«Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста на экотропе».
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Федосеева Ольга Борисовна

Экологическая тропинка – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Планирование работы на экологической тропинке возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa_kak_forma_razviv._sredy.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовили: Федосеева О.Б. Фомина А.А. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 74» «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста на экотропе ».

Слайд 2

Экологическая тропинка – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Планирование работы на экологической тропинке возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.

Слайд 3

Учитывая особенности возраста , а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экологические беседы; уроки доброты; уроки мышления; экологические конкурсы, КВН, викторины; экологические акции; обсуждение и проигрывание ситуаций; трудовой десант; зелёный патруль; клуб исследователей природы ;

Слайд 4

лаборатория юного эколога; составление экологических карт; ведение фенологических календарей природы; коллекционирование; экологические выставки и экспозиции; экологические праздники; экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.); экологические сказки; экологические тренинги; инсценировки, театрализации.

Слайд 5

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание, формы и методические приемы. В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть: наблюдения , экскурсии , дидактические игры , рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции. В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным. Ставятся задачи - показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе.

Слайд 6

В старшей группе экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными и предусматривают организацию познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников. Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед детьми, родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.

Слайд 7

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности. Трудовое воспитание на экологической тропе : Природоведческий труд: Уход за грядками на огороде ( рыхление, полив, прополка, прореживание ). Уход за цветами на экологической тропе .

Слайд 8

Хозяйственно-бытовой труд: Мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т.д.)

Слайд 9

Природоохранный труд: Изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе. Осмотр овощных культур (нет ли вредителей) и обработка (педагогом) их настоем их трав, луковой и чесночной шелухи. Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание сломанных веточек).

Слайд 10

Ручной труд: Изготовление поделок из природного материала. Аппликация из природных материалов .

Слайд 11

Уроки мышления. Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для ребёнка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?» Например: «Почему у ёлки зелёные иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»; «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит берёза?»; «Где ночуют птицы?»; Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы. Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Слайд 12

Уроки доброты. Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Такие уроки не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений. Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребёнка на заданную тему).

Слайд 13

Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации. Дети нарвали большой букет одуванчиков. Воспитатель на них рассердился. Почему? Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать? Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т. д.

Слайд 14

Квест - больше чем игра. Это возможность организовать образовательный процесс без принуждения, дать детям почувствовать себя следопытами, самостоятельными и умными Структура квеста : Сюжет Задания – этапы, задания, ролевые задания Порядок выполнения Конечная цель — оценка, приз.

Слайд 15

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой . Наблюдения можно проводить : Во время занятий; На прогулках; В уголке природы; На огороде, в цветнике.

Слайд 16

Дидактические игры экологического содержания. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т. д. Младшим детям хорошо давать несложные задания («Найди по листу дерево», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку — самый большой, поменьше, маленький» и т. д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам.

Слайд 17

Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать, растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам. «Найди семена дерева » Цель игры : различать и называть листья знакомых деревьев , вспоминать названия деревьев . Знакомить с названиями плодов деревьев .

Слайд 18

«Какое насекомое, назови?» Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…

Слайд 19

«Необычное путешествие» Цель: Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе .

Слайд 20

Работа, которую мы проводим в нашем дошкольном учреждении, показала высокий развивающий эффект. У детей формируется бережное отношение к живой и неживой природе, что позволяет надеяться на то, что они вырастут заботливыми хозяевами своей планеты – Земля.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол по теме «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста»

Ведущим видом деятельности детей является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, усваивает новое в непосредственной  обстановке. необходимо организовать деятельность дошкольников в особ...

Консультация "Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

В ФГОС ДО одним из психолого- педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми....

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию....

"Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...

«Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

В настоящее время педагоги ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. В ФГОС дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы...

Современные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в образовательной деятельности «Социально – коммуникативное развитие» по правилам дорожного движения

С каждым годом в нашу жизнь все плотнее входят современные информационно-коммуникационные технологии.И в системе дошкольного образования в последнее время появляется возможность наряду с традиционными...

Из опыта работы «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию социально-нравственных качеств»

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает...