Методические рекомендации по детскому экспериментированию
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Исследование — ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой.

В раннем возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребёнка. Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку: взрослые думают, что ребёнок играет, развлекается и потому весел, однако простое действие (нажим) является практическим исследованием свойств объекта (мнётся, пищит, принимает первоначальную форму).

Год от года опыты усложняются, ребёнок стремиться узнать как можно больше об окружающем мире. Он исследует вещества, материалы, природные явления, использует различные инструменты и приборы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_eksperimentirovanie.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации по оформлению уголка экспериментирования в ДОУ по ФГОС Составители: Чувашева Екатерина Михайловна Отрожко Тамара Анатольевна ГБДОУ № 50 Приморского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Исследование — ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой. В раннем возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребёнка. Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку: взрослые думают, что ребёнок играет, развлекается и потому весел, однако простое действие (нажим) является практическим исследованием свойств объекта (мнётся, пищит, принимает первоначальную форму). Год от года опыты усложняются, ребёнок стремиться узнать как можно больше об окружающем мире. Он исследует вещества, материалы, природные явления, использует различные инструменты и приборы.

Слайд 3

В дошкольном образовательном учреждении уголок экспериментирования должен отвечать следующим условиям : максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Слайд 4

Цель создания уголка экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации. В уголке экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Важно , чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей, положительные эмоции приносит получение результата и практическая деятельность, не вызывающая переутомления.

Слайд 5

Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы уголка экспериментирования: Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов; создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива; воспитание усидчивости и аккуратности; развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения; развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи. Уголок экспериментирования является зоной практической деятельности и потому должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающими детям о порядке проведения исследований. Обязательно в мини-лаборатории размещаются иллюстрированные правила техники безопасности.

Слайд 6

Важный компонент оформления опытной лаборатории — распечатанные или нарисованные алгоритмы и схемы проведения экспериментов. Плакаты для рассматривания могут быть постоянными в уголке («Алгоритм подготовки к опыту») и временными, соответствующими тематической неделе работы в центе активности («Схемы опытов с водой», «Моделирование вулкана», «Схемы экспериментов с магнитами»).

Слайд 7

Требования к оформлению уголка Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому уголок находится в тихом месте группы . Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий. Безопасность. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка (марганцовка, зелёнка, уксус), предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.

Слайд 8

Возрастная группа Задачи Младшая группа ( 3–4 года) Расширение представлений об объектах живой и неживой природы; совершенствование навыка предметной деятельности; обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях; развитие внимания и памяти; формирование речевых навыков. Средняя группа ( 4–5 лет) Формирование системы первоначальных научных представлений о свойствах предметов; обучение планированию исследования совместно с воспитателем; развитие наблюдательности и концентрации внимания; развитие долгосрочной памяти; развитие мыслительный способностей: сравнивание, обобщение, подведение итогов; формирование умения устанавливать причинно-следственные связи. Старшая группа (5–6 лет) Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними; обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата; развитие речевых способностей; развитие логического типа мышления; обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп); формирование навыка коллективной деятельности. Подготовительная группа ( 6–7 лет) Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве); совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов; развитие аналитического и логического типов мышления; включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов; совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа). Образовательные и развивающие задачи уголка по экспериментированию

Слайд 9

Возрастная группа Дидактический компонент Материалы Инструменты и ёмкости Приборы Младшая группа ( 3–4 года) Книги познавательной направленности с красочными иллюстрациями (желательно, со страницами из плотной бумаги или картона); расширенная подборка тематических альбомов («Вода в природе», «Как вырастает яблоня», «Какой бывает ветер», «Время суток»); наборы предметов для игровых упражнений и самостоятельного экспериментирования: конструктор из крупных деталей, деревянные кубики, игрушки для занятий с водой, песком и ветром. Расширенная база природного и бросового материала:добавляются ореховые скорлупки, образцы древесины и ткани, крупные пуговицы, катушку, спичечные коробки; из веществ добавляется глина и кинетический песок, мыло; медицинские материалы: безопасные пипетки (из пластика), ватные диски. Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для первой младшей группы. Добавляются приборы для изучения света и тени (игрушки театра теней, разноцветные линзы, бинокль, весы с двумя чашами). Наполняемость уголка экспериментирования Правильный выбор материалов и инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их расположение в уголке — условия успешного формирования и развития практических навыков воспитанников в познании окружающего мира .

Слайд 10

Возрастная группа Дидактический компонент Материалы Инструменты и ёмкости Приборы Средняя группа (4–5 лет) Расширенная подборка познавательных книг и альбомов; Тематические коллекции образцов: «Запахи», «Камни», «Семена», «Ткани»; дидактические игры: задания с картинками «Что будет, если…», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет если эти предметы нагреть?». К природным материалам добавляются:камешки , ракушки, семена, образцы почвы и бумаги; новые вещества: пищевые красители, сода, мука; новые мед. материалы: марганцовка, зелёнка, марля, ватные палочки. Новые инструменты: воронки для фильтрования, пинцеты; пополнение набора посуды: стеклянные сосуды. Новые приборы: магниты разных размеров, компас, секундомер, линейки. Старшая группа (5–6 лет) Пополнение коллекции познавательных книг: иллюстрированные энциклопедии и атласы; альбомы с алгоритмами выполнения опытов; новый наглядные материалы: таблицы, макеты; дидактические игры для возраста 5–6 лет: «Найди пару», «Укажи причину», «Найди все формы воды на картинке». Новые материалы: мох, образцы стекла, пластмасс и металлов, проволока, верёвки и нитки, наждачная бумага, копирка; технические материалы: шурупы, гайки, болты, скрепки, детали для сборки; новые вещества: крахмал, уксус; новые мед. материалы: шприцы без игл, спринцовки, зелёнка. Пополнение инструментов: мерные ложки, отвёртки; новая посуда: мерные стаканчики, колбы. Новые приборы: песочные часы, микроскоп, подзорная труба.

Слайд 11

Возрастная группа Дидактический компонент Материалы Инструменты и ёмкости Приборы Подготов . группа (6–7 лет) Новые познавательные книги: сборники опытов и экспериментов для детей, тематические энциклопедии; новый наглядный материал: функциональные модели (работы, автоматизированные приборы); настольные игры: «Магнитные эксперименты», «Природное электричество», «Секреты фокусов». Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы. Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы. Новый прибор: телескоп.

Слайд 12

Для эффективного функционирования опытного уголка необходимо наличие в нём оборудования : Стенд (настенный или напольный): здесь размещаются текущая информация, отчёты о проведённых экспериментах, названия будущих тем. На стенде можно сделать карманы для бланков наблюдений, распечатанных алгоритмов . 2. Рабочая зона: демонстрационный стол, парты и стулья для проведения опытов. 3. Оборудование для просмотра познавательных видеозаписей и презентаций. 4. Место для организации временных выставок, размещения макетов и моделей: столик, полка.

Слайд 13

Примерный список литературы для работы с детьми Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. Тугушева , Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015 . Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева . – СПб: Детство-Пресс, 2015. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева . – СПб: Детство-Пресс, 2015. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева . – СПб: Детство-Пресс, 2015. Иванова , А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. Куликовская , И. Э, Совгир , Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир . – М.: Педагогическое общество России, 2010.

Слайд 14

Список рекомендованной литературы для детей и родителей Дыбина , О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина , Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. Мартынова , Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. Дыбина , О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.

Слайд 15

Детское экспериментирование как средство познавательного развития является неотъемлемым этапом образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Оно позволяет значительно развить ребенка, дать ему необходимые навыки жизни в обществе, а также позволяет узнать много нового об окружающем ребенка мире. К тому же именно такая форма исследования наиболее интересна для детей, так как предполагает их непосредственное вовлечение в процесс познания, дает им возможность увидеть происходящее своими глазами и сделать выводы о результатах исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация детско-родительских проектов в детском саду"

Проектная деятельность как современная педагогическая технология является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности дет...

Методические рекомендации исследования детских страхов

В данной статье представлены методики, с помощью которых можно выявить наличие, а так же преобладающие виды страхов у детей дошкольного возраста...

Методические рекомендации «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...

методические рекомендации «Подготовка детских танцев для праздников в в дошкольных образовательных организациях»

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Основные задачи...

Методическая разработка по детскому экспериментированию : "Лаборатория живой и неживой природы "Обычная и необычная соль"

Методическая разработка по детскому экспериментированию : "Лаборатория живой и неживой природы" "Обычная и необычная соль" Цель: - расширить кругозор...

Консультация для воспитателей." Методические рекомендации по детскому экспериментированию"

Главное достоинство метода экспериментировния заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта....