Организация образовательной среды с учетом современных требований
статья (младшая группа)

В дошкольных организациях необходимо создание особой развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на ребёнка, которая

строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их интересов, зоны ближайшего развития и предоставления детям возможности

выбора деятельности. При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию: -образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детейдошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и

коррекции их развития;

-двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

-различных образовательных программ с учётом применения инклюзивного образования, а также национально –культурных, климатических и других

условий.

Организация развивающей среды должна быть построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность

каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образовательная среда в ДОУ27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Организация образовательной среды

с учетом современных требований»

В дошкольных организациях необходимо создание особой развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на ребёнка, которая

строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их интересов, зоны ближайшего развития и предоставления детям возможности

выбора деятельности. При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию: -образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детейдошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и

коррекции их развития;

-двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

-различных образовательных программ с учётом применения инклюзивного образования, а также национально –культурных, климатических и других

условий.

Организация развивающей среды должна быть построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность

каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды      Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.). Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.

Принцип стабильности–динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами,

настроениями, меняющимися возможностями детей.Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующийвозможностьпостроениянепересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимуловпоколичествуикачеству.Принципэстетическойорганизации, сочетание привычных и неординарных элементов. Принцип открытости –закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем

обществе эталонами мужественности и женственности. Модель развивающей среды группы создаётся с учётом вышеизложенных принципов.  Необходимо

отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными

способами деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:                        -реализацию различных образовательных программ;                                         -необходимые условия для инклюзивного образования;                                -учет национально-культурных,климатических условий;                                 -учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда состоит из следующих компонентов:

-содержательность;

-насыщенность;

-трансформируемость;

-полифункциональность;

-вариативность;

-доступность;

-безопасность

Варианты построения развивающей среды

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами –расстановкой мебели и оборудования.

2. Использование помещений спальни и раздевалки.

3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации

принципа активности –создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку

возможность двигаться.

4. Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.

5. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций».

6. Принцип открытости обществу –это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.

Предметно-пространственная среда в младшей группе

Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, В связи с этим необходимо спланировать расстановку оборудования еще до прихода малышей в сад. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности.

С учетом этого пространственная обстановка организуется для одновременной деятельности 2 детей и взрослого. У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными. Для стимулирования двигательной активности необходимо включить в обстановку горку со ступеньками и пологим спуском; иметь оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Например, пластиковые кубы сотверстиями или лабиринты, подойдуттакже и трапециевидные столы с круглыми отверстиями в боковинах. Можно использовать большой матрас или

мат, на котором дети с удовольствием будут прыгать, лежать, ползать, слушать сказку. Внесение в группу очень крупных, разноцветных надувных мячей и несколько мячей меньших размеров будет способствовать стимулированию ходьбы.

Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы подбираются чистых цветов, четкой несложной формы, разных размеров, выполненных из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов.

Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердостьмягкость и другие разнообразные свойства. Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок, нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры.  Необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы подбираются внешне привлекательные, яркие, и довольно часто их надо менять (не реже одного раза в неделю). Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка, это способствует развитию его активности, самостоятельности. Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнообразные большие коробки, покрашенные или оклеенные бумагой в разные цвета материалбесконечнойпривлекательности для ребенка, предоставляющий малышам возможность изменять и выстраивать пространство для себя. Много возможностей развития детей заложено в игре экспериментировании.

Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования. Лучше размещать материалы для таких «неопрятных» игр ближе к источнику воды, обязательно в этом месте постелить пластиковый коврик или клеенку, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники, старые папины рубашки). Рядом в коробке-контейнере или на полках находятся необходимые предметы: емкости для переливания воды,мелкие резиновые игрушки, игрушки-забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, водяные мельницы, сита, шарики от пингпонга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, камешки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок и подобные предметы).

Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и тарных картинок. Должны быть также мозаика (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл, наборы кубиков развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а также игры с элементами моделирования и замещения. Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе позволяют организовать игру по-разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу.  

Ребенок младшего возраста начинает проявлять все более активный интерес к рисованию. Для накопления опыта изобразительной деятельности лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Обои закрепляются на стене, покрытой пленкой, или на столе и перематываются по мере использования. Любят малыши рисовать ладошками, для такого рисования лучше использовать гуашь с добавлением жидкого мыла или специальные краски. Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками. В своем исследовательском поведении ребенок может порвать страницы, познавая свойства бумаги.

Для удовлетворения этой познавательной потребности достаточно внести в группу кипу старых газет и журналов, но разместить их далеко от книжного уголка. Запрет воспитателя на порчу книг, и одновременное разрешение рвать газеты поможет решить эту проблему педагогически верно. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, надо на уровне глаз детей прикреплять фотографии, картинки с изображением людей разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с разным выражением эмоционального состояния (грустные, веселые, смеются, плачут), с разными особенностями внешности, прически, одежды, обуви. Можно вывешивать фотографии семьи ребенка и его самого. Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать движения, мимику, внешний вид. А уголок ряженья позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-развивающей среды с учетом современных требований. Обобщение опыта работы

Создание предметно-развивающей среды с учетом современных требований. Обобщение опыта работы...

Психолого-педагогические особенности организации и экспертизы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы проведения экспертизы образовательной среды ДОУ. Экспертиза позволяет выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды дошкольной организации и м...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 2. Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Тема 4 - Непосредственно образовательная деятельностьТема 5 - Структура непосредственой образовательной деятельностиТема 6 - Способы достижения и методы НОД...

Методические рекомендации по организации предметно –развивающей среды с учетом психологических требований по ФГОС ДО по всем группам

Организация предметно –развивающей среды с учетом психологических требований по ФГОС ДО по всем группам. Методические рекомендации...

Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников с учетом современных требований

Актуальность духовно-нравственного воспитания детей обусловлена объективной заинтересованностью общества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственно...

Создание современной образовательной среды с учетом потребностей детей с ОВЗ

В статье описан сценарий методического мероприятия для учителей-логопедов в форме дискуссионной площадки. Этот опыт работы может быть интересен для старших воспитателей, которые стремятся разнообразит...

Доклад для воспитателей на тему: "Специфика организации работы в группах раннего возраста с учетом современных требований"

В материалах рассмотрены  особенности воспитательно-образовательной  работы в группах детей раннего возраста в соответствии с современными требованиями...