Технологии развития критического мышления в ДОУ
материал

Людмила Васильевна Сохарева
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида

Р.п.Каргаполье

Технологии развития критического

 мышления в ДОУ

Подготовил:

Воспитатель старшей речевой группы №9

Сохарева Л.В.

1 слайд

 Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Но современные дети не стремясь к тому, чтобы научиться мыслить самостоятельно, получать знания,  отдают предпочтения гаджетам. И тогда у нас, педагогов возникает ряд вопросов:

Как повысить мотивацию к обучению у современных дошкольников? Как вовлечь воспитанников в образовательный процесс? Как научить учиться? Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную систему нельзя.

Нужно использовать инновационные способы обучения позволяющие побуждать самих дошкольников к получению знаний. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Можно.  Более того,как и другие качества ума, мышление можно развивать.

Развивать мышление - значит развивать умение думать.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, являются технологии развития критического мышления.

2 слайд

Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением.

И так, технология развития критического мышления  представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать воспитанника (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

3 слайд

Актуальность технологии развития критического мышления

состоит в том, что она  является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

4 слайд

Цель технологии развития критического мышления научить детей из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить, повысить самооценку детей.

5 слайд

Технология развития критического мышления  позволяет решать следующие задачи:

• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями

• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем

• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое

Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критического мышления  помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, а так же развивает монологическую и диалогическую речь.

6 слайд

Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу,  решать проблемы;

  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и т. д.

7 слайд

Структура занятия по технологии развития критического мышления состоит из трёх этапов:

1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации)

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ребенок получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

Умственное развитие ребенка в 3-4 года уже достаточно богато, чтобы попробовать дать ему посыл к движению мысли. Словарный запас и багаж знаний малыша уже позволяет грамотно излагать свои мысли, а разгар периода «почемучек» способствует к постановке вопросов. Но немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно их комбинировать, вмещать в рамки уже знакомых традиционных форм занятия.

В дошкольном возрасте возможно применение следующих методов и приёмов развития критического мышления :

8 слайд

Приёмы развития критического мышления:

  • «Прогнозирование с помощью открытых вопросов»
  • «Знаю-хочу узнать-узнал»
  • «Верные и неверные утверждения»
  • «Ролевая игра»
  • «Кластер»
  • «Кубик»
  • «Перемешанные события»
  • «Толстые и тонкие вопросы»
  • «Чтение со стопами»
  • Мнемотаблицы
  • «Корзина идей» и многое другое

Я уверена, что каждый из вас использует некоторые приемы в своей практике, но возможно, не зная, что они являются методами развития критического мышления.

В своей практике я тоже использую несколько приемов. Например, такие как «Прогнозирование с помощью открытых вопросов»

9 слайд

«Ролевая игра»

Цель этого приема заинтересовать детей, удивить. При этом возникает и действует эффект неожиданности. Так же этот прием может заключатся в постановке проблем или в инсценировке. Например, приходит какой- то герой, появившийся неожиданно, предварительно постучавшись в дверь, который предлагает детям решить какую-либо проблему. Так, иногда к нам в гости заходит забавный пингвин Капитошка, которому нужна помощь.

 Тема - волшебное электричество

- Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?

Читаю стихотворение, в руках кукла Золушка.

Про бедную Золушку сказку читаю,

но как ей помочь, к сожалению, не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной

Приходится Золушке дом убирать,

Но где пылесос, чтобы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду.

А надо еще приготовить обед:

Как жаль, что электроплиты в доме нет

Присела бедняжка – всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает сил не жалея.

Надеется только на добрую Фею.

-Дети, поможем Золушке? Про какие приборы говорится в стихотворении? (Про электроприборы) А для чего они нам нужны? (эффект неожиданности и постановка проблем)

Прием «ролевая игра» активизирует внимание детей, создает интерес детей к данной проблеме и желание решить ее. Воспитывает в детях доброжелательность, отзывчивость.

10 слайд

«Кубик»

активизация знаний о предмете или теме, составление предложений в виде ответа на вопросы.

Каждая сторона кубика несёт вопрос:

2Что это?

На что похоже?

Форма, величина, цвет

Как это делают?

Для чего используют?

За и против (положительное и отрицательное)

Например,  тема «Спички»

Что это?Спички

На что похоже?Похожи на палочки

Форма, величина, цвет-Деревянные палочки небольшого размера, на конце сера.

Как это делают?Выстругивают из отходов дерева одинаковой длины и толщины палочки, один конец которых обмакивают в серу

Для чего используют?Используются для того, чтобы зажечь газ, развести костёр, растопить печь и т. д.

За и против (положительное и отрицательное) .Хорошо то, что спички дают тепло, огонь. Плохо то, что спички детям не игрушка, может случиться пожар.

11 слайд

 «Мнемотаблицы»

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. Мнемотаблицы широко используются при знакомстве с буквой, при пересказе, при проговаривании скороговорок. Помимо этого мнемотаблицы широко используются при составлении рассказов, сказок.

12слайд

«Чтение со стопами»

Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. Текст разбит на смысловые части, после каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. При таком чтении у детей лучше откладывается в памяти содержание рассказа, так как внимание не успевает рассеяться до остановки, а во время остановки вновь активизируется, так как дети отвечают на вопросы. При таком чтении ребята учатся думать при слушании, а не просто пассивно слушать. У детей развивается фантазия, так как нужно самим придумать концовку. Дети учатся правильно, осознанно работать с текстом, они могут прочувствовать концовку рассказа, оценить ситуацию, а это нравственно воспитывает детей, отражается на их поступках.

Пробуждая в детях критическое мышление, воспитатель учится честно отвечать на детские вопросы, даже если он не знает ответа. И самое лучшее, что можно ответить в таком случае: «Я не знаю, почему это так. Давай вместе придумаем, как это можно узнать» или «Сейчас я не знаю ответа на твой вопрос, давай я узнаю и обязательно тебе расскажу»

Обучение с помощью приемов развития критического мышления можно использовать как на занятиях  с детьми, так и во время свободной деятельности. Уникальность этих приемов состоит в том, что их можно применить к любому занятию, видоизменяя вопросы и задания в соответствии с нужной темой.

При применении приемов развития критического мышления дети учатся не просто отвечать на поставленные вопросы, а осмысливать их, аргументировано доказывать свою точку зрения. Они умеют не только отвечать на вопросы, но и задавать их. У детей будут  хорошо развиты воображение, память, мышление, внимание. В дальнейшем дети научаться работать с текстом, умея выделять в нем главное, научатся сопереживать и  будут готовы всегда прийти на помощь не только героям, приходящим на занятия, но и друг другу, окружающим взрослым, растительному и животному миру. Благодаря, этой технологии, дети смогут легко и быстро усвоить материал, необходимый для подготовки к школьному обучению. Все это доказывает эффективность, при внедрении в образовательный процесс технологии развития критического мышления.

13 слайд

В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно.

Великий мыслитель и философ Конфуций в свое время сказал такие слова: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

14 слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»

Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников» (материал участника районного профессионального конкурса «Воспитатель года - 2020»)

МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области    Мастер – класс«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дош...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...