ПРОЕКТ: «ПУТЕШЕСТВИЕ К НАСЕКОМЫМ»
проект

Надежда Владимировна Кочетова

Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nadya.docx146.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №10 «Дюймовочка»

 

 

ПРОЕКТ:   «ПУТЕШЕСТВИЕ К НАСЕКОМЫМ»

г. Закаменск

Тема: «Путешествие к насекомым»

Информационная карта проекта

 

1.Полное название проекта: «Путешествие к насекомым».

2.Автор проекта:  Кочетова  Н.В.

3.Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, поисково-познавательный, коммуникативный, художественно-эстетический, трудовой, оздоровительный, экологический.

4.Цель, направление деятельности проекта: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.

 5.Задачи: формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, паук), их строении, способах передвижения;

- воспитывать бережное отношение к живому;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать навыки исследовательской деятельности.

6.Место проведения: средняя группа:   МАДОУ № 10

7.Сроки проведения: июнь 2022г.

8.Количество участников проекта: 12 человек (из них 12 детей, 1 воспитатель,12 родителей )

9.Возраст детей: 4-5 лет.

10.Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и НОД. )

11.Ожидаемые результаты (продукт проекта):

- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, паук);

- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;

- находить сходства и различия;

- владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Актуальность проблемы:

Во время прогулки дети заинтересовались, где насекомые.   В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Актуальность проекта:

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.  Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

 Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая , форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Чувства и ум ребёнка развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
 Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных   ситуациях, в альтруистической деятельности.  Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

 Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.

«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В.А. Сухомлинский).

 Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.

 Главная задача экологического образования  дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Тема : «Путешествие к насекомым»

Цель проекта.

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Путешествие к насекомым».

Задачи проекта.

Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный.

Определили цели и задачи проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2. Основной.

Проводят запланированные мероприятия для реализации проекта(беседы, творческая деятельность, опыты, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр презентаций.).

3. Заключительный

Проводятся итоги работы, подготавливается презентация, итоговая беседа с детьми.

Работа с родителями.

- Беседа с родителями.

- Консультация для родителей.

- Помощь родителей в подборе информации и пополнение развивающей среды в группе по теме.

Проект: «Путешествие к насекомым».

1 этап: «Выбор темы»

-Что знают о насекомых?

-Что хотят узнать?

Что знаем?

Что хотели узнать?

Название насекомых? (бабочка, гусеница, паук, божья коровка муравей).

 

Чем питаются?

Где обитают?

особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;

- находить сходства и различия;

- владеть обобщающим понятием «насекомые».

Во время прогулки дети заинтересовались, где насекомые.   В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?».

Чтобы поддержать интерес к этой теме я совместно с детьми решила организовать краткосрочный проект, по этой теме. Пополнила среду картинками «Насекомые»,   Д/И «Чудесный мешочек», «Какого насекомого не стало?», «Кто где живет?», «Лото: Удивительные насекомые»  игрушки пластиковые насекомые, лото «Насекомые», художественными книгами и  иллюстрациями по  теме насекомые.

Определили тему: «Путешествие к насекомым».

2 этап: «Сбор сведений».

Источники информации:

1.Литература:

1.Чтение К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,  А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,  В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках».

2. Разучивание стихов о насекомых кубанских поэтов «Хитрая бабочка» Варвара Бардадым , « Антошка и комар» Любовь Мирошникова, «Паучок» Владимир Нестеренко.

3. Пальчиковая гимнастика: «Бабочка», «Насекомые», «Паучок». «Утром бабочка проснулась», «Божьи коровки».

4.Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»

5.Загадывание загадок по данной теме.

6.Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;

7.Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

 8. Наблюдения за бабочкой, божьей коровкой.

 9.Рассматривание картинок и фотографий с изображением насекомые;

10. П/и: «Медведь и пчёлы», «Бабочки и кузнечики» «Лягушка и комарики», «Мотылек», «Комарик».

 11. Презентация «Насекомые» 

12.Рисование «Бабочки-красавицы»

13 . Аппликация коллективная «Лугу».

14.  НОД «Где зимуют насекомые»

3.Выход проекта:

 1.Выставка детских работ «Милые букашечки»

2.Фото-колаж «Насекомые»

3.Музыкальный досуг «На лугу».

 Результат после реализации проекта:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам   природы - насекомым.

2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.

3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.    
8.   У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить  насекомых    на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
 Ребёнок будет уметь:

  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
  • находить сходства и различия;
  • владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  • воспитывать в себе любознательность, коммуникабельность,                      усидчивость, инициативность, уверенность.

                                                                                                 

                                                                                               

Приложение №1

Образовательные ситуации на игровой основе с  детьми в средней группы.

                                    Тема: «В гости к хозяйке луга»

Задачи:

-закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;

-развивать зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость;

-учить отгадывать загадки о насекомых;

-воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Материал:

Игрушки –насекомые: бабочка, божья коровка, комар, муравей, жук, стрекоза, кузнечик, оса, листы цветного картона, наборы картинок «Насекомые», «Животные», «Птицы», зелёная скатерть.

Ход

Приветствие:

Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. 

Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг!

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь! 

 Мальчишки и девчонки, давайте мы сегодня отправимся  на солнечную полянку, на праздник насекомых!

Дети идут   к зелёной скатертью – импровизированная полянка.

 Их встречает хозяйка луга.

Хозяйка луга. Доброе утро, дорогие дети. Как я рада, что вы меня сегодня навестили. Вы, наверно, хотели поиграть  на  нашей весенней полянке с моими друзьями?  К сожалению, веселье придётся отложить. Посмотрите, моя полянка опустела.  

Всех обитателей этой полянки, заколдовала злая волшебница и они теперь в опасности. Чтобы их спасти, надо отгадать загадки.  Ну, что ребята поможем и загадки отгадаем.

1.На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это?               (Стрекоза.)

           

2.А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.

                                          (Муравей.)

3.Модница крылатая,

 Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо.

                                       ( Оса).

4.Кто на них руками машет-

Нос и лоб зелёнкой мажет.

А кто к ним не пристаёт-

С мёдом ест и с мёдом пьёт.

                                             (Пчёлы.)

5.Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Весной оживаю,

Свой дом покидаю,

На лугу порхаю.

                          (Бабочка)

6.Я - пятнистая букашка,

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.

                           (Божья коровка)

 7. Целый день в траве скакал,

Скрипку где-то потерял.

И теперь грустит у речки

Наш зелёненький …

                              (кузнечик)

8.Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж – …

                                                      (жук)

Хозяйка луга. Какие вы молодцы!  Сколько маленьких жителей этой полянки вы расколдовали.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Хозяйка луга. Ребята, злая волшебница не сдаётся, она решила нас запутать.  Собрала   всех вместе и насекомых, и птиц, и зверей. Предлагает вам выбрать насекомых из всех этих картинок и только тогда она их отпустит.

 Ребята, ведь мы с вами не сдадимся?

 Чтобы не ошибиться мы вспомним общие признаки насекомых.  

 У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, шесть лапок.

 Посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего они им? (ответы детей)

-Да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них   есть и лапки.

(один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)

- Молодцы! Дети выбирают из предложенных картинок только насекомых.)

Хозяйка луга.  Какие вы молодцы! А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

 Хозяйка луга.   Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения).

 Воспитатель выкладывает на стол угаданных игрушечных   насекомых.

 Хозяйка луга.   Маленькие жители благодарны вам за спасение и хотят с вами поиграть в прятки. Они любят прятаться. Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я спрятала и на какой листик?

 (Кузнечик на зелёный лист бумаги, жук – коричневый лист и т.д.)

Хозяйка луга.   Ведь каждое насекомое имеет свою необычную окраску. Почему кузнечик зелёного цвета? (ответ)

Хозяйка луга.   А у жуков спинки коричневые или чёрные? (ответ)    

 Хозяйка луга.   А от кого они прячутся? (ответ)

 Хозяйка луга.  Ребятаята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!

Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (ответ)

  Хозяйка луга. Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться и наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат. Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)

 Хозяйка луга.    А как можно их назвать одним словом? (насекомые).  А  вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Воспитатель. Мы много нового увидели и узнали про насекомых. Нам пора прощаться с жителями этой маленькой солнечной полянки.  Мы от всей души  благодарим гостеприимную хозяйку  луга.

 Рекфлексия: - Ребята вам понравилось? А что ?  Где вы были? Что нового узнали?

 

   

  Приложение №2

  Дидактические игры и упражнения, пальчиковые и подвижные игры.

  1. Медведь и пчёлы

Задачи: закреплять в речи произношение звука  ж;  формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

Ход.

Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

В ясный, солнечный денёк,

Весело порхая,

Собирает мёд

Пчёлка полевая.

У пчелы полно забот:

Над цветком пчела кружит,

Добывать ей надо мёд,

Про дела свои жужжит –

Жу-жу-жу-жу.

Друг за другом полетели -                                      «Пчёлки» летают.

                                              ж-ж-ж,  

Дружно песенку запели –

                                             ж-ж-ж:  

- Я устали не знаю – ж-ж-ж,

Среди цветков летаю – ж-ж-ж,    

И мёд там собираю – ж-ж-ж.

- Осторожно, пчёлки!                                           Воспитатель предупреждает.

Здесь медведь за ёлкой.

В улей улетайте

И свой мёд спасайте.                                           Пчёлки улетают.

                                 

2.Пчёлки и ласточка

Задачи: закреплять умение проговаривать звук   -з-  в слогах.

 Ход.

«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)

Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении. Дидактическая игра

«Собери цветок»

Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».

Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.

                            Дидактическое упражнение на внимание

3.«Найди ошибку художника»

Цели: развивать внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.

Воспитатель показывает странную картинку, на которой все перепутано, предлагает найти ошибки.

4.Подвижная игра  «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь .

5.Подвижная  игра «Горячо – холодно»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание.

Дети должны найти игрушки Милы, Кузи, Пчеленка и Лунтика.

6. Подвижная игра  «День и ночь»

(«Дневные и ночные бабочки»)

Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.

7. Упражнение «Насекомые над лугом»

Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.

Ход.

Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,

Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют

Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,

делают ритмичные выбросы рук

попеременно вперед.

Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

8.Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера - машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого

И веселый мотылек, загибают один пальчик.

Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и

Как фонарики глаза. подносят к глазам

Пожужжали, полетали, - машут мадошками.

От усталости упали. - роняют ладони на стол.

9.Физкультурная минутка.

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

З. Александрова.

10.Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

 1. «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

 2. «Летят пчелы».

Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)

 3. «Подуй на бабочку»

А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.

                                                                                     

 Приложение №3

                                           Стихи

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

А четыре – улетела.

        Хитрая бабочка

Я за бабочкой летал,

Шапку на неё кидал.

Дразнит бабочка меня:

-Не попал! Не попал!

Я споткнулся и упал.

А она юлит, хитрит,

Села на ромашку

И как будто говорит:

-Снова дал промашку!

Посидела, помолчала,

Говорит:

-Начнём сначала!

                         Варвара  Бардадым

        Антошка и комар

-Эй, крылатый шприц с ногами!

Надоел ты мне и маме!

Подучился бы немножко-

Был бы ты бесценной мошкой:

Прививал бы всем вакцины,

Жил для пользы медицины.

А пока ты кто? Пират!

И никто тебе не рад.

Рассердился тут Антошка,

Размахнулся и ладошкой

Комаришку- хлоп!

Не кусался чтоб!

                                    Любовь  Мирошникова

             Паучок

Днём всё реже

Солнце светит,

Молчит сверчок.

-Собирать

Пора мне сети,-

Тихо шепчет паучок.

-А чего тебе

Бояться,-

Пропищал

Комарик вдруг,

-Подожди-ка

Собираться,

Ты наловишь

Белых мух.

                          В. Нестеренко

                                 

               Осы

Осы к осени желтее,

Полосатее  и злее.

Видно, бабушкин компот

Им покоя не даёт.

И варенье, и повидло

Есть у нас,

А им – обидно!

-Комары, комары,!

Вы уж будьте так добры:

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

Отвечали комары:

- Мы и так к тебе добры.

Ведь кусаем мы тебя,

Хоть до крови, но любя.

 ***

Чок, чок, чок!

 На печи - сверчок,

На печи - сверчок,

За печуркой – паучок,

А ты ляг на бочок – и молчок!

               ***

Дана козявке справка

О том, что не козявка.

Неправильная справка.

Козявка есть козявка.     А. Кондратьев                                 

Стихи о насекомых

Бабочка

Белыми крыльями

Машет капустница.

Только поднимется –

Тут же опустится.

Носиком водит

По краю ромашки:

Мёд или чай

В этой беленькой чашке?

Автор: Г. Глушнев

Бабочка

Бабочка-красавица,

Очень мне уж нравится

Платьице твое!

Ты ж такая недотрога!

Мама говорит мне строго:

«Пусть летит она, не трогай

Крылышки ее!»

Автор: Евгений Корюкин

Бабочка

Живёт, собою Землю украшая,

Порхая с лепестка на лепесток!

При этом тишину не нарушая,

Она сама – летающий цветок!

Автор: И.Ефремов

Божья коровка

Точка, точка,

Два крючочка –

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа – точка, слева – точка,

В чёрных крапинках бока.

Я подую на жука –

Улетай за облака!

Словно красный вертолёт,

Прямо в небо он уйдёт.

Автор: Ф. Грубин

Комары

На лужайке у горы

Под зелёной липой

Потеряли комары

Маленькую скрипку.

На лужайке у горы

У тропы-петлички

Ищут, ищут комары

Скрипку-невеличку.

«Светлячок, сюда иди,

Посвети под липкой.

Без тебя нам не найти

Маленькую скрипку!»

Светлячок то там, то тут

Светится, как спичка,

Ищут, ищут – не найдут

Скрипку-невеличку.

Распищались комары

Зло и недовольно

И, наверно, с той поры

Всех кусают больно!

Автор: А. Екимцев

Муравей

Муравьишка маленький,

Маленький — удаленький,

Ты работаешь всегда,

Но блуждаешь иногда.

Опоздал ты

В свой домишко,

Только ты ведь

Не трусишка —

Под грибочком ночевал...

Утром с бабочкой играл,

И так резво веселился —

Чуть с грибочка не свалился.

Автор: Степан Козлов

Муха

Летним днём мешает муха

Спать: куснёт то в нос, то в ухо.

Люди с мухами не ладят. -

То на мусор муха сядет,

То усядется на хлеб,-

Не почистив свои лапки,-

То на пряник сядет сладкий.

Спасаясь от такой назойливой соседки,

Вставляют люди летом в окна сетки.

Автор: Лев Постолов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     

                                                                                                 

  Приложение №4

Загадки

А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.

                                          (Муравей.)

На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это?               (Стрекоза.)

           

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Встать всё равно не может.

                                           (Гусеница.)

 

Летом в открытые наши окошки

С писком влетают кусачие крошки.

Больно – пребольно кусаются

Даже на взрослых бросаются.

                                                (Комары.)

Прилетели к нам с помоек

И на стол полезли!

Сами лап своих не моют,

А у нас – болезни!

                                               (Мухи.)

Как повадилась из леса

Шерстяная колбаса!

Что не попадя жуёт,

Вот прожорливый народ.

                                             (Гусеница.)

Кто на них руками машет-

Нос и лоб зелёнкой мажет.

А кто к ним не пристаёт-

С мёдом ест и с мёдом пьёт.

                                             (Пчёлы.)

Ей не сидится на цветке,

Ей нравится летать,

НА «насекомом» языке

С подружкой стрекотать.

                                             (Стрекоза.)

Если ночью кому-то встретится

Этот крошечный червячок –

Червячок на пеньке засветится,

Как в тумбочке ночничок.

                                                (Светлячок.)

Бабочка

Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!

Бабочка

Божья коровка

А у божьей, у Коровки
Крылья - пёстрые обновки.
На спине у модных крошек
Видим чёрные горошки.
Божья коровка

Жук

Жук

Жук жужжит весь день подряд.
Утром, вечером и днем,
Все ему уже твердят:
От тебя жужжит весь дом!
А жуку жужжать не лень,
Он так развлекается,
И жужжит он целый день,
И не заикается!

Комар Комар

Что за маленькие злюки
Искусали наши руки,
Покусали наши лица,
Так, что нам теперь не спится?
И, жужжа, над нами вьются,
В наши руки не даются!
Злые, словно крокодилы,
Львы, гиены и мандрилы!
Летуны ночной поры,
А зовут их комары!

Кузнечик Кузнечик

Глянь, кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал,
Виден в зарослях едва -
Он зелёный, как трава.

Моль Моль

Ты знаком с такой невеждой,
Что питается одеждой?
Не знаком? Тогда позволь
Я тебе представлю Моль.

Муравей Муравей

Долго дом из хворостинок
Собирают для семьи,
Не жалея ног и спинок,
Непоседы - муравьи.

 Муха

То на локоть примостится,
Сгонишь - на плечо садится.
Хоботком своим щекочет,
Улетать совсем не хочет.
Муха

Мы - маленькие осы.
В тельняшках, как матросы,
Летаем над цветами -
Вы все знакомы с нами.
Всегда на наших ножках
Пушистые сапожки.
Нам жарко в них немножко.
Пришлите босоножки!
Оса

Пчела Пчела

Вокруг цветка жужжанье
У пчёлки расписанье:
Весь день нектар качает,
А ночью отдыхает.

Сверчок

Сверчок за печкою живет
И тихо песенку поет.
Про то что за окном темно,
О том что спать пора давно.

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

   

                                                                                           

 

 

 

                                                                                     Приложение № 5.

               Музыкальный досуг «На цветочной поляне »

Задачи:

1. Расширять представления детей о насекомых (муравье, бабочке, пчеле, кузнечике, божьей коровке), их разнообразии, отличительных признаках, передвижении.

2. Активизировать словарный запас детей: муравейник, муравьиная тропа. Глагольный словарь : порхает, ползает, летает. Учить детей отгадывать загадки.

3. Развивать фантазию, воображение, способность к перевоплощению.

4. Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.

Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми на прогулке; загадывание загадок о насекомых; подвижные игра: «Медведь и пчелы»;

разучивание стихотворений о насекомых.

Материалы и оборудование: Звуковая фонограмма; поделки насекомых, цветов.

                                                                Ход.

Ведущий: Здравствуйте ребята, здравствуйте, дорогие родители! За окнами Весна в разгаре! В народе говорят: «Весна цветами красна», а месяц май называют «цветень». А знаете почему? Потому что в мае все цветёт и благоухает: и деревья  и  кустарники. Куда не глянь всюду цветы! В такие дни так и хочется выйти на природу петь, плясать, радоваться. Давайте, ребята, мы с вами тоже заведем хоровод, обрадуем наших родителей.

Хоровод:» Веснянка».

Ведущий:

Как красива и щедра природа!

Сколько трав, деревьев и цветов!

Сколько окружает нас народа:

Мошек, бабочек, жуков и муравьев.

Только разведи рукой травинки -

Под листочком дремлет светлячок,

А вот здесь кузнечик чешет лапкой спинку,

Паутинку тянет крошка паучок.

Ведущий: Ребята, а как называют одним словом и бабочек, и жуков, и пауков, и кузнечиков?

Дети: Насекомые.

Ведущий: Правильно, насекомые, а каких еще насекомых вы знаете?

(Дети отвечают.)

                Ведущий: «Ребята, отгадайте пожалуйста загадки:

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет».

Дети: «Бабочка».

Ведущий:

«На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом».

Дети: «Муравьи».

Ведущий: «Красненькие крылышки, черные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке?»

Дети: «Божья коровка».

Ведущий: «С утра жужжу,

Цветы бужу.

Кружу-кружу,

Мед вожу».

Дети: «Пчела».

Ведущий:  «Ребята, посмотрите, сколько цветов вокруг нас. Как красиво! У меня есть веточка, но это не простая веточка, а волшебная, она превратит нас в насекомых. Раз, два, три, нас в насекомых преврати!»

Воспитатель касается веточкой, и дети «превращаются» в насекомых.

 Ведущий: «Посмотрите, у нас на полянке сколько насекомых!

Бабочки, божьи коровки

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –

Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью!)

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю,

С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза летает…

В ульях мёд в такие дни

Соты заполняет».

Ведущий: Раз, два, три, нас в божьих коровок преврати! Но что же там произошло, что случилось? Божьи коровки, посмотрите, на полянке грустят ваши друзья. Давайте развеселим их. Будем с ними танцевать.

 Композиция с божьими коровками.

Ведущий: «Кто это там шумит?»

Ребенок:

«Жу-жу-жу я пчела,

У меня всегда дела,

Собираю сок с цветов,

Скоро будет мед готов».

Воспитатель: «Пчелки, давайте с вами поиграем»

Игра «Медведи и пчелы»

Мальчики — «медведи», девочки – «пчелки». Под музыку пчелки «летят» собирать мед, а медведи бегут в «ульи» «поедать мед». Пчелки с окончанием музыки возвращаются и «жалят» не успевших убежать «медведей».

(Дети садятся на стульчики.)

Ведущий:  Ребята, май ведь последний месяц весны и он вот-вот закончится и весна уступит своё место еще одному замечательному времени года  -  Лету.

    Входит лето.

Лето: Какие пчелки красивые мне повстречались, я их часто вижу над цветами, они большие труженицы – все лето собирают сладкий цветочный сок и к зиме в их домиках много-много меда… Ребята, я самое теплое и самое богатое время года, зовут меня – Лето. Только летом в лесах можно услышать голоса тысяч птиц, в реке плещется молодая рыбка, пышно зеленеют леса, поля, луга, а в траве жужжит и копошится множество разных насекомых. Вот только не знаю, для чего они нужны. Может быть, вы знаете?

Ответы детей

             Лето: Я загадаю вам загадку:

В зелёных мундирах

В траве, на лугах.

Живут музыканты

           На длинных ногах.

Ведущий: Кто это , ребята? Правильно, кузнечик. А мы с вами знаем песенку про кузнечика.

Ритмическая композиция «В траве сидел  кузнечик»

Ведущий: Молодцы, ребята.

Лето: Послушайте, я загадаю вам еще загадку:

«Удивительно силен,

Не смотри, что мал,

Ведь в лесу с друзьями

Он гору натаскал».

Дети: Муравей

Ребенок:

Муравью нельзя лениться,

Муравей живет трудом.

Все, что только он увидит,

Тащит в свой подземный дом.

Лето: Да, муравьи, как и пчелы, большие труженики. Они поднимают вес больше, чем весят сами. И живут они большими дружными семьями в своих домиках-муравейниках. Я предлагаю и вам, ребята, превратиться в таких дружных братишек- муравьишек.

Игра «Муравьи строят дом»

Дети с шапочками муравьев на голове выходят и строятся в две команды по шесть человек. В обруч около них кладутся по пять кубиков и кирпичиков, один конус с флажком. Каждая команда должна построить из конструктора «дом».

Лето: как вы хорошо строите! А песенькой меня обрадуете?

Ведущий: Конечно, дорогое лето, дети наши много песен и стихов знают, ребята давайте споем для Лета.

Песня про хомячка.

Песня про Лошадку.

Ведущий: А теперь мы расскажем стихи про насекомых.

Жук- ребенок

Жук жужжит весь день подряд.

Утром, вечером и днем,

Все ему уже твердят:

От тебя жужжит весь дом!

А жуку жужжать не лень,

Он так развлекается,

И жужжит он целый день,

И не заикается!

Комар- ребенок

Что за маленькие злюки

Искусали наши руки,

Покусали наши лица,

Так, что нам теперь не спится?

И, жужжа, над нами вьются,

В наши руки не даются!

Злые, словно крокодилы,

Львы, гиены и мандрилы!

Летуны ночной поры,

А зовут их комары!

Кузнечик-ребенок

Глянь, кузнечик поскакал,

Все росинки расплескал,

Виден в зарослях едва -

Он зелёный, как трава.

Муха-ребенок

То на локоть примостится,

Сгонишь - на плечо садится.

Хоботком своим щекочет,

Улетать совсем не хочет

Светлячок- ребенок

Он в саду ночном блуждает,

Путь – дорожки освещает,

Светит, словно маячок.

Кто же это? Светлячок!

Стрекоза- ребенок.

Что за чудо - стрекоза!

Только крылья и глаза!

В воздухе трепещет

И на солнце блещет.

Ведущий: А теперь «Танец с платочками!»

Ведущий: Спасибо, ребята, вы очень правильно описали насекомых.

Лето: Вот какие разные насекомые – одни радуют глаз, другие -  помощники людям. И чтобы всё это всегда было с нами, надо беречь природу, оберегать её.

Ведущий: «Молодцы ребята! В мире насекомых так интересно! А теперь нам пора «превращаться» обратно в ребят.

Раз, два, три, нас в ребяток преврати!»

Ведущий: Мы и пели, и плясали

И стихи для вас читали,

А сейчас, как музыканты

Мы хотим для вас сыграть.

Песня « Оркестр.»

Лето: Вы сегодня и пели, и танцевали, очень весело играли.

 Спасибо ребята, что меня повеселили

Что ж, таким хорошим деткам

У меня есть угощенье!

Ведущий: Вот и пришла пора прощаться

Окончен праздник шумный наш

Но не хочу я расставаться,

до встречи я скажу сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Путешествие в мир насекомых"

Данный проект является иследовательским, краткосрочным. Дает возможность детям уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития ,способах питания, образе жизни, защите от ...

Проект "Путешествие в мир насекомых"

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы. ...

Проект "Путешествие в мир насекомых" для детей средней группы

Цель: формирование представлений о жизни насекомых.Задачи: уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов. Заложить осн...

Презентация проекта "Путешествие в мир насекомых"

Цель проекта: формирование представлений о жизни насекомых.Задачи проекта: уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от враг...

Проект «Путешествие в загадочный мир насекомых».

Описание проекта: В  «Программе  воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Ва­сильевой, В.В.Гер­бовой, Т.С.Кома­ро­вой   изучению насекомых отведено незначительное ко...

Проект «Путешествие в мир насекомых» с детьми 3-4 лет в летний оздоровительный период

Проект  «Путешествие в мир насекомых»  с детьми 3-4 лет   в летний оздоровительный период...

Отчет по проекту «Путешествие в мир насекомых» с детьми 3-4 лет в летний оздоровительный период

Отчет по проекту «Путешествие в мир насекомых» с детьми 3-4 лет  в летний оздоровительный период...