Тема: «История русского костюма»
проект (старшая группа)

Тамулина Ольга Геннадьевна

русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре.

Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история.

Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического

и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_duhovno_-_nravstvennomu_vospitaniyu.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №1»

Проект

«Духовно-нравственное воспитание направленности»

Тема: «История русского костюма»

Старшая группа

                                                                                                  Воспитатель : Тамулина О.Г

        Сорочинск, 2023

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Название учреждения

МАДОУ  «Детский сад№1»

Название проекта

«История русского костюма»

Автор проекта

Воспитатель: Тамулина О.Г

Тип проекта

Творческий, по направленности – исследовательско -познавательный.

Сроки проведения

Краткосрочный (2 недели)

Участники

Воспитатель, дети, родители.

Возрастная группа:

дети старшей группы 5-6 лет

Актуальность проекта

Актуальность проекта: русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре.

Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история.

Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического

и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Проблема:

В наше время активной   компьютеризации  народный язык начинает терять эмоциональность. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере.

Педагогическая цель

Создать условия для духовно – нравственного развития детей, возможность самостоятельно и реально открыть для себя
удивительный мир  русской одежды, её историю. Приобщить дошкольников к изучению национальной культуры, ее традиций и особенностей.

Задачи:

  • Познакомить детей с  характерными чертами  русского народного костюма; с  названиями видов одежды.
  • Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному  искусству.
  • Расширить представления детей  об истории русского народного костюма.
  • Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.
  • Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
  • Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
  • Обогащать словарный запас дошкольников. 

Объект проекта

Процесс духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством изучения русского народного костюма.

Предмет

Национальная одежда как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза

Духовно-нравственное воспитание будет более эффективным, если ведется целенаправленная работа по данной проблеме.

Форма работы:                                                                                                                                 

работа с детьми 

1.Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий.

2.Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.

3.Инсценировки сказок для детей старшей группы.

4.Проведение ООД.

5. Продуктивная деятельность.

работа с родителями                                                                                                                                  1. Ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами.

2. Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ.(пошив костюмов для театрализации и инсценировки сказок )

3. Проведение бесед, устных журналов.

Продукт проектной деятельности

- пошив костюмов для  уголка театрализации.

- инсценировки сказки «Гуси – Лебеди».

- рисунки, аппликация, коллективная работа;

- выставка детских работ;

Предполагаемые результаты:

  • дети откроют для себя удивительный мир  русской народной одежды,
  • - у детей старшего дошкольного возраста сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;
  • - бережное отношение детей к миру природы и к окружающему миру в целом;
  • - повышение педагогической компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании детей.
  • - позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.                   -потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
    - приобщение к опыту национальной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада..
    - ответственное отношение за свои дела и поступки.

Взаимодействие с родителями:

1. Пошив костюмов, создание декораций   «Мастерская Самоделкина»
2. Ремонт игрушек и книг детей совместно с родителями.
3. Консультация для родителей «Сказка помогает прививать нравственные ценности в ребенке», «Что такое сказкотерапия»
4.Прием гостей-родителей.

2. Инсценировка сказки для родителей «Гуси- Лебеди»

Основные понятия, которые должны усвоить дети:                                                                

Сарафан, понева, передник, рубаха, пояс, кушак, тулуп, зипун, кафтан, душегрея, шуба, лапти.

Значимость проекта для всех его участников:                                                                             

Дети: откроют для себя удивительный мир  русской народной одежды . Познакомятся с процессом изготовления одежды.  Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: расширение возможности сотрудничества со своими детьми.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

1. Постановка целей, определение задач воспитательно-образовательной работы.

2. Изучение методической литературы для реализации проекта.

3. Подбор методической, дидактической, справочной, художественной литературы, наглядно – дидактического материала.

4. Создание условий для продуктивной деятельности.

Основной этап

Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Магазин одежды», «Музей одежды»

Дидактические игры: «Собери костюм», «Что лишнее», «Подбери головной убор к сарафану», «Собери узор», «Четвертый лишний»,  «Один – много» «Что из чего?», раскрашивание раскрасок, рисование .

Театрализованные игры: инсценировка сказки «Гуси-Лебеди» (распределение ролей, изучение текста, подбор костюмов)

Беседы: «Что носили раньше?», «Русский костюм», «Зимняя русская одежда», «Как берегли одежду  на Руси», «Как гладили одежду в старину» Беседа – рассуждение «Символика русского костюма», Беседа - рассуждение «Современная одежда»

Чтение с детьми произведений об одежде: Рассматривание энциклопедии " Народы России", З.Александрова «Сарафанчик», Русские народные сказки «Морозко», «Аленушка и братец Иванушка», Былина «Ставр Годинович и Василиса  Микулишна»

Рисование:  «Кокошник», рисование атрибутов к сказки

Конструирование: «Роспись платочка» красками

Лепка: русский сарафан

Заключительный этап

1.Оформление в группе  выставки детских работ  «Русский костюм» (сарафан, кокошник),   «Расписные платочки»

Ресурсы:

-О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2012

-Из интернет- ресурсов конспекты, презентации, видеоматериалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "История русского костюма"

Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы. Способствовать развитию речи....

Система конспектов занятий в старшей группе по теме "История русского костюма"

Система конспектов занятий в старшей группе по теме "История русского костюма"...

Презентация на тему "История русского костюма".

Презентация к конспекту непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «История народного костюма» для детей подготовительной группы....

Тема: « История русского народного костюма»

МБДОУ "Детский сад 52 " Аленький цветочек "Город Смоленск Выполнила воспитатель: Титова Ольга Игоревна Смоленск 2022 год Цель:  Приобщить детей к истории народной ку...

Конспект Образовательной деятельности по речевому развитию «Здравствуй мир» Тема: «История русского костюма»

Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями внешнего вида; учить детей сравнивать, описывать; способствовать развитию речи....