«Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»
материал

«Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1samoobrazovanie.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

 

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 Пукова Галина Викторовна

(Ф.И.О.)

 воспитатель

(Должность)

 «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»

(Название темы)

2020 г

(Начало изучения темы)

2021 г

(Окончание изучения темы)

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. 

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

Работа в данном направлении поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

* произвольное внимание;

* логическое мышление;

* зрительное и слуховое восприятие;

* память;

* речь детей.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество МДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Выход темы:

- консультация для родителей

мастер-класс для родителей «Изготовление дидактических  игр для  сенсорного развития дошкольников»

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по сенсорному воспитанию

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Ожидаемые результаты:

- закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;

- положительная динамика в математическом развитии детей;

- совершенствование предметно-развивающей среды.

План работы

Содержание работы

Сроки

1

Теоретический этап.

Изучлась методическая литература по данной проблеме:

  • Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
  • Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  • Сост. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998.

Изучались статьи в журналах:

  • «Воспитатель ДОУ»,
  • «Дошкольное воспитание»,
  •  «Ребенок в детском саду»,
  • «Обруч»

В течение года

В течение года

2

Практический этап.

Изучался опыт педагогов ДОУ.

Использовали методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Изучались методики и технологии педагогов в Интернете.

Создавалась предметно-развивающая среда.

Занятия, в которых использовались дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.)

В течение года

В течение года

В течение года

3

 Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

 «Чудесный мешочек».

 «Определи на ощупь» ( найти предметы различающиеся по одному  признаку)

 «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

 «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

 «Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).

Ноябрь

4

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

 «Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)  

 «Из каких фигур состоит…?» (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

 «Найди предмет такой же формы»  (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя?»   (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур).

Декабрь

5

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

 «Сравни предметы по высоте».

 «Самая длинная, самая короткая». (предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Разноцветные кружки»  (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка).

 «В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).

«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие дальше).

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста Тема: «Бабочки»

Январь-февраль

6

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

 «Какого цвета не стало?»

 «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

 «Собери  гирлянду»  (предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)

 «Какие цвета использованы?»  (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учили называть и различать два оттенка одного цвета, упражняли в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

 «Уточним цвет»  (учили различать и называть близкие цвета)

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста Тема: «Бабочки»

Март-апрель

7

Родители учавствовали в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста Тема: «Прогулка к Мишутке»

Подготовили консультацию для родителей «Сенсорные игры малышей».

В течение года

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит ос...

Презентация самообразования по теме: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры".

quot;Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" - тема самообразования, целью которого является повышение своего теоретического уровня, профессионального ...

Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры

Консультация для родителей на тему: Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»...

Консультация для родителей на тему: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойств...

Консультация для родителей на тему: Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста....