Методическое объединение " Использование нетрадиционных техник ручного труда для развития творческого потенциала дошкольников".
статья

Комалова Любовь Анатольевна

Использование нетрадиционных техник ручного труда для развития творческого потенциала дошкольников.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда. А как же можно сформировать данную положительную установку, если не заниматься с детьми разными видами труда, и не только самообслуживанием и бытовым трудом, но и непосредственно ручным трудом?

Содержание нетрадиционного ручного труда очень разнообразно: работа с тканью, нитками, бумагой, древесиной, природными и подручными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы и т.д. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников. Ручной труд даёт возможность ребёнку почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, а также прививает уважение к чужому труду. Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким.

Одним из наиболее важных условий успешного развития ручного труда— это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания и т.д. Важно, чтобы воспитатель всякий раз создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это способствует развитию у детей креативности и творческого мышления.

Основные задачи:

  • формировать у детей прочные навыки и умения действий с разными материалами для детского творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой
  • создавать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, нетрадиционными техниками
  • поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, проявлять инициативу, поддерживать личностное творческое начало
  • развивать фантазию, креативность, творческое воображение, мелкую моторику рук, глазомер
  • воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение, создавать физически и психологически комфортные и безопасные условия для обеспечения образовательно-развивающего процесса
  • активизировать деятельность педагогов по внедрению нетрадиционных техник ручного труда детей в образовательно-развивающем процессе, формировать позитивное отношение родителей к событиям, происходящим в детском саду.

 

 

Эффективным средством развития творческого потенциала, по мнению многих учёных и практиков, выступает художественный ручной труд в том числе и не традиционный.

  Использование нетрадиционных техник ручного труда даёт возможность применять коллективную форму творчества, она сближает детей, развивает навыки культуры общения. Педагогическая задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Планомерная, систематическая и последовательная организация деятельности детей по ручному труду принесла ощутимые плоды в виде реальных продуктов детского творчества, а также положительную динамику результатов диагностики по всем показателям художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.

Условия успешной организации творческих занятий по ручному труду:

  • богато насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда
  • свободный доступ к этим материалам и возможность экспериментирования с ними
  • создание эмоционально-положительной атмосферы при совместной деятельности с детьми
  • использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, участие в конкурсах различного уровня, организации выставок, использование в образовательной деятельности
  • живой интерес родителей к процессу и результатам художественного творчества детей и вовлечение их в этот процесс.

Для того, чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать и творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности и не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности и в целях всестороннего развития детей.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник ручного труда для развития творческого потенциала дошкольников.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда. А как же можно сформировать данную положительную установку, если не заниматься с детьми разными видами труда, и не только самообслуживанием и бытовым трудом, но и непосредственно ручным трудом?

Содержание нетрадиционного ручного труда очень разнообразно: работа с тканью, нитками, бумагой, древесиной, природными и подручными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы и т.д. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников. Ручной труд даёт возможность ребёнку почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, а также прививает уважение к чужому труду. Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким.

Одним из наиболее важных условий успешного развития ручного труда— это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания и т.д. Важно, чтобы воспитатель всякий раз создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это способствует развитию у детей креативности и творческого мышления.

Основные задачи:

  • формировать у детей прочные навыки и умения действий с разными материалами для детского творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой
  • создавать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, нетрадиционными техниками
  • поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, проявлять инициативу, поддерживать личностное творческое начало
  • развивать фантазию, креативность, творческое воображение, мелкую моторику рук, глазомер
  • воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение, создавать физически и психологически комфортные и безопасные условия для обеспечения образовательно-развивающего процесса
  • активизировать деятельность педагогов по внедрению нетрадиционных техник ручного труда детей в образовательно-развивающем процессе, формировать позитивное отношение родителей к событиям, происходящим в детском саду.

Эффективным средством развития творческого потенциала, по мнению многих учёных и практиков, выступает художественный ручной труд в том числе и не традиционный.

  Использование нетрадиционных техник ручного труда даёт возможность применять коллективную форму творчества, она сближает детей, развивает навыки культуры общения. Педагогическая задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. 

Планомерная, систематическая и последовательная организация деятельности детей по ручному труду принесла ощутимые плоды в виде реальных продуктов детского творчества, а также положительную динамику результатов диагностики по всем показателям художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.

Условия успешной организации творческих занятий по ручному труду:

  • богато насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда
  • свободный доступ к этим материалам и возможность экспериментирования с ними
  • создание эмоционально-положительной атмосферы при совместной деятельности с детьми
  • использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, участие в конкурсах различного уровня, организации выставок, использование в образовательной деятельности
  • живой интерес родителей к процессу и результатам художественного творчества детей и вовлечение их в этот процесс.

Для того, чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать и творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности и не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности и в целях всестороннего развития детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников

Доклад  нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников...

Нетрадиционные техники ручного труда и развитие творческой деятельности у дошкольников

Знакомство с изготовлением изделий из различного нетрадиционного материала (бисер,соломка, карандашная стружка)....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

« Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников»

laquo; Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников»...

"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников"

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...

«Использование нетрадиционных техник ручного труда для развития творческого потенциала дошкольников»

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Искусство рисования -...