«Использование интеллект-карт в работе по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Костерина Светлана Александровна

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Эффективность использования данного метода в образовательном процессе связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие - за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_kosterina_s.a._2022_2.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Программа профессионального саморазвития педагога

«Использование интеллект-карт в работе по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»

 

                         

Воспитатель: Костерина Светлана Александровна


Пояснительная записка

Актуальность проблемы:

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Эффективность использования данного метода в образовательном процессе связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие - за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения.

В дальнейшем метод интеллект-карт стал использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Составление интеллект-карт является формой свободного творчества, требующая от автора умение находить в предложенном материале существенные признаки, делать выводы и кратко их формулировать. Я считаю, что эти способности очень востребованы в современной жизни.

       Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

         Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения. Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы ребенок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации.

Цель: повышение профессиональной компетентности в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста и создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода интеллект – карты.

Задачи для воспитателя:

  • Повысить личный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
  • Определить особенности и преимущества использования технологии «Интеллект-карты» в рамках воспитательно-образовательного процесса;
  • Описать и испытать практическую работу по использованию технологии «Интеллект-карты» в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи для детей:

  • Создать условия для формирования навыков самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, проявлять активность при разговоре;
  • Способствовать формированию умения отвечать на вопросы распространенно, расширять и уточнять словарный запас;
  • Способствовать развитию сенсорных чувств, речи, внимания;
  • Содействовать воспитанию доброжелательных отношений друг к другу.

Задачи для родителей:

  • Способствовать развитию интереса со стороны родителей к использованию интеллект-карт через вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс;
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

Работа воспитателя:

  • Повысить личный уровень знаний путём изучения различной методической, психолого-педагогической литературы, официальных и нормативных документов по данному вопросу и информации в интернет- ресурсах;
  • Выявить возможности дошкольников в овладении технологией «Интеллект-карты»;
  • Повысить уровень знаний по данной теме у родителей воспитанников, создать условия для творческой активности родителей;
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Ознакомить педагогов с эффективным методом в образовательно-познавательной деятельности с детьми интеллект –карты через разные формы работы с коллективом: мастер –класс, открытый просмотр ООД с использованием интеллект -карт;
  • Создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;

Работа с родителями:

  • Изучить, насколько готовы родители к работе с ДОУ;
  • Заинтересовать родителей в совместном проведении исследования, а также привлечь к подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
  • Обеспечить открытость ДОУ для родителей.

Работа с детьми:

  • Развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • Развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;
  • Развивать умение визуализировать и проговаривать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;
  • Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе.

Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет-ресурсы.

Ожидаемый результат: 

  • Повысился интерес детей к занятиям, возросла их речевая активность, любознательность и творческий потенциал;
  • Сформированы умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;
  • Связная речь детей стала грамотнее, логичнее;
  • Повышение профессионального мастерство педагогов;
  • Родители повысили свою педагогическую грамотность, вовлечены в воспитательно - образовательный процесс.
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, повышение своих практических и теоретических знаний, умений и навыков;
  • Умение активизировать творческие способности и применять полученные знания на практике;
  • Овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (работа с интеллект-картами);

Планируемые результаты самореализации:

  • Разработан список полезной литературы по теме «Интеллектуальные карты».
  • Создан информационный уголок для родителей «Интеллектуальные карты для речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
  • Разработан перспективный план освоения технологии «Интеллект-карты» детьми старшей группы в соответствии с КТП.
  • Подготовлены интеллект-карты по различным темам: «Моя семья», «Сказки П.Бажова», «Игривая зима», «Признаки зимы», «Моя мама лучше всех!».
  • Созданы индивидуальные интеллект-карты (совместно с родителями) на тему «Наши любимые сказки».

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 уч. год.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 уч. год.

Перспективный план 2022 – 2023 уч. год.

Сроки

Формы работы

Цель

Продукт

Сентябрь 2022

Сбор и анализ информации, работа с методической литературой; изучение интернет – ресурсов по теме проекта.

Внедрение в активную практику технологии «интеллект-карты» 

для

формирования у детей старшего дошкольного возраста любознательности и

развития речевой активности.

Список использованной литературы.

Октябрь 2022

Консультация для родителей «Использование метода интеллект - карт в детском саду»

Информация в уголок для родителей «Интеллектуальные карты».

Ноябрь 2022

Разработка перспективного плана по использованию метода интеллект - карт в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Составление интеллектуальной

карты «Семейные

традиции»

Перспективный план в соответствии с КТП

Интеллект – карта «Моя семья»

Декабрь 2022

Занятие по речевому развитию «Беседа по сказкам П. Бажова «Серебряное копытце»»

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Интеллект-карта «Сказки П. Бажова»

Январь 2023

Занятие по речевому развитию с использованием метода интеллект - карт на тему «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Интеллект – карта «Игривая зима»

Февраль 2023

Занятие по речевому развитию с использованием метода интеллект - карт на тему «Обучение рассказыванию. Д/у «Что это?»»

Упражнять детей в творческом рассказывании, в умении употреблять обобщающие слова.

Интеллект-карта «Признаки зимы»

Март 2023

Занятие по речевому развитию с использованием метода интеллект - карт на тему «Наши мамы»

Учить употреблять в речи добрые, ласковые слова по отношению к маме, расширять словарный запас.

Интеллект – карта «Моя мама лучше всех!»

Апрель 2023

Совместная деятельность родителей и детей.

Активизация позиции родителей в более

тесном взаимодействии с педагогами и

детьми.

Индивидуальные интеллект – карты по теме «Наши любимые сказки»

Май 2023

Мастер-класс

для педагогов

«Использование

интеллектуальных карт в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста»

Привлечение интереса к

использованию интеллектуальной

карты для активизации речевой

деятельности детей дошкольного

возраста и побудить к дальнейшему

применению.

Индивидуальные интеллект-карты по разным темам.


Список используемой литературы:

1. Интернет-ресурсы

2.Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016,- 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Животный мир».

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста.       ...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагогического коллектива ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста

В связи с тем, что произошли кардинальные изменения в системе дошкольного образование, внедрение и  реализация ФГОС основной и очень важной целью является  сохранения и укрепления здор...

Перспективный план работы по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование по речевому развитию в группе среднего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Моделирование, как форма работы по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников.Что же такое моделирование? В чем особенность и значение моделирования? Сущность метода моделирования. Закономерности форм...

Методическая разработка к организации НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Весна» (с использованием мнемотаблицы)

Цель: закреплять представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях. Задачи: продолжать формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;совершенс...

Статья "Использование детской художественной литературы при реализации образовательной области речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста"

Статья о том, как в наше время увлечь детей художественной литературой, не просто увлечь, а так чтобы это было с пользой!...

Использование графического моделирования в работе по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Проблема речевого развития детей, на сегодняшний день, одна из самых основных. На мой взгляд, этому способствует то, что дети слышат, запоминают и повторяют речь окружающих (дома, в детском саду, на у...