище - чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге - как центре вселенной.

 

Выставка  книг современных хантыйских писателей и поэтов.

 

4

Экскурсия в музей под открытым небом «Нуви-ат»

Развивать у детей способность отличать культуру и быт народов ханты   от культуры других национальностей. Расширить из знания: на какой территории живут ханты, каким ремеслом занимаются, какое ведут хозяйство. Систематизировать знания детей об одежде этих народов, посуде, обуви, детских игрушек, куклах Акань, об умелом использовании этими народами природного материала и шкур диких животных. Воспитывать у детей национальное чувство, дружелюбие к этим народам, уважительное отношение к нации ханты 

  Привлечь родителей к помощи в организации посещения   музея.

 

5

Октябрь

 

Экскурсия в библиотеку.

 

Предложить родителям, что бы они, побеседовали с детьми о том как дети сходили в библиотеку. И что нового там узнали.

 

6

Просмотр презентации. «Куклы народов Ханты» 

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Познакомить с технологией изготовления Акань. Вызвать  желание  самостоятельно сделать такую игрушку.     

  

 

7

Занятие на тему. «Кукольный домик»

 

Изготовление хантыйской утвари из бумаги.

 

8

Встреча с мастерицей.

Продолжать знакомить детей с народным Хантыйским творчеством. Учить изготавливать куклу Акань. Соблюдая народные традиции. Развивать интерес к ручному труду.  Воспитывать аккуратность в работе.

Выставка кукол Акань.

9

Рисование куклы Акань.

 

Изготовление альбома:  Куклы Хантов совместно с родителями.

10

 

 

 

11

 

С/ Р игра  «Хантыйская семья»

Продолжать учить детей придумывать сюжет игры.   Опираясь на  ранее полученные знания.

 

III Этап- Заключительный.

12

Ноябрь

 

Оформление выставки  «Встали куклы в хоровод»

 

 

 

 Защита проекта «Куклы народов ханты»    

 

 

 

Выводы

  • Об эффективности  данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации познавательной деятельности детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, в создание альбома «Хантыйские куклы» и т.д.  
  • Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы  они стали помощниками воспитателя, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
  • Мы убедились, что организация познавательной активности дает положительные результаты. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов и родителей.
  • Необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации познавательной активности детей к приобщению национальным хантыйским традициям, для развития нравственно – патриотических чувств.
  • Проект можно адаптировать ко всем возрастным категориям детей посвященный приобщению к истокам хантыйской культуры, традициям.
  • Проект способствовал сближению с семьями воспитанников: родители принимали активное участие в проводимой работе.
  • Все проводимые мероприятия были проведены с учетом   психофизиологических особенностей детей, что повышало их любознательную активность и способствовало к дальнейшей исследовательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н.И. Величко Институт развития образования Г. Ханты-Мансийск (Россия)
  2. Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов.- Йошкар-Ола, 2000.
  3. Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири (1771 - 1772). Л., 1947.
  4. Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М.; Л., 1949.стр. 59
  5. Кулемзин В.М. Игры детей обско-угорских народов.- СПб.:ТОО «Алфавит», 1999.
  6. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина. Вып. 4. СПб., 1891.
  7. Патканов С. К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдсра // Живая старина. Вып. 2. СПб., 1899.
  8. Сказки и куклы нерым-ях /сост. Т.А.Исаева и О.В.Стародубова; пер.с языка ханты О.И.Щербакова.- Тюмень, 2006.
  9. Тахтуева А.М. Материальная культура юганских ханты.-  Изд-во «Северный дом», 1990.
  10. Чечулина Т. Золотой город (хантыйские сказки). Свердловск, 1969.
     Мифы, предания, сказки хантов и манси. М., 1990

 

 

 

Название куклы/ критерий

 

 

 

Кукла- «акань» (казымские)

Кукла-«пакы» (юганская)

 

 

Кукла

«нёрым-ях»

(сургутская)

 

 

 

Кукла- ягодка

 

 

 

 

Куклы младенцы

 

 

 

 

Куклымужчины

 

 

Кукла-дерево

Кукла «порэ»

Наличие материала

+

+

+

-

+

-

+

+

Оригинальность внешнего вида

 

+

+

-

-

-

+

+

-

Простота в изготовлении

 

+

-

+

+

+

-

-

+

Недорогой, доступный материал

 

+

+

+

+

+

-

-

+

Нет влияния на экологию

 

+

+

-

-

+

-

+

+

 

5

4

3

2

4

1

3

4

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_akin.docx442.81 КБ

Предварительный просмотр:

Хантыйская кукла «Акань»

Самыми любимыми игрушками хантыйских детей являются куклы-акань.

Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его.

Издавна в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу; по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу шили орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку.

Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастий.

Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т. д.) . Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи, ступки и пестики для получения порсы (муки из сушеной рыбы). Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой.

Хантыйская кукла «Акань»

Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются «акань», а куклы юганских ханты - «пакы». Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в соответствии с народными традициями. В этнографической литературе описаны два типа традиционных кукол:

• головка, состоящая из целого ряда белых и цветных полосок;

• головка - клюв водоплавающей птицы с прилегающей к нему шкуркой.

Хантыйская кукла «Акань» представляет собой фигурку женщины, девушки, мужчины, ребенка, старика и старухи.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ «АКАНЬ» НАРОДА ХАНТЫ

Акань шьется из хлопчатобумажной ткани, сукна или меха.

Платье. Возьмем ткань размером 18х8 см, желательно однотонную, подберем поперечные лоскутки для пошива полосок. Сшиваем нижнюю полоску шириной 1 см с краем подола швом «назад иголку».

Затем пришитую полоску выворачиваем на лицевую сторону, заправляем внутрь край полоски и пришиваем к ткани подрубочным швом (длиной 1-2 мм). В традиционном исполнении первая и последняя полоски должны быть белого цвета или светлого (если синяя основа, чередуясь с красным. По количеству полосок должно быть 5, 7, при ширине 2-3 мм, на платьях 3-4 мм. После того, как завершили пошив полосок, соединяем стороны с изнанки и сшиваем швом «назад иглу».

Голова. Приготовим ткань прямоугольной формы белого или розового цвета, закрутим её в жгутик, затем загнем его свободным краем внутрь. Отступив от верхнего края, обтянем жгутик по направлению к задней части головы небольшими лоскутками из ткани (согнутых) контрастных цветов в количестве 5 штук, расстояние между полосками как можно меньше (1-2 мм). Теперь обтягиваем голову тремя лоскутками, согнутыми по направлению к передней части головы, и опускаем вниз, перекрещивая края у нижней полоски (ранее собранных 5 штук). Закрепляем лоскутки, завязав ниткой. Голова готова.

http://www.maam.ru/upload/blogs/2f23d20a6cd580a0df70319e7b27f5f0.jpg.jpg

Далее соединяем платье (предварительно собрав верхний край, прошив швом «вперед иглой» И загнув на изнаночную сторону) с головой, прикрепляя подрубочным швом. Затем поверх головы изготавливается платок из квадратного кусочка ткани любого цвета, обработав край бахромой (подхватывают и продергивают по одной нитке иглой). В дальнейшем соединяем платок с основой. Можно украсить нижний край платья бисером.

http://www.maam.ru/upload/blogs/a76a5a6951dd553b1b72fe4d66b2895d.jpg.jpg

В традиционной жизни хантов существует обычай «избегания» между определенными категориями родственников. Так, женщина стыдилась показывать волосы и лицо старшему брату мужа и его отцу, поэтому при них низко опускала на лицо платок. Это делалось и в присутствии чужих мужчин. Закрывать лицо платком девочку приучали с детства, и поэтому голова у Акань всегда прикрыта платком.

Акань готова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси

Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты,  с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....

заседание круглого стола Тема: Формирование устойчивого интереса к национально - культурному наследию коренных народов ханты и манси на основе мини - музея ДОУ

В заседании круглого стола принимают участие родители детей старшей группы. Воспитатель рассказывает о новой форме работы с родителями. Так же рассказывает о том, как родители на правах добровольных у...

Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение,  интерес к коренным народам....

Приметы народов Ханты и Манси

Знакомство детей с приметами края...

Загадки народов Ханты и Манси

Расширяем позновательную деятельность о народах Ханты и Манси...